Арбитражный суд Свердловской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
03 мая 2007 года Дело № А60-4730/07-С9
Резолютивная часть решения объявлена 03 мая 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 03 мая 2007 года.
Арбитражный суд Свердловской области
в составе судьи С.А.Хомяковой,
при ведении протокола судьей С.А.Хомяковой,
рассмотрел дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах-Урал» - Главное управление по Свердловской области
к Инспекции Федеральной Налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга
о признании недействительными действий налогового органа, выразившихся в отказе внести изменения в сведения о юридическом лице,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – гл. юрисконсульт ФИО1, доверенность № 45-Д от 11.12.2006, паспорт <...>; гл. юрисконсульт ФИО2, доверенность № 46-Д от 11.12.2006, паспорт 6597020498;
от заинтересованного лица – гос. налоговый инспектор юридического отдела ФИО3, доверенность №09-04 от 29.12.2006, удостоверение УР № 087145.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено. Ходатайств не поступило.
Общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах-Урал» - Главное управление по Свердловской области (далее – ООО «Росгосстрах-Урал») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной Налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга № 13-24-3123 от 05.12.2006 о внесении изменений в сведения о юридическом лице – ООО «Росгосстрах-Урал» (об изменении места нахождения его обособленных подразделений Агентства «Кировское» и Агентства «Ленинское»). Заявитель также просит обязать ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга внести изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц о смене места нахождения обособленных подразделений Агентства «Кировское» и Агентства «Ленинское» на основании документов, направленных в налоговый орган № 01/08-277 от 21.11.2006.
В судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования: просит признать незаконным отказ Инспекции Федеральной Налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга № 13-24-3123 от 05.12.2006 о внесении изменений в сведения о юридическом лице об изменении места нахождения Агентств «Кировское» и «Ленинское» в базе данных налогового органа; обязать ИФНС Росси по Октябрьскому району г. Екатеринбурга внести в базу данных сведения об изменении места нахождения обособленных подразделений Агентства «Кировское» и Агентства «Ленинское» и выдать ООО «Росгосстрах-Урал» уведомление (извещение) о постановке на учет по месту нахождения подразделений с измененными сведениями о месте нахождении указанных обособленных подразделений.
В обоснование своих требований, заявитель ссылается на то, что законодательством не установлен порядок изменения адреса обособленного подразделения, в связи с чем следует применять по аналогии ч.3 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и руководствоваться Методическими указаниями для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения, утвержденные Приказом Федеральной Налоговой службы от 20.12.2004 № САЭ-3-09/165.
Заинтересованное лицо ссылается на тот факт, что в налоговом законодательстве не существует термина «изменение места нахождения обособленного подразделения» (этот термин применяется только к юридическому лицу), поэтому при изменении места нахождения обособленных подразделений Агентств «Кировское» и «Ленинское» ООО «Росгосстрах-Урал» создает новые стационарные рабочие места, в связи с чем организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения в силу ч.1 п.5 ст. 84 и п.4 ст. 83 НК РФ в случае осуществления деятельности через обособленное подразделение по новому адресу.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
Заявитель 21.11.2006 направил в налоговый орган пакет документов об изменении места нахождения обособленных подразделений ООО «Росгосстрах-Урал»: Агентства «Кировское» и Агентства «Ленинское», а именно:
-приказ № 01/08-276 от 21.11.06г. «Об изменении места нахождения Агентств «Кировское», «Ленинское», «Уралхиммаш» г. Екатеринбурга;
-решение участника № РЕУ -1103-01;
-уведомление по форме № 09-1-3 «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица»;
-положение об Агентствах, утвержденные приказом № 01/08-276 от 21.11.06г.
Указанные документы налоговым органом получены 30.11.2006.
Письмом № 13-24-3123 от 05.12.2006 Инспекция Федеральной Налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга отказала заявителю во внесении изменений в сведения о юридическом лице,содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц о смене места нахождения обособленных подразделений Агентств «Кировское» и «Ленинское».
При этом Инспекцией указано, что на основании п.4 ст. 83 НК РФ в налоговый орган по месту осуществления деятельности через обособленное подразделение представляется заявление «О постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории Российской Федерации» по форме № 09-1-1, а при принятии организацией решения о прекращении деятельности по месту нахождения своего обособленного подразделения в налоговый орган представляется заявление по форме 09-1-4 (согласно требованиям ч. 1 п.5 ст. 84 НК РФ), поскольку в случае осуществления деятельности через обособленное подразделение по новому адресу организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права заявителя, ООО «Росгосстрах-Урал» обратилось в суд с соответствующим заявлением.
На основании Приказа Управления Федеральной Налоговой службы по Свердловской области № 38 от 25.01.2005 «О налоговом администрировании кредитных, страховых организаций и представительств иностранных организаций» ООО «Росгосстрах-Урал», на ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга возложены функции по налоговому администрированию страховых организаций.
Пункт 1 статьи 83 НК РФ определяет, что в целях проведения налогового контроля организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Согласно пункту 4 статьи 83 НК РФ при осуществлении деятельности через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Пунктом 5 ст. 84 НК РФ предусмотрено, что в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности через свое обособленное подразделение снятие с учета осуществляется по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.
В соответствии с п.1 ст.84 НК РФ (в редакции, действующей на момент получения отказа инспекции от 05.12.06г) постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления, форма которого устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» утверждены формы документов, используемых при постановке на учет, учете сведений, снятия с учета юридических и физических лиц.
Указанным Приказом разработаны формы: № 09-1-1 «заявление о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории РФ» и № 09-1-4 «заявление о снятии с учета юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории РФ», которые являются учетными документами для снятия и постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (иных форм при смене места расположения обособленного подразделения приказом не предусмотрено).
При этом каждый случай постановки на учет завершается процедурой выдачи свидетельства или соответствующего уведомления (приказ МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»).
Как следует из материалов дела и объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, ООО «Росгосстрах-Урал» представлено в налоговый орган заявление по форме № 09-1-3 «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица», однако, не учитывая при этом, что при государственной регистрации изменения места нахождения организации, как юридического лица, налоговым органом вносится запись в ЕГРЮЛ, а заявитель (согласно заявленных требований) просит выдать уведомление (извещение) о постановке на учет по месту нахождения подразделений с измененными сведениями о месте нахождении обособленных подразделений.
Статьей 11 НК РФ определено, что место нахождения обособленного подразделения – место осуществления этой организацией деятельности через обособленное подразделение. Обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом создания обособленного подразделения является создание и оборудование стационарных рабочих мест.
Следовательно, понятие «обособленное подразделение» не должно трактоваться в отрыве от понятий: «место осуществления деятельности» и «оборудование стационарных рабочих мест на срок более одного месяца».
Таким образом, в соответствии с порядком, установленным Приказом от 03.03.2004 №БГ-3-09/178, если место осуществления деятельности изменяется, то в случае осуществления деятельности через обособленное подразделение по измененному адресу (где созданы новые стационарные рабочие места) организация должна осуществить процедуру постановки на учет по новому месту нахождения обособленного подразделения, при этом сняться с учета по прежнему месту нахождения обособленного подразделения.
Согласно п. 2 ст.201 АПК РФ, обязательными условиями для признания недействительным ненормативного акта государственного органа, является не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом № 137-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2007г., внесены изменения в п.1, 2 ст. 84 НК РФ, в которых установлена постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения на основании заявления, форма которого (о постановке на учет либо снятия с учета в налоговом органе) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Также Федеральным законом № 137-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2007г., внесены изменения в п.4 ст.83 НК, которые устанавливают обязанность юридического лица осуществлять постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения своего обособленного подразделения только в том случае, если лицо не состоит уже на учете в одной из налоговых инспекций того же муниципального образования.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, а также требований приказа Управления Федеральной Налоговой службы по Свердловской области № 38 от 25.01.2005 «О налоговом администрировании кредитных, страховых организаций и представительств иностранных организаций», суд приходит к выводу, что обжалуемые Обществом действия налогового органа, выразившиеся в отказевнесения изменений о месте нахождения обособленных подразделений (Письмо № 13-24-3123 от 05.12.2006), где разъяснен порядок постановки на учет обособленного подразделения по ранее действующему закону, не нарушают на момент вынесения решения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ООО «Росгосстрах-Урал» отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 2 ст. 257 и частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья С. А. Хомякова