АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
01 апреля 2016 года Дело № А60-47682/2015
Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2016 года
Полный текст решения изготовлен 01 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Н.Яговкиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А.Шершневой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-47682/2015
по исковому заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью «АРБАТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 489 691 руб. 27 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, представитель по доверенности № 79/15-НЮ от 21.10.2015г., ФИО2, представитель по доверенности № 87/15-НЮ от 21.10.2015г.;
от ответчика – ФИО3, представитель по доверенности № 01 от 31.12.2015г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Истец обратился в Арбитражный суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к ответчику о взыскании 489 691 руб. 27 коп. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, начисленной в соответствии со тс. 39 Устава железнодорожного транспорта за период с 11.06.2014г. по 18.06.2014г.
Определением Арбитражного суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры дело по рассматриваемому исковому заявлению передано на рассмотрение Арбитражного суда Свердловской области по подсудности.
Истец поддерживает исковые требования, представил для приобщения оригинал платежного поручения №42083 от 16.06.2015г., платёжное поручение приобщено судом к материалам дела.
Ответчик исковые требования не признает по основаниям, изложенным в направленном в суд отзыве на иск (поступил в суд 02.11.2015г.), представленном в судебном заседании 20.01.2016г. объяснении ответчика по иску, в котором ответчик исковые требования признает частично в сумме 20 558 руб. 57 коп., представил контррасчет простоя в сумме 20 558 руб. 57 коп., а также по основаниям, изложенным в представленном в судебном заседании 18.03.2016г. объяснении ответчика по иску.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования № 8/39 от 03.09.2009г. (в редакции дополнительного соглашения от 10.12.2012г.), на условиях которого производится подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к 26 пути станции Пыть – Ях стрелочным переводом № 103, обслуживаемого локомотивом перевозчика.
Согласно п. 9 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования № 8/39 от 03.09.2009г. на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующее технологическое время на выполнение погрузочно – разгрузочных операций с грузовыми вагонами на одновременно поданную партию из расчета: на погрузку или выгрузку на 1 пути строительных материалов, цемента, кирпича, трубы 1 час. 09 мин. на 2 вагона, кальция хлористого 2 часа на 1 цистерну, на 25 пути тяжеловесных грузов, контейнеров 1 час. 09 мин. на 1 вагон, на выгрузку на 25 пути щебня 21 мин.
Согласно подпункту «г» пункта 12 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования № 8/39 от 03.09.2009г. (в редакции дополнительного соглашения от 10.12.2012г.) владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, за время задержки их приема по причинам, зависящим от владельца, на путях общего пользования, в том числе промежуточных станций, в размере, предусмотренном пунктом 12 Тарифного руководства №2.
Как следует из материалов дела, в период с 11.06.2014г. по 18.06.2014г. в адрес ответчика прибывали вагоны, которые простаивали на путях общего пользования станции Юность – Комсомольская, Куть – Ях.
Истцом были составлены акты общей формы № 3684032 от 11.06.2014г., № 710 от 17.06.2014г., № 1/7314 от 17.06.2014г., № 1430 от13.06.2014г., № 1464 от 18.06.2014г., № 1/7390 от 19.06.2014г., в которых указана причина простоя – занятость путей необщего пользования грузополучателя/владельца путей необщего пользования ответчика.
В связи с указанными обстоятельствами истец направил ответчику претензию от 27.04.2015г. № ТЦФТОЮ/2-1979/СВР об оплате задолженности, составляющей плату за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в период с 11.06.2014г. по 18.06.2014г. в размере 489 691 руб. 27 коп.
Ответчик указанную претензию истца оставил без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с рассматриваемым иском в суд.
Согласно п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно материаламд ела в период с 11.06.2014г. по 18.06.2014г. на станции Юность – Комсомольская был отставлен от движения поезд № 2912 (2960) с индексом 7904-472-7970, общее количество вагонов - 22 по причине, зависящей от грузополучателя (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятость путей по ст. Пыть – Ях в связи с непринятием ранее прибывших вагонов в адрес грузополучателя ООО «Арбат»), на станции Куть – Ях был отставлен от движения поезд № 2902 (2926) с индексом 7938-004-7970 общее количество вагонов 67 по причине, зависящей от грузополучателя (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятость путей по ст. Пыть-Яхв связи с непринятием ранее прибывших вагонов в адрес грузополучателя ООО «Арбат»).
Согласно п. 5 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования № 8/39 от 03.09.2009г. подача вагонов на путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно приемосдатчиком станции Пыть – Ях мастеру ПРР по телефону не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов.
Истец уведомил грузополучателя о прибытии вагонов и готовности их сдачи с отметкой в книге ГУ-2 ВЦ, однако, со стороны ответчика ответных действий предпринято не было.
В соответствии с абз. 3 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (абз.4 ст.39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).
Согласно п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26 (далее по тексту – Правила № 26), в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Как следует из материалов дела, в спорный период (с 11.06.2014г. по 18.06.2014г.) ответчиком нарушались технологические сроки оборота вагонов (п.9 договора), что подтверждается представленными в материалы дела ведомостями подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчика, подписанными со стороны клиента без замечаний.
Таким образом факт нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов на пути необщего пользования, а также нарушение сроков доставки по спорным вагонам подтвержден истцом документально и именно нарушение технологических сроков оборота вагонов, непринятие ответчиком прибывающих в его адрес вагонов, привело к занятости путей общего пользования ст. Юность – Комсомольская, Куть – Ях и, следовательно, задержке поезда № 2912 (2960) с индексом 7904-472-7970, № 2902 (2926) с индексом 7938-004-7970.
При этом, согласно Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности, утвержденной МПС СССР 30.12.1977 № ЦФ-3504 (в ред. указания МПС РФ от 15.08.2003 №Ш-865у), ведомости подачи и уборки вагонов составляются для расчета времени нахождения вагонов у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования, то есть являются теми первичными документами, которые документально подтверждают, в частности, нарушение технологических сроков оборота вагонов на пути необщего пользования.
В совокупности с представленными в материалы дела актами общей формы, оформленными согласно требований ст. 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, п. 4.6 Правил № 26, раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 45, а также с представленным истцом в материалы дела оформленным в соответствии с Правилами комплектом первичных документов, включающим в себя:
- оперативные донесения: о задержке вагонов в пути следования, об освобождении фронта выгрузки;
- телеграммы: о задержке вагонов в пути следования, об отправлении задержанных вагонов, об оставлении поезда с индексом 7904-472-7979 от движения, о задержке вагонов, об отправлении задержанных вагонов;
- извещения грузополучателя (ответчика): о задержанных вагонах в пути следования, об отправлении задержанных вагонов в пути следования;
- распоряжения: о задержке вагонов, контейнеров в пути следования, об отправлении задержанных вагонов, контейнеров в пути следования с доказательствами направления извещений и получения извещений ответчиком факт обоснованности начисления истцом спорной платы подтвержден истцом документально, в связи с чем, не принимается довод ответчика о том, что ответственность ответчика носит дискретный-прерывистый характер, а также выполненный ответчиком контррасчет в сумме 20 558 руб. 57 коп.
Возражения ответчика, изложенные в отзыве на иск, об отсутствии его вины первичными документами, предусмотренными транспортным законодательством, не подтверждены.
Довод ответчика о нарушениях в составлении первичных документов, оформленных на задержку спорных вагонов на промежуточной станции, судом не принимается.
В соответствии с п. 4.7 Правил № 26 задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика озадержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Представленные истцом в материалы дела первичные документы (акты общей формы) оформлены в соответствии с вышеназванным пунктом Правил № 26.
Согласно п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу абз. 3, 5 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из – за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Пунктом 34 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 (ред. от 01.07.2010) «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» разъяснено, чтов соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 12 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования № 8/39 от 03.09.2009г. (в редакции дополнительного соглашения от 10.12.2012г.) владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, за время задержки их приема по причинам, зависящим от владельца, на путях общего пользования, в том числе промежуточных станций, в размере, предусмотренном пунктом 12 Тарифного руководства №2.
Из содержания вышеуказанного пункта договора следует, что сторонами согласовано условие о внесении соответствующей платы в указанном в нем случае, размер платы определен сторонами ссылкой на пункт 12 Тарифного руководства № 2 ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанная формулировка, согласованная сторонами и включенная в договор, действующему законодательству не противоречит.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
Расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «АРБАТ» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 489 691 руб. 27 коп. основного долга, а также 12 793 руб. 83 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Е.Н.Яговкина