620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
24 ноября 2021 года Дело № А60-46388/2021
Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2021 года
Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2021 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Ю. Абдрахмановой при ведении протокола судебного заседания секретарем К.Н.Бондарь, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-46388/2021по иску Нижнеобского Территориального управления федерального агентства по рыболовству (ИНН <***>, ОГРН <***>) к АДМИНИСТРАЦИИ ШАЛИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (ИНН <***>, ОГРН <***>), третьи лица: Территориальное управление Росимущества в Свердловской области (ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «АстраГрупп», ООО «ИнвестУралСтрой», об обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 - представитель по доверенности от 14.01.2021 (онлайн)
от ответчика: ФИО2 - представитель по доверенности от 11.01.2021 (онлайн)
от третьих лиц: не явились, извещены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.
Нижнеобское Территориальное управление федерального агентства по рыболовству обратилось в суд с иском к АДМИНИСТРАЦИИ ШАЛИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА об обязании ответчика провести компенсационные мероприятия, предусмотренные заключением о согласовании деятельности в рамках проектной документации «Капитальный ремонт ГТС Сылвинского гидроузла а реке Сылва в селе Сылва Шалинского городского округа Свердловской области» от 04.04.2017 №296-1, путем выпуска в реки Обь-Иртышского рыбохозяйственного бассейна одного из следующих видов водных биологических ресурсов- пеляди в количестве 789739 экземпляров молоди навеской не менее 0,5 грамма, сазана в количестве 42997 экземпляров молоди навеской не менее 10,0 грамм в срок до 01.07.2022.
Истец в предварительном судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, представил отзыв.
Общество с ограниченной ответственностью «АстраГрупп» представило мнение по делу, приобщено к материалам дела.
Определением от 26.10.2021г. ООО «ИнвестУралСтрой» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В настоящем судебном заседании истец настаивает на заявленных требованиях, представил пояснения, которые приобщены к материалам дела.
От ответчика поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов согласно приложению. Документы приобщены к материалам дела.
ООО «ИнвестУралСтрой» представило отзыв, приобщен к материалам дела.
Общество с ограниченной ответственностью «АстраГрупп» в судебное заседание не явилось, дополнительны документы не представило.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд
установил:
Как следует из материалов дела, 04.04.2017 Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству было согласовано осуществление деятельности в рамках проектной документации «Капитальный ремонт ГТС Сылвинского гидроузла на р. Сылва в с. Сылва Шалинского городского округа Свердловской области» (заключение Управления от 04.04.2017 № 296-с), с учетом предусмотренных проектом мероприятий по охране окружающей среды, в том числе мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов путем выпуска их молоди в реки Обь-Иртышского бассейна в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Согласно Заключению, реализация проекта окажет негативное воздействие на состояние водных биоресурсов, которое повлечет их потери, составляющие в натуральном выражении 3869,72 кг. Последствиянегативного воздействия на водные биологические ресурсы планируется устранить путемвыполнения мероприятий по искусственному воспроизводству одного из воспроизводимых видов рыб с последующим выпуском их молоди, массой не менее 0,5 грамм: пеляди в количестве 789739 экземпляров молоди навеской не менее 0.5 грамм; сазана в количестве 42997 экземпляров молоди навеской не менее 10,0 грамм.
Однако мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов путем выпуска их молоди, предусмотренные Заключением, и являющиеся одним из обязательных условий выполнения работ по Заключению, до настоящего времени не исполнены.
В связи с этим истец обратился с настоящим иском в суд, считая, что ущерб должен быть компенсирован ответчиком.
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований.
Рассмотрев исковые требования, изучив доводы и возражения сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Статей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности помимо прочего, возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также в вследствие иных действий граждан и юридических лиц, вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Статьей 12 ГК РФ присуждение к исполнению обязанности в натуре отнесено к способам защиты гражданских прав.
Согласно ст. 3 Федерального законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе поверхностные и подземные воды. В соответствии с положениями ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении данной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по 4 согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (далее - Положение № 380).
Из содержания указанных норм права следует, что деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающая прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации № 384 от 30.04.2013 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания». Деятельность, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, должна осуществляться только при наличии согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Согласно пункту 5 Положения № 380 при установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, хозяйствующие субъекты предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами «в» - «з» пункта 2 Положения, в том числе такую меру как проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
В соответствии с пунктом 7 Положения № 380 такие мероприятия осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными 5 предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов. Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства биоресурсов осуществляются в порядке, устанавливаемом в соответствии с ч. 7 ст. 45 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 381 от 25.08.2015 утвержден Административный регламент Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Административный регламент).
Согласно п. 77 Административного регламента результатом административной процедуры является предоставление заявителю заключения Росрыболовства (территориального органа Росрыболовства) о согласовании (об отказе в согласовании) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
В соответствии с п. 74 Административного регламента заключение Росрыболовства (территориального органа Росрыболовства) о согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, должно содержать среди прочего: - меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, планируемые в соответствии с проектной документацией; - выводы о допустимости влияния деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания; - решение о согласовании (об отказе в согласовании) осуществления деятельности.
В данном случае при проведении капитального ремонта ГТС Сылвинского гидроузла на р. Сылва в с. Сылва Шалинского городского округа Свердловской области заключением были предусмотрены мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов путем выпуска их молоди.
С целью осуществления капитального ремонта ГТС Сылвинского гидроузла на р. Сылва в с. Сылва Шалинского городского округа Свердловской областиАдминистрацией Шалинского городского округа Свердловской области был заключен муниципальный контракт от 29.12.2015 № 0162200011815001999 с ООО «Астра - Групп». Согласно информации, полученной с официального сайта «Единая информационная система в сфере закупок» датой окончания исполнения контракта, является 20.12.2017. Также окончание работ по Контракту подтверждается актом № 1 приемки законченного строительства объекта от 29.12.2017, актом № 1 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 29.12.2017.
Ответчик, ссылаясь на п. 15 технического задания (приложение № 2 ) к контракту, согласно которому генеральный подрядчик обеспечивает выполнение необходимых в период проведения работ противопожарных мероприятий и мероприятий по охране труда и технике безопасности, а также осуществляет природоохранные мероприятия, ответчик считает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является подрядчик по контракту - ООО «АстраГрупп», который должен возместить ущерб водным биологическим ресурсам.
Между тем, как следует из материалов дела, содержания муниципального контракта от 29.12.2015г. №0162200011815001999 на выполнение работ по капитальному ремонту ГТС Сылвинского гидроузла на реке Сылва в с. Сылва Шалинского городского округа Свердловской области, именно ответчик является заказчиком работ по нему, рассматриваемое заключение было выдано для выполнения работ для ответчика.
Ссылка ответчика на то, что заключение выдано не ему, а ООО «ИнвестУралСтрой», судом во внимание не принимается, поскольку ООО «ИнвестУралСтрой» выполняло работы по муниципальному контракту от 17.11.20214г. №0162300006214000095-0056989-02 на корректировку проектной документации на восстановление гидротехнического сооружения Сылвинского гидроузла на реке Сылва Шалинского городского округа Свердловской области. Согласно пункту 2.2. раздела 8 Технического задания (Приложение № 1 к муниципальному контракту) в обязанности исполнителя помимо прочего входит передача рыбохозяйственного раздела на согласование в Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (г. Тюмень). С письмом Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 04.04.2017г. № 296-с получено заключение о согласовании осуществления деятельности в рамках проектной документации «Капитальный ремонт ГТС Сылвинского гидроузла на р. Сылва в с. Сылва Шалинского городского округа Свердловской области», шифр 5709.
При этом согласование с Нижнеобским территориальным управлением осуществления деятельности по капитальному ремонту ГТС и непосредственное выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов – это два разных действия.
Иного не доказано, из материалов дела не следует.
Следовательно, поскольку именно ответчик является заказчиком указанных выше работ, вышеназванное заключение адресовано ему.
Поскольку в данном случае речь идет именно о согласованных заранее мероприятиях, связанных с искусственным воспроизводством водных биологических ресурсов путем выпуска их молоди, а не о возмещении фактического вреда, суд исходит из того, что , получив такое заключение, не оспорив его содержание , ответчик тем самым принял на себя обязательство по проведению таких мероприятий (ст. ст. 309, 310 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иного не доказано, из материалов дела не следует.
С учетом указанного правоотношения ответчика с его подрядчиком, выходят за рамки настоящего спора.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что обязанность по осуществлению мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в рамках заключения лежит на Заказчике - Администрации Шалинского городского округа Свердловской области.
Иного не доказано, из материалов дела не следует.
Порядок организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов установлен Правилами организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.2014 № 99 (далее - правила). Согласно п. 3, п. 4 правил искусственное воспроизводство водных биоресурсов осуществляется в соответствии с планами искусственного воспроизводства водных биоресурсов, утвержденными Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Федеральное агентство по рыболовству или по его поручению его территориальные органы заключают в месячный срок после утверждения планов искусственного воспроизводства водных биоресурсов с юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) договоры на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на срок до 25 лет.
Результатом выполнения работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов является выпуск юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) водных биоресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения, который подтверждается актом выпуска, подписанным уполномоченными представителями Федерального агентства по рыболовству и юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего выпуск водных биоресурсов.
Однако, как уже указано выше, мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов путем выпуска их молоди, предусмотренные Заключением, и являющиеся одним из обязательных условий выполнения работ по Заключению, до настоящего времени не исполнены.
В связи с указанным требования истца об обязании ответчика осуществить компенсационные мероприятия подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом ссылки ответчика на то, что между истцом и ответчиком отсутствует договор на выполнение работ по искусственному воспроизводству , судом отклоняется, поскольку выполнение компенсационных мероприятий осуществляется на заявительной основе.
Согласно п. 4 приказа Минсельхоза РФ от 20.12.2014 № 395 «Об утверждении порядка подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов» (далее - Приказ № 395) Федеральное агентство по рыболовству утверждает Планы для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, планирующих осуществлять искусственное воспроизводство в целях компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания при осуществлении хозяйственной или иной деятельности без предоставления водных биоресурсов в пользование, в случае согласования указанной деятельности Федеральным агентством по рыболовству. В силу пп. в) п. 6 указанного приказа № 395 в Планы включаются объем и состав работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на основании заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей об осуществлении искусственного воспроизводства водных биоресурсов без предоставления водных биоресурсов в пользование (далее - заявление на воспроизводство), поданных в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 45 Федерального закона от 20.12.2014 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Указанные заявления подаются в территориальный орган Федерального агентства по рыболовству в срок до 1 ноября года, в котором будут осуществляться работы по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, но не позднее 2 месяцев до начала осуществления работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов (п. 5, 6 Приказа № 395).
Согласно п. 8 Приказа № 395 при осуществлении работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в целях компенсации ущерба водным биоресурсам и среде их обитания Планы формируются с учетом принятия Федеральным агентством по рыболовству (территориальными органами Федерального агентства по рыболовству) в соответствии с Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384, решения о согласовании хозяйственной или иной деятельности.
Согласно п. 13 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуга по заключению договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 31.01.2020 № 61 для предоставления государственной услуги заявитель, планирующий осуществлять искусственное воспроизводство водных биоресурсов без предоставления водных биоресурсов в пользование, представляет в соответствии с абзацем четвертым подпункта "а" и подпунктом "б" пункта 8 настоящего Регламента, в Росрыболовство (территориальный орган Росрыболовства) заявление об осуществлении искусственною воспроизводства водных биологических ресурсов без предоставления водных биоресурсов в пользование (далее - заявление) по форме согласно приложению № 1 к настоящему Регламенту.
Таким образом, в отсутствие заявления со стороны ответчика отсутствуют и основания для включения спорных мероприятий в План искусственного воспроизводства и, соответственно, заключения договора.
Руководствуясь ст.110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить.
Обязать АДМИНИСТРАЦИЮ ШАЛИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА провести компенсационные мероприятия, предусмотренные заключением о согласовании деятельности в рамках проектной документации «Капитальный ремонт ГТС Сылвинского гидроузла на реке Сылва в селе Сылва Шалинского городского округа Свердловской области» от 04.04.2017 №296-1, путем выпуска в реки Обь-Иртышского рыбохозяйственного бассейна одного из следующих видов водных биологических ресурсов- пеляди в количестве 789739 экземпляров молоди навеской не менее 0,5 грамма, сазана в количестве 42997 экземпляров молоди навеской не менее 10,0 грамм в срок до 01.07.2022.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
3. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья Е.Ю. Абдрахманова