ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-47259/2021 от 03.12.2021 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

03 декабря 2021 года                                                      Дело №А60-47259/2021

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Хачёва, рассмотрел в порядке упрощенного производства дело №А60-47259/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя Набиева Вюгара Мовлама оглы (ИНН 65400099069, ОГРНИП 304665418300070)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области (ИНН 6633001154, ОГРН 1046602082812)

о признании незаконным и отмене постановления № 66332109800020600003/1 о назначении административного наказания от 04.06.2021 года,

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Отводов суду не заявлено.

15.11.2021 года судом была принята резолютивная часть решения.

30.11.2021 года от индивидуального предпринимателя Набиева Вюгара Мовлама оглы поступила апелляционная жалоба, в связи с чем  изготовлено мотивированное решение.

Индивидуальный предприниматель Набиев Вюгар Мовлам оглы обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления № 66332109800020600003/1 о назначении административного наказания от 04.06.2021 года.

Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать, а также материалы административного производства.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Как следует из материалов дела, 04.06.2021 года заинтересованным лицом вынесено постановление № 66332109800020600003/1 о назначении административного наказания, которым индивидуальный предприниматель Набиев Вюгар Мовлам оглы привлечен к административной ответственности по ч. 1  ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 17 550 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, индивидуальный предприниматель Набиев Вюгар Мовлам оглы обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд полагает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат,  при этом исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ  осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Старшим государственным налоговым инспектором Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области Земеровой Натальей Геннадьевной на основании поручения начальника Межрайонной ИФНС России № 19 по Свердловской области Зыряновой Ю.С. на проведение проверки соблюдения валютного законодательства № 663320210001002 от 12.03.2021 в период с 12.03.2021 по 19.03.2021 проведена документарная проверка соблюдения валютного законодательства в отношении ИП Набиева В.М., проверяемый период: с 01.03.2019 по 31.12.2019.

Набиев Вюгар Мовлам оглы зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 18.05.1998г. администрацией муниципального образовании «Талицкий район». 01.07.2004 г. присвоен ОГРНИП 304665418300070. С 01.01.2003 г. применяет упрощенную систему налогообложения, объект налогообложения: доходы, уменьшенные на величину расходов. Основной вид деятельности по ОКВЭД: «47.76.1 Торговля розничная цветами и другими растениями, семенами и удобрениями в специализированных магазинах». По данным налоговой отчетности ИП Набиев В.М. имеет 19 работников, с которыми заключены трудовые договоры.

31.07.2020г. налоговым органом в адрес ИП Набиева В.М. направлено информационное письмо № 12-18/10967 о необходимости представить документы в отношении иностранных граждан, состоящих в проверяемом периоде в трудовых отношениях с ИП Набиевым В.М. (трудовые договоры, платежные ведомости, документы, подтверждающие статус физического лица резидента/нерезидента и др.).

В ответ на информационное письмо ИП Набиев В.М. представил в Межрайонную ИФНС России № 19 по Свердловской области следующие документы (вх. № 19163 от 15.09.2020):

1.Трудовой    договор    б/н    от 05.06.2018     заключенный     с гражданином Республики Азербайджан Мусаевым Насими Фириддун оглы в должности подготовителя пищевого сырья и материалов, место работы: г. Талица, ул. Васильева, 5;

2.Трудовой договор б/н от 26.06.2018 заключенный с гражданином Кыргызстана   Ахмадалиевым   Махаммадсолижон   Хосилжонович   в   должности подготовителя пищевого сырья и материалов, место работы: г. Талица, ул. Васильева. 5, дополнение № 1 от 26.06.2019;

3.Трудовой договор б/н от 30.07.2018 заключенный с гражданином Республики Азербайджан Балашовым Арзу Абдулла оглы в должности водителя автомобиля, дополнение № 1 от 09.11.2018, дополнение № 2 от 27.01.2020;

4. Трудовой договор б/н от 24.04.2019 заключенный с гражданином Кыргызстана Ахмадалиевым Жасурбек Хамитжонович в должности подготовителя пищевого сырья и материалов, место работы: г. Талица, ул. Луначарского, 69;

5. Трудовой договор б/н от 13.05.2019 заключенный с гражданином Республики Азербайджан Мусаевым Насими Фириддун оглы в должности подсобного рабочего, место работы: г. Талица, ул. Васильева, 5;

6. Трудовой договор б/н от 26.11.2019 заключенный с гражданином Республики Азербайджан Годжайевым Зауром Рамиз оглы в должности разрубщика мяса, место работы: г. Талица, ул. Васильева, 5;

7. Трудовой договор б/н от 01.06.2019 заключенный с гражданином Республики Азербайджан с Мустафаевым Парвизом Ханали оглы в должности подготовителя пищевого сырья и материалов, место работы: г. Сухой Лог, ул. Фучика, 16;

8. Платежные ведомости за проверяемый период в количестве 30 шт.

Указанные   трудовые   договоры   подписаны   работниками-нерезидентами (иностранными гражданами) и ИП Набиевым В.М.

В ходе анализа представленных документов, установлено, что ИП Набиев В.М. в качестве работодателя в проверяемом периоде с 01.03.2019г. по 31.12.2019г. привлекал вышеуказанных иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность, согласно трудовых договоров.

07.06.2019г. ИП Набиев Вюгар Мовлам оглы (резидент) во исполнение вышеуказанных трудовых договоров выплатил заработную плату иностранным гражданам в наличной форме по платежным ведомостям в валюте РФ за май 2019г. в сумме 23 400 руб., в том числе:

1. Балашову Арзу Абдулла оглы - 7700,00 руб. (по ведомости от 07.06.2019г., магазин «Свежее мясо» г. Камышлов);

2. Мусаеву Насими Фириддун оглы - 7000,00 руб.;

3. Ахмадалиеву Махаммадсолижону Хосилжоновичу – 4350,00 руб.;

4. Ахмадалиеву Жасурбеку Хамитжоиовичу - 4350,00 руб.

Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003№ 173-ФЗ "О валютном регулировании и валю гном контроле".

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" органами валютного контроля в Российской   Федерации   являются   Центральный   банк   Российской   Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года № 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществлявшая функции органа валютного контроля, эти функции переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

В соответствии с пп. «а», «б» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валю гном контроле" резидентами являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, а также постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

В соответствии с пп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 статьи 1 указанного федерального закона.

Таким образом, ИП Набиев В.М. является резидентом для целей валютного регулирования и валютного контроля.

В целях установления юридического статуса нахождения на территории Российской Федерации иностранных граждан Ахмадалиева М.Х.. Балашова А.А., Мусаева Н.Ф.. Ахмадалиева Ж.Х. Межрайонной ИФНС России № 19 по Свердловской области 03.09.2020 направлен запрос исх.№ 11-09/1081 в Отделение по вопросам миграции ОМВД РФ по Талицкому району.

Согласно полученного ответа вх. № 18998 от 11.09.2020 указанные лица были поставлены на миграционный учет на территории РФ, видом на жительство иностранного гражданина указанные лица не документированы.

Таким образом, Ахмадалиев М.Х., Балашов А.А., Мусаев Н.Ф., Ахмадалиев Ж.Х. имеют иностранный паспорт и являются гражданами  Кыргызстана и республики Азербайджан. На территории Российской Федерации прибывают временно, работают по трудовым договорам в РФ и для целей валютного регулирования и валютного контроля признаются нерезидентами.

В соответствии с пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" использование вачюты Российской Федерации в качестве средства платежа между резидентами и нерезидентами является валютной операцией.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.     

Согласно п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности   граждан,   осуществляемой   без   образования   юридического   лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Кроме того, частью 2 статьи 14 указанного федерального закона установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчёты с физическими лицами нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Кроме того, частью 2. 3 статьи 14 указанного федерального закона установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты (физические лица - резиденты) могут осуществлять расчёты с физическими лицами-нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Расчёты по выплате работодателем - резидентом работнику - нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" перечень операций.

          Выплата резидентом - юридическим лицом заработной платы работнику нерезиденту, минуя банковские счета в уполномоченных банках является нарушением части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, ИП Набиев В.М. в нарушение части 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 07.06.2019г. по платежным ведомостям выплатил заработную плату иностранным гражданам: : Балашову Арзу Абдулла оглы - 7700.00 руб., Мусаеву Насими Фириддун оглы - 7000,00 руб., Ахмадалневу Махаммадсолижону Хосилжоновичу - 4350.00 руб., Ахмадалиеву Жасурбеку Хамитжоновичу - 4350,00 руб. в наличной форме через кассу в валюте РФ (общая сумма выплат - 23 400,0 руб.), что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Согласно абз. 5 ст. 11 Трудового кодекса РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.

Требования к способу выплаты заработной платы иностранным работникам предусмотрены также Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Поскольку в рассматриваемом случае работники являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм специального Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", которые имеют приоритет над положениями ТК РФ, а локальные акты предпринимателя (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.

Таким образом, работодатель - резидент обязан выплачивать заработную плату работнику - нерезиденту исключительно в безналичной форме, то есть через банковские счета, открытые в уполномоченных банках.

Факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ подтверждается материалами дела и не опровергнут заявителем.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Оснований полагать, что нарушение требований законодательства  вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими  непредвиденными, непреодолимыми препятствиями,  находящимися вне  контроля заявителя,  при  соблюдении  им той степени заботливости и осмотрительности,  какая  требовалась  от  него  в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона,  не имеется.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что постановление № 66332109800020600003/1 о назначении административного наказания от 04.06.2021 года  является законным и обоснованным.

на основании ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 110, 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия в полном объеме.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                             И.В. Хачёв