ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-46390/2021 от 25.11.2021 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

02 декабря 2021 года                                                       Дело №А60-46390/2021

Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 02 декабря 2021 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Лукиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.О. Лабзиным рассмотрел в судебном заседании дело №А60-46390/2021

по заявлению акционерного общества "Уральская большегрузная техника-Уралвагонзавод" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о  признании незаконным предписания № РП-332-2205-о/п от 09.07.2021г.

При участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, паспорт, диплом, представитель по доверенности  №7 от 01.01.2021 г.,

от заинтересованного лица: ФИО2, паспорт, диплом, представитель по доверенности №Д-332-117 от 20.08.2021 г.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Акционерное общество "Уральская большегрузная техника-Уралвагонзавод" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о  признании незаконным предписания № РП-332-2205-о/п от 09.07.2021 г. в части пункта 11.

Заинтересованным лицом представлен отзыв: считает оспариваемое предписание законным и обоснованным, просит в удовлетворении требований заявителя отказать.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

В  период с 16.06.2021 по 09.07.2021, на основании распоряжения Уральского управления Ростехнадзора от 08.06.2021 № РП-332-2205-о «О проведении плановой выездной проверки Акционерного общества «Уральская большегрузная техника - Уралвагонзавод» и Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2021 год, согласованного с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, была проведена плановая выездная проверка в отношении Акционерного общества «Уральская большегрузная техника - Уралвагонзавод», соблюдения обязательных требований законодательных, нормативно-правовых и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности при эксплуатации АО «УБТ - Уралвагонзавод» опасного  производственного объекта «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», регистрационный № А54-03406-0005, III класса опасности, по адресу - 622007, <...>, производственная площадка ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод».

В ходе проведения плановой выездной проверки были выявлены многочисленные нарушения требований промышленной безопасности, в том числе в нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не исключен доступ посторонних лиц на территорию опасного производственного объекта «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «НПК Уралвагонзавод» рег. №А54-03406-0005, Ш класс, а именно: вышеуказанный опасный производственный объект не имеет ограждения.

Результаты проверки были зафиксированы в акте проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица – АО «УБТ - Уралвагонзавод» от 09.07.2021 № РП-332-2205-о/а, по итогам проверки было составлено  предписание  об устранении нарушений от 09.07.2021 № РП-332-2205-о/п, согласно пункту 11 которого обществу необходимо в срок до 09.01.2022 года устранить названное выше нарушение.

Не согласившись с предписанием в указанной части, АО "Уральская большегрузная техника-Уралвагонзавод" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 5. ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).

На основании ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающий правовые последствия для проверяемого лица.

Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми. Исполнимость предписания является одним из основных требований, которые предъявляются к нему, поскольку оно носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность.

Предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность их двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и доступным для понимания всеми лицами.

Мероприятие по исполнению требований предписания должно выражаться в совершении конкретных действий (или бездействия), с описанием последних, при этом конечной целью всех указанных в предписании действий должно быть прекращение выявленного нарушения.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности).

На основании п. 6.6 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Ростехнадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Таким образом, оспариваемое предписание выдано Уральским управлением Ростехнадзора в пределах предоставленных полномочий.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-Ф3) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 116-Ф3 опасными производственными объектами в соответствии с данным федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к названному федеральному закону.

Как следует из материалов дела, АО «УБТ – Уралвагонзавод» с 18.11.2014 эксплуатирует опасный производственный объект - Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», регистрационный № А54-03406-0005, III класс опасности, находящийся по адресу - 622007, <...>, производственная площадка ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», 18.11.2014 г. зарегистрированный  в Государственном реестре опасных производственных объектов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Уральское управление Ростехнадзора), что подтверждается свидетельством о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов Уральского управления Ростехнадзора  от 18.11.2015, рег. № А54-03406.

Согласно карты учета опасного производственного объекта (далее – ОПО), ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», регистрационный № А54-03406-0005, является взрывопожароопасным и химически опасным производственным объектом III класса опасности и обладает следующими признаками опасности: получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ, предусмотренных п. 1 приложения 1 к Федеральному закону № 116-Ф3 в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону № 116-Ф3.

Согласно сведений, характеризующих ОПО, зарегистрированных в государственном реестре ОПО Уральского управления Ростехнадзора 18.11.2014, на территории ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», регистрационный № А54-03406-0005, III класс опасности, размещен резервуарный парк для хранения нефтепродуктов, состоящий из 40 стальных горизонтальных резервуаров (V=60 м3, V=80 м3),  на территории данного ОПО обращаются опасные вещества - горючие жидкости (бензин, дизельное топливо) в количестве – 2 375 т.

В ходе проведения плановой проверки должностными лицами Уральского управления Ростехнадзора  было выявлено, что на территории ОПО, регистрационный № А54-03406-0005,  установлены  подземные резервуары стальные цилиндрические №1 (V=26 м2), №2 (V=56 м2), №3 (V=17 м2) и другие сооружения эксплуатируемые с 2014 года АО «УБТ – Уралвагонзавод», в нарушение требований Федерального закона №116-ФЗ, Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371, Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 №140, требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённых приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471, не зарегистрированные в государственном реестре ОПО Уральского управления Ростехнадзора, в которых также обращаются опасные вещества, количество которых не учтено и не зарегистрировано в государственном реестре ОПО Уральского управления Ростехнадзора (что отражено в акте проверки от 09.07.2021 № РП-332-2205-о/а).

 Согласно Плану предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории АО «УБТ - Уралвагонзавод» площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»», утвержденного генеральным директором АО «УБТ - Уралвагонзавод» 28.05.2021  (далее -  План ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории АО «УБТ - Уралвагонзавод»)– площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов предназначена для приема, хранения и снабжения потребителей нефтепродуктами (ДТ, бензин АИ-92 и АИ-95), объект является взрывопожароопасным производственным объектом. Возможными потенциальными источниками разлива нефти и нефтепродуктов на объекте могут являться природные и техногенные источники чрезвычайных ситуаций:

 пожары (взрывы) на коммуникациях, технологическом оборудовании, применение средств поражения (стр.21).

Согласно вышеуказанному Плану ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории АО «УБТ - Уралвагонзавод» возможными причинами, способствующими возникновению и развитию аварии с разливом нефтепродуктов на ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», регистрационный № А54-03406-0005, являются – диверсионные действия и террористические акты, воздействие на оборудование очагов пожара (стр.32,33,34,35). При возгорании больших объемов разлива нефтепродуктов может быть нанесен ущерб персоналу предприятия и третьим лицам. Ущерб может быть нанесен здоровью персонала и производственным объектам на территории площадки светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов, а также прилегающих объектов нефтебазы АО «НПК» УВЗ».

Согласно плану мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте АО «УБТ - Уралвагонзавод» «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», утвержденного генеральным директором АО «УБТ - Уралвагонзавод» 26.02.2021, в  случае разлива при наличии внешнего источника воспламенения может возникнуть пожар пролива. При горении выделяются токсичные газы (монооксид углерода, сероводород, синильная кислота, формальдегид). При возникновении аварии поражающими факторами являются тепловое излучение, токсическое поражение продуктами горения.

Согласно разделу «Оперативная часть плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий уровня «Б» вышеуказанного  Плана на территории ОПО могут возникнуть следующие аварийные ситуации: пожар пролива в результате воспламенения разлива нефтепродуктов; взрыв ТВС (топливовоздушной смеси) на территории нефтебазы.

В ходе проведения плановой проверки должностными лицами Уральского управления Ростехнадзора  было установлено, что взрывопожароопасный и химически опасный производственный объект расположен на территории другого предприятия, а именно - Акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского», не имеет ограждения по периметру,  соответственно свободный доступ посторонних лиц (работников другого предприятия - АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» и других лиц) на территорию взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта, на котором размещен резервуарный парк для хранения нефтепродуктов, состоящий из 43 резервуаров в которых находятся опасные вещества - горючие жидкости, не исключен, антитеррористическая защищенность объекта АО «УБТ – Уралвагонзавод» не обеспечена.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.

В соответствии с требованиями п. 273 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №529 территория опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов должна быть ограждена негорючей оградой по периметру и оборудована системами охранной сигнализации в соответствии с проектной документацией.

Заявитель ссылается на абз. 2 п. 273 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», согласно которому не требуется ограждение опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов, расположенных в пределах общего наружного ограждения производственной площадки предприятий, выполненного в соответствии с проектной документацией.

Между тем данное требование не может распространяется на опасный производственный объект «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», регистрационный № А54-03406-0005, III класс опасности, так как опасный производственный объект эксплуатируемый АО «УБТ – Уралвагонзавод», расположен на территории другого предприятия, а именно - АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», не имеющего отношения к АО «УБТ – Уралвагонзавод», соответственно ограждение другого предприятия, а именно - АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», не имеет отношения к объекту эксплуатируемому АО «УБТ – Уралвагонзавод».

Ссылка заявителя на то, что АО «УБТ-Уралвагонзавод» не является собственником эксплуатируемого ОПО, в связи с чем не обязан нести финансовые потери по установке ограждения, судом отклоняется в виду следующего.

Согласно договору аренды имущества от 01.01.2014 №54сб/61/УБТ-44 АО «УБТ - Уралвагонзавод» с 2014 года владеет ОПО «Площадка светлых нефтепродуктов склада горюче-смазочных материалов ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», площадью 17 040  кв.м., на праве аренды. 

Согласно пункту 2.2.4 договора аренды недвижимого имущества от 01.02.2021 №3сб/61/УБТ-31 АО «УБТ - Уралвагонзавод» обязуется обеспечивать соблюдение своими работниками, при нахождении на объектах, норм и правил законодательства в области промышленной безопасности; своими силами и за свой счет осуществлять эксплуатацию, содержание, техническое обслуживание в переданных ему в аренду объектах (п. 2.2.12).

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности».

Положения Федерального закона № 116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности ОПО на территории Российской Федерации.

Таким образом, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать требования законодательства в области промышленной безопасности.

При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                          Е.В. Лукина