ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-46079/13 от 27.02.2014 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

05 марта 2014 года Дело №А60-  46079/2013

Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2014 года

Полный текст решения изготовлен 05 марта 2014 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н.Подгорновой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.Ю. Исаевой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью Автоматическое пожаротушение «Защита» (ИНН 6664084947, ОГРН 1026605760345)

к Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Областная детская клиническая больница № 1»

об оспаривании решения от 03.09.2013 г. № РНП-66-158.

В судебном заседании участвовали:

от заявителя – Н.Б. Гребцова, представитель, доверенность № 3 от 21.11.2013 г., паспорт;

от заинтересованного лица: Л.Р. Сайфутдинова, представитель, доверенность от 23.09.2013 г., служебное удостоверение.

Третье лицо в судебное заседание не явилось; о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Заинтересованное лицо просит приобщить к материалам дела дополнительные письменные доказательства. Ходатайство судом удовлетворено, представленные документы приобщены судом к материалам дела.

Заявитель просит признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области № РНП-66-158 от 03.09.2013 г.

Заинтересованное лицо требования не признало, полагая, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.

Третье лицо отзыв не представило.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участвующих в нем лиц, суд

УСТАНОВИЛ:

По результатам рассмотрения жалобы Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Областная детская клиническая больница № 1» Комиссией УФАС по Свердловской области принято решение № РНП-66-158 от 03.09.2013 г., на основании которого ООО Автоматическое пожаротушение «Защита» внесено в реестр недобросовестных поставщиков.

Не согласившись с принятым решением, ООО Автоматическое пожаротушение «Защита» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что в удовлетворении требования общества следует отказать по следующим основаниям.

Основания и порядок включения лиц в реестр недобросовестных поставщиков регулируются Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются, в частности, сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 г. №292 утверждено Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков.

Сведения, которые должен содержать реестр недобросовестных поставщиков, перечислены в ч. 3 ст. 19 указанного Закона.

Согласно частям 7, 8 ст. 19 Закона о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня их поступления; в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение десяти рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта.

Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является установленный в результате проверки, проведенной федеральным органом исполнительной власти, факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, подтвержденный документально. При этом установленная отмеченными нормами обязанность органа включить сведения в реестр не поставлена в зависимость от наличия каких-либо иных обстоятельств, например, от причин отказа участника размещения заказа от заключения контракта. Следовательно, включение в реестр недобросовестных поставщиков является, с одной стороны, специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, а с другой стороны, механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Как видно из материалов дела, 15.07.2012г. заказчиком, ГБУЗ Свердловской области «Областная детская клиническая больница № 1», на официальном сайте в сети «Интернет» были размещены извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0162200011813001455 и документация об аукционе на выполнение работ по монтажу системы автоматической пожарно-охранной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре 3-го типа и кнопок автоматики включения насосов-повысителей в шкафах пожарных кранов в помещениях главного корпуса ГБУЗ СО «ОДКБ № 1».

В результате проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с ч. 9 ст. 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ победителем был признан участник размещения заказа ООО Автоматическое пожаротушение «Защита», который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в аукционе которого соответствовала требованиям документации об аукционе в электронной форме (протокол подведения итогов аукциона от 01.08.2013 г.).

07.08.2013 г. заказчиком в адрес победителя аукциона был направлен для подписания через оператора электронной площадки проект контракта. Однако заявителем 12.08.2013 г. оператору электронной площадки направлен подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, протокол разногласий, в том числе по п. 3.1 контракта относительно его цены, который был в части указанного условия принят заказчиком, о чем свидетельствовало направление проекта договора с корректировкой условия о его цене участнику 12.08.2013 г.

Между тем 15.08.2013 г. участником вновь направлен протокол разногласий по п. 1.3 договора, предусматривающий изменение (увеличение с 2-х до 4-х месяцев) срока выполнения работ, который не был принят заказчиком по причине невозможности внесения в договор изменений, касающихся условий, содержащихся в извещении о проведении аукциона и заявке участника, о чем 15.08.2013 г. участнику направлено уведомление и проект контракта.

Описанные выше фактические обстоятельства подтверждены имеющимися в материалах дела сведениями с электронной торговой площадки Сбербанк – АСТ.

Неподписание участником в установленный Законом о размещении заказов срок проекта контракта послужило основанием для составления заказчиком, ГБУЗ Свердловской области «Областная детская клиническая больница № 1», протокола об отказе от заключения контракта и обращения в антимонопольный орган с заявлением о включении ООО Автоматическое пожаротушение «Защита» в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно ч. 1 ст. 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ по результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого в соответствии со статьей 41.11 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в ч. 8 ст. 41.11 настоящего Федерального закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме (ч. 2 ст. 41.12 Закона № 94 –ФЗ).

Согласно ч.3 ст. 41.12 Закона № 94 –ФЗ в течение одного часа с момента получения проекта контракта оператор электронной площадки направляет проект контракта без электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика, участнику открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт.

В соответствии с ч. 4.1 указанной статьи участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, направленному в соответствии с положениями настоящей статьи, направляет протокол указанных разногласий, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, оператору электронной площадки. При этом участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий положения проекта контракта, не соответствующие извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, документации об открытом аукционе в электронной форме и заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме этого участника размещения заказа, с указанием соответствующих положений данных документов. В течение одного часа с момента получения протокола разногласий оператор электронной площадки направляет такой протокол разногласий заказчику, в уполномоченный орган.

В течение трех дней со дня получения от оператора электронной площадки протокола разногласий участника открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, заказчик, уполномоченный орган рассматривают данный протокол разногласий и без подписи заказчика направляют доработанный проект контракта оператору электронной площадки либо повторно направляют оператору электронной площадки проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания участника открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт (ч. 4.3 ст. 41.12 Закона).

Согласно ч. 4.4 ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ в течение трех дней со дня получения документов, предусмотренных ч. 4.2 настоящей статьи, участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени этого участника открытого аукциона, а также документ об обеспечении исполнения контракта, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица, в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, или предусмотренный ч. 4.1 настоящей статьи протокол разногласий. В течение одного часа с момента получения протокола разногласий оператор электронной площадки направляет такой протокол разногласий заказчику, в уполномоченный орган.

В силу ч. 4.5 ст. 41.12 Закона в случае направления в соответствии с ч. 4.4 настоящей статьи оператором электронной площадки протокола разногласий заказчик, уполномоченный орган рассматривают данные разногласия в порядке, установленном ч. 4.2 настоящей статьи, в течение трех дней со дня получения такого протокола разногласий. При этом направление проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания участника открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, допускается при условии, что участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4.4 настоящей статьи, не позднее чем в течение тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке протокола, указанного в ч. 8 ст. 41.11 настоящего Федерального закона.

Из приведенных норм следует, что направление протокола разногласий победителем аукциона возможно лишь в случаях, если положения проекта контракта не соответствуют извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, документации об открытом аукционе в электронной форме и заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме этого участника.

Поскольку в первоначально направленном проекте контракта цена контракта не соответствовала заявке участника, направление протокола разногласий по указанному пункту контракта являлось правомерным, о чем свидетельствовало изменение соответствующего условия контракта заказчиком и повторное направление проекта контракта победителю с учетом внесенных в п. 3.1 контракта изменений.

Повторное направление протокола разногласий согласно приведенным нормам возможно при наличии тех же предусмотренных ч. 4.1 ст. 41.12 Закона оснований и в пределах 13-дневного срока с момента размещения протокола подведения итогов аукциона. Из ч. 4.5 ст. 41.12 Закона следует, что в случае направления протокола разногласий по истечении указанного срока такой протокол не рассматривается заказчиком.

В соответствии с ч. 11 ст. 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в течение пяти дней со дня получения проекта контракта не направил оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта или протокол разногласий в случаях, предусмотренных настоящей статьей, либо не направил подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица проект контракта по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола в случае, предусмотренном частью 4.4 настоящей статьи, а также подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В связи с непредставлением обществом в установленные сроки подписанного электронной цифровой подписью проекта контракта и представлением при отсутствии предусмотренных ч.ч. 4.1, 4.5 ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ протокола разногласий участник правомерно признан уклонившимся от заключения контракта.

При таких обстоятельствах УФАС по Свердловской области правомерно вынесло решение о внесении сведений об ООО Автоматическое пожаротушение «Защита» в реестр недобросовестных поставщиков.

Доводы заявителя о правомерности направления им протокола разногласий по условию о сроке исполнения контракта не приняты судом во внимание по основаниям, изложенным выше. Кроме того, суд отмечает, что согласно ч. 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в ч. 10 ст. 41.12 настоящего Закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается. В соответствии с ч. 10 ст. 41.12 Закона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме. Поскольку условие о сроке исполнения контракта содержалось в извещении и документации об аукционе, а согласие с данным условием было подтверждено заявкой общества, изменение указанного условия при заключении контракта является недопустимым.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявленных требований отказать.

2.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Г.Н.Подгорнова