ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-47895/16 от 15.05.2017 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

22 мая 2017 года                                             Дело № А60-47895/2016

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2017 года

В полном объеме  решение изготовлено  22 мая 2017 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.А.Павловой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.В. Захаровой, рассмотрев в заседании дело №А60-47895/2016

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Машиностроительный концерн УЗГТ Европа» (ИНН 6627014067, ОГРН 1036601692324)

к Межрайонной  Инспекции ФНС в Свердловской области № 30

третьи лица:Управление ФНС России по Свердловской области, ИФНС по Верх-Исетскому России району г. Екатеринбурга, Управление Финансового мониторинга Российской Федерации в Свердловской области, Администрация городского округа Ревда, Шевелев Олег Казимирович,

об обжаловании действий налогового органа,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Усачёв М.С., представитель по доверенности от 05.09.2014 года,

от заинтересованного лица: Колпакова И.М., представитель по доверенности № 04-01 от 04.04.2016,

от третьих лиц: Топорова О.В., представитель по доверенности № 01-44 от 10.01.2017, Александрова А.О., представитель Управления ФНС по СО по доверенности № 09-22/18 от 13.02.2017, от Шевелева О.К. - не явился, уведомлен.

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.  Отводов суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью «Машиностроительный концерн УЗГТ Европа» обратилось в Арбитражный  суд Свердловской области с заявлением, в котором просило:

          1.Признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации в г. Ревда Свердловской области №30 выразившиеся в необоснованной постановке Общества «Машиностроительный концерн УЗГТ Европа» по адресу: улица 50 - летия СССР в г. Первоуральск Свердловской области.

         2. Обязать Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации в г. Ревда Свердловской области № 30 предоставить в суд заявления Общества «Машиностроительный концерн УЗГТ Европа» о том, что юридическим адресом последнего значится улица 50 - летия СССР в г. Первоуральск Свердловской области.

        3. Обязать Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации в г. Ревда Свердловской области № 30 аннулировать указанные заявления, сделанные на основе подделанных документов.

          4. Обязать Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации в г. Ревда Свердловской области № 30 устранить нарушения закона и осуществить постановку Общества «Машиностроительный концерн УЗГТ Европа» по первоначальному адресу.

          5.Восстановить Обществу с ограниченной ответственностью «Машиностроительный концерн УЗГТ Европа» пропущенный по уважительной причине срок на обращение с жалобой в суд, так как Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации в г. Ревда Свердловской области №30 на заявления Общества «Машиностроительный концерн УЗГТ Европа» отвечает не по существу.

          При этом заявителем  в качестве  заинтересованного лица, к которому адресованы требования, указана  Инспекция  Федеральной  налоговой службы Российской Федерации города Ревда Свердловской области №30.

         22.02.2017 года в судебном заседании ответчиком заявлено ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено, документы приобщены к делу.

         Заинтересованным лицом представлен  отзыв и  копии материалов регистрационного дела, которые судом приобщены к материалам дела. Заинтересованное лицо требования не признало по доводам, изложенным в отзыве.

Определением Арбитражного суда  Свердловской области от 28.02.2017 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление ФНС России по Свердловской области на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Определением от 28.02.2017 года судебное заседание отложено на основании ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителю предложено  уточнить требования и круг заинтересованных лиц..

Также в материалы дела в судебном заседании третье лицо заявило ходатайство о приобщении отзыва на заявленные требования. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено, отзыв приобщен к делу.  Третье лицо, также полагало, что основания для удовлетворения требований отсутствуют, доводы в отзыве.

После перерыва заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела. Ходатайство рассмотрено и удовлетворено.

28.03.2017 года в судебном заседании обществом с ограниченной ответственностью «Машиностроительный концерн УЗГТ Европа» заявлено ходатайство об уточнении заинтересованного лица в связи с указанием  ранее в качестве  таковых различных лиц. Заявитель, уточняя заинтересованное лицо, просил считать таковым Межрайонную ИФНС № 30 по Свердловской области.

Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

28.03.2017 года в материалы дела поступило ходатайство о привлечении к участию в деле третьего лица Управление Финансового мониторинга Российской Федерации в Свердловской области (620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Восточная, 52, 4 этаж).

Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании ст. 51 АПК РФ.

Также суд определением от 29.03.2017 г.  привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга.

13.04.2017 года в суд поступило ходатайство об уточнении исковых требований, заявитель просил:

1. Признать незаконными действия Межрайонной  Инспекции ФНС в Свердловской области № 30, выразившиеся в необоснованной постановке Общества «Машиностроительный концерн УЗГТ Европа» по адресу: улица 50 - летия СССР в г. Первоуральск Свердловской области.

2. Обязать Межрайонную Инспекцию ФНС в Свердловской области № 30 устранить нарушения закона и осуществить постановку Общества «Машиностроительный концерн УЗГТ Европа» по первоначальному адресу,  а именно: 623280 Свердловская обл., г. Ревда, пос. СУМЗа, тер. ПСО-10.

3. Восстановить Обществу «Машиностроительный концерн УЗГТ Европа» пропущенный по уважительной причине срок на обращение с жалобой в суд, так как Инспекция Федеральной налоговой службы российской Федерации в Свердловской области № 30 на заявления Общества «Машиностроительный концерн УЗГТ Европа» отвечает не по существу.

Ходатайство об уточнении заявленных требований судом рассмотрено и удовлетворено на основании ст. 49 АПК РФ.

При этом заявителем также представлены дополнительные документы, которые судом приобщены к материалам дела.

Также в судебном заседании заявитель пояснил, что заявлений  о фальсификации доказательств не заявляет, о чем сделана соответствующая запись в протоколе судебного заседания за подписью истца.

Заинтересованным лицом заявлено ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Определением Арбитражного  суда  Свердловской области от 20.04.2017 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации городского округа Ревда и Шевелева Олега Казимировича на основании ст. 51 АПК РФ.

28.04.2017 года в суд поступил отзыв третьего лица - Управление Финансового мониторинга Российской Федерации в Свердловской области - на исковое заявление. Отзыв судом приобщен к материалам дела.

02.05.2017 года в суд поступило заявление третьего лица  ИФНС по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

15.05.2017 года, в суд поступил отзыв  третьего лица Шевелева О. К. на исковое заявление, из которого следует, что Шевелев О.К. поддерживает заявленные требования в полном объеме.  Отзыв судом приобщен к материалам дела.

При этом в отзыве заявлено ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие Шевелева О.К. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Также 15.05.2017 года в суд поступил отзыв третьего лица Администрации ГО Ревда. Отзыв судом приобщен к материалам дела.

 Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд 

установил:

Заявитель, обращаясь в суд с настоящим  заявлением,  указал на то, что им было установлено, что произошло изменение адреса  заявителя, при этом соответствующих заявлений  о смене адреса  им в налоговый орган не подавалось.

        Полагая, что действия налогового органа по  изменению адреса заявителя являются незаконными, заявитель обратился в суд с уточненными требованиями к Межрайонной         Инспекции ФНС в Свердловской области № 30.

        Рассмотрев заявленные требования, суд оставил их без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4. ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральнымзаконом. Пропущенный поуважительной причинесрок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О).

 Оценив доводы заявителя, принимая во внимание изложенное, суд счел, что заявление подлежит  рассмотрению судом с учетом положений ст. 198 АПК РФ.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действия (бездействия) незаконными.

 Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Пунктами 4, 5 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Законом о государственной регистрации.

При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2015 №492 «О составе сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядке межведомственного информационного взаимодействии при ведении государственного адресного реестра, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждены «Правила межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра».

Разделом IV названных Правил предусмотрено проведение инвентаризации сведений об адресах, которая должна быть проведена уполномоченными органами - органами местного самоуправления.

        Мероприятия, необходимые к проведению в результате инвентаризации, приведены в пункте 24 Правил. При этом в соответствии с пунктом 25 Правил по окончании инвентаризации уполномоченные органы направляют в территориальный орган ФНС России официальное письмо о завершении работ по ее проведению.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон № 443-ФЗ).

В соответствии со ст. 7 ФЗ № 443-ФЗ определено, что  оператором федеральной информационной адресной системы является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или по решению указанного органа подведомственное ему государственное учреждение.

Адрес места нахождения ООО «Машиностроительный Концерн УЗГТ Европа»: 623270, Свердловская область, город Ревда, пос. СУМЗ, ПСО-10 не содержится в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС), что  подтверждается материалами дела и  не опровергнуто документально заявителем.

Постановлением Правительства Российской Федерации №1221 от 19.11.2014г. работа по присвоению, изменению, и аннулированию адресов возложена на органы местного самоуправления.

Заявление о присвоении объекту адресации адреса подается собственником объекта адресации в уполномоченный орган местного самоуправления.

После присвоения объекту адреса в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) вносятся достоверные сведения об адресе места нахождения юридического лица ООО «Машиностроительный Концерн УЗГТ Европа» в соответствии с документами, содержащимися в регистрационном деле.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 443-ФЗ «О Федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия: присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектам адресации, аннулируют их в соответствии с установленными правилами; размещают, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра.

Согласно Правилам присвоения, изменения и аннулирования адресов, утв. постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 г. № 1221 (далее Правила № 1221), присвоение и аннулирование адресов объектов адресации производится органами по собственной инициативе или по заявлениям граждан и юридических лиц в установленных правилами случаях. Присвоение адреса земельным участкам производится в случаях подготовки документации по планировке территории или выполнения кадастровых работ в отношении объекта. Присвоение адреса зданиям, сооружениям осуществляется в случаях выдачи разрешения на строительство или выполнения кадастровых работ в отношении объекта.

Согласно пункту 44 Правил, структура адреса включает в себя следующую последовательность адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами:): а) наименование страны (Российская Федерация); б) наименование субъекта Российской Федерации; в) наименование муниципального района, городского округа или внутригородской территории (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; г) наименование городского или сельского поселения в составе муниципального района (для муниципального района) или внутригородского района городского округа; д) наименование населенного пункта; е) наименование элемента планировочной структуры; ж) наименование элемента улично-дорожной сети; з) номер земельного участка; и) тип и номер здания, сооружения или объекта незавершенного строительства; к) тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении.

При присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства (п.9 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов).

01.12.2016 г. от Шевелева Олега Казимировича - собственника земельного участка с кадастровым номером 66:21:0101002:139, расположенного г. Ревда, территория ПСО 10, поступило заявление о присвоении почтового адреса указанному объекту.

19.12.2016г. постановлением администрации городского округа Ревда №3181 земельному участку с кадастровым номером 66:21:0101002:13 в соответствии с требованиями Правил №1221 и сложившейся градостроительной ситуацией присвоен адрес:  г. Ревда, ул. Ельчевская, 2 стр.2.

Также, в соответствии с пп. 22-25 Правил межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, утв. постановлением Правительства РФ от 22.05.2015 г. № 492, администрацией городского округа Ревда проведены мероприятия по инвентаризации сведений об адресах, о чем в Межрайонную ИФНС России №30 по Свердловской области направлено соответствующее уведомление.

 Таким образом, указанный  заявителем адрес 623270, Свердловская область, город Ревда, пос. СУМЗ, ПСО-10 не содержится в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС) и, соответственно общество не может находиться по данному адресу в связи с его отсутствием.

В тоже время заявление о присвоении почтового адреса указанному объекту, по которому фактически находится общество,  подано только 01.12.2016 г.

Таки образом, регистрация общества может быть произведена в данном случае только  по адресу здания,  соответствующему адресу земельного участка, в границах которого оно расположено (п.9 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов).

В тоже время при осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со ст. 1 Закона о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Статьей 4 Закона о государственной регистрации установлено, что государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы, являются федеральными информационными ресурсами.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.

В силу подп. "в" п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц среди прочих содержатся сведения и документы об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" принцип достоверности информации (в том числе содержащейся в федеральных информационных системах и ресурсах), отнесен к основным принципам правового регулирования в сфере информации.

Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров, а также возможность осуществления надлежащего налогового контроля.

Соответственно, указание неполных сведений об адресе юридического лица, без конкретизации, позволяющей надлежащим образом идентифицировать адрес общества, свидетельствует об их недостоверности, отсутствии возможности использовать указанный адрес юридическим лицом для связи с ним.

Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

С учетом изложенного суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований заявителя.

При этом  суд полагает возможным разъяснить заявителю, что в данном случае возможна регистрация общества  по достоверному адресу в порядке, предусмотренном законом. 

         Расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с заявителя в доходы федерального бюджета Российской Федерации в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении требований отказать.

2.Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Машиностроительный концерн УЗГТ Европа» в доходы федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 3000 руб. 00 коп.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

3. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение». В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты,  указанной в карточке дела в документе «Дополнение».

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                                          Е.А. Павлова