ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-45837/14 от 22.12.2014 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

22 декабря 2014 года                                     Дело №А60-45837/2014

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.О.Ивановой рассмотрел дело по заявлению

Заместителя прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга   далее прокурор, заявитель

к Некоммерческому Партнерству по социальной защите инвалидов войн "Ассоциация Форпост" (ИНН 6659129529, ОГРН 1056603234775) далее  заинтересованное лицо, Партнерство

о привлечении к административной ответственности,

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

Прокурор просит привлечь  Партнерство к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного  по ч.2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заинтересованное лицо против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

         Прокуратурой Железнодорожного района г.Екатеринбурга с привлечением ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка содержания и использования Партнерством находящихся в федеральной собственности объектов нежилого фонда - защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), инв. № 412054 и инв. № 412055, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул.Свердлова, 30.

         Согласно свидетельствам о государственной регистрации права 66 АД 933360 и 66 АД 933360 от 19.07.2011 в государственной собственности находятся помещения подвала №№ 1-2, 9-13, 28-31 общей площадью 115,5 кв.м. и №№ 3-8, 37, 52-54 общей площадью 114 кв.м.

         По договорам о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 15.10.2008 №ЛФ-15 и №ЛФ-16 Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области передало на ответственное хранение и в безвозмездное пользование Некоммерческому партнерству по социальной защите инвалидов войн Железнодорожного района г.Екатеринбурга защитные сооружения класса A-V инв. № 412054 и инв. № 412055.

         В соответствии с разделом II п.п.1, 2 указанных договоров Некоммерческое партнерство обязуется сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений; накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре.

         В ходе проверки установлено, что данное помещение используется партнерством,  с нарушением правил эксплуатации объектов гражданской обороны, предусмотренных действующим законодательством, а именно:           - документация ЗС ГО отсутствует;

          - системы вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения, канализации находятся в неисправном состоянии;

          - ЗС ГО требует капитального ремонта; ЗС ГО захламлено.

         По результатам проверки помещения составлены Акты проверки содержания и использования ЗС ГО инв. № 412054 и №412055 от 18.09.2014, в п.п.8, 9 которых сделаны выводы о неготовности сооружений к приему укрываемых и о необходимости устранить выявленные недостатки, а также 14.10.2014 в отношении Партнерства прокуратурой вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.24 КоАП РФ, которое  с материалами проверки направлено в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении Партнерства к административной ответственности.

Согласно ч.2 ст.7.24 КоАП РФ  использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере  от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

         Требования к эксплуатации объектов защитного сооружения гражданской обороны предусмотрены Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" от 29.11.1999 N 1309, приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575 "Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время", приказом МЧС России от 15.12.2002 г. N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".

         Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

         При эксплуатации защитных сооружений в мирное время должны выполняться все требования, обеспечивающие пригодность помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений, и необходимые условия для пребывания людей в защитных сооружениях в военное время. Защитные сооружения гражданской обороны представляют важные стратегические объекты и предназначены для безопасности населения.

         Согласно ст. 3 названного Закона правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" от 29.11.1999 N 1309 определяется порядок создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.

         В соответствии с п. 13 постановления в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

         Правила эксплуатации объектов гражданской обороны закреплены в приказе МЧС России от 21.07.2005 N 575 "Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время", приказе МЧС России от 15.12.2002 г. N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".

         Согласно раздела II п. 2 Порядка содержания и использования ЗС ГО в мирное время, утвержденных Приказом N 575, содержание защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) в мирное время обязано обеспечивать постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в сооружении. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов, герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО, инженерно-технического и специального оборудования.

         Согласно п. 3 раздела II Порядка при содержании ЗС ГО в мирное время, в частности, запрещается: перепланировка помещений, устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях, нарушение герметизации и гидроизоляции, демонтаж оборудования, загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов, окрашивание резиновых деталей уплотнения, резиновых амортизаторов, хлопчатобумажных, прорезиненных и резиновых гибких вставок, металлических рукавов, табличек с наименованием завода изготовителя и техническими данными инженерно-технического и специального оборудования, установка и эксплуатация приборов и оборудования, застройка территории вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО.

Аналогичные требования к эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны установлены приказом МЧС России от 15.12.2002 г. N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".

В соответствии с вышеназванными правилами при использовании защитного сооружения гражданской обороны в мирное время необходимо: поддерживать температуру в помещениях в соответствии с требованиями проекта; обеспечить защиту от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов; проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами; закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы, не используемые в хозяйственных целях. Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (п. 3.2.11).

Из актов от 18.09.2014 проверки содержания и использования защитных сооружений ГО № 412054 и № 412055 следует, что данные защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул.Свердлова, 30, содержатся и используются с нарушением указанных норм и не готовы к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Поскольку факты правонарушений подтверждаются материалами дела (актами от 18.09.2014, постановлением от 14.10.2014), суд считает событие правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.7.24 КоАП РФ, в действиях Партнерства установленным.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Однако, каких-либо доказательств того, что у заинтересованного лица не  имелось возможности для соблюдения установленных требований в области ЗСГО, а также того, что заинтересованным лицом были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению, суду не представлено.

Указанные обстоятельства подтверждают, что правонарушение совершено заинтересованным лицом виновно.

Соответственно, состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.7.24 КоАП РФ, в действиях Партнерства является доказанным.

Ссылки Партнерства, приведенные в отзыве, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Факт последующего расторжения договоров не свидетельствует об отсутствии в действиях Партнерства состава выявленного административного правонарушения.

Вместе с тем при принятии настоящего решения суд исходит из следующего:

В соответствии частью 1 статьи  4.5 Кодекса КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев. При длящемся административном правонарушении трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности согласно п. 6 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 установлено, что при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные ч. ч. 1 и 3 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.24 данного Кодекса (административные правонарушения в области охраны собственности) в соответствии со ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца.

Согласно п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Правонарушение выявлено прокуратурой 18.09.2014, о чем составлены акты проверки), постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено 14.10.2014.

Таким образом, в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с указанной даты (18.09.2014), когда заявитель обнаружил правонарушение.

Аналогичная позиция изложена в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Настоящее дело рассматривается и решение по нему выносится по правилам главы 29 АПК РФ 22.12.2014.

Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности на дату вынесения настоящего решения судом истек, что в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206, 228, 229  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

3. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья                                                                    С.О.Иванова