ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-48183/16 от 16.12.2016 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

16 декабря 2016 года                                                   Дело № А60-48183/2016

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной рассмотрел дело по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД»

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 6674342330, ОГРН 1096674021179)

об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Отводов суду не заявлено.

Стороны о возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства уведомлены надлежащим образом, в пятнадцатидневный срок, установленный судом, возражений в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, не представили.

Лица, участвующие в деле, об установленных судом сроках для представления доказательств и отзыва на заявление заинтересованным лицом в соответствии со статьей 131 АПК РФ, дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, уведомлены надлежащим образом. Определение, вынесенное арбитражным судом по результатам рассмотрения вопроса о принятии заявления к производству, размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

06 декабря 2016 года судом принята резолютивная часть решения. 09 декабря 2016 года УГАН НОТБ УФО Ространснадзора обратилось в суд с заявлением о составлении мотивированного решения. Учитывая, что заявление подано с соблюдением установленного ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса срока, изготовлено мотивированное решение.

ОАО "РЖД" в лице Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об отмене постановления УГАН НОТБ УФО Ространснадзора о назначении административного наказания от 23.09.2016 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 50000 рублей.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласилось, полагает оспариваемый акт законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Свердловской транспортной прокуратурой в период с 29.08.2016 по 12.08.2016 по поручению Уральской транспортной прокуратуры проведена проверка проведена проверка информации УФСБ Свердловской области о нарушениях законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных станциях Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» Екатеринбург-Пассажирский, Екатеринбург-Сортировочный, Кольцово.

Согласно информации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России железнодорожные станции Екатеринбург-Пассажирский, Екатеринбург-Сортировочный и Кольцово включены в перечень объектов транспортной инфраструктуры, задействованных в периоды подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и Кубка конфедерации FIFA 2017.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается в частности на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритета мер предупреждения терроризма; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа.

В силу п. п. 4, 5, 9, 10 ст. 1 Федерального закона РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ), транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные и автомобильные вокзалы и станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Субъект транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности. Из положений данной статьи следует, что для определения статуса субъекта транспортной инфраструктуры достаточен факт наличия в собственности физического или юридического лица ОТИ и ТС или использования их на ином законном основании.

ОАО «РЖД» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 585 от 18.09.2003 переданы во владение объекты  транспортной  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта,  оно является в силу вышеуказанных норм субъектом транспортной инфраструктуры и субъектом правоотношений в области транспортной безопасности.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 16-ФЗ, требования по обеспечению транспортной безопасности (в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

На основании ст. 8 Федерального закона РФ № 16-ФЗ разработаны «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденные приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43 (далее - Требования).

В соответствии с пунктами 2 и 4 Требований они определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты ОТИ и ТС железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, а также являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.

Данная обязанность субъекта транспортной безопасности не корреспондируется, как следует из вышеуказанных норм, с необходимостью иметь утвержденный план, обеспечения транспортной безопасности, что предполагает обязанность Общества исполнять Требования в том числе до утверждения плана.

Субъекты транспортной инфраструктуры самостоятельно обеспечивают транспортную безопасность на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. В пределах своей компетенции они определяют перечень мероприятий, которые необходимо применять для обеспечения безопасности объекта, для локализации и устранения угрозы. Процедура реализации мер обеспечения транспортной безопасности устанавливается субъектами также самостоятельно.

Согласно ч.ч. 1, 13, 14 ст. 12.2 Федерального закона № 16-ФЗ в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона, проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.

Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности включают в себя в том числе перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также порядок проведения наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности.

Во исполнение Федерального закона № 16-ФЗ приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, действие которых вступило в силу с 08.04.2016 (далее - Правила)

Вместе с тем проверка показала, что на сегодняшний день транспортная безопасность на железнодорожной станции Екатеринбург-Пассажирский, Екатеринбург-Сортировочный и Кольцово транспортной инфраструктуры не обеспечена.

Согласно требованиям ч.1 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.

В силу п. 5.8 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.

Установлено, что из трех подлежащих проверке объектов транспортной инфраструктуры (железнодорожных станций Екатеринбург-Пассажирский, Екатеринбург-Сортировочный и Кольцово) Федеральным агентством железнодорожного транспорта утверждены планы обеспечения транспортной безопасности на станции Екатеринбург - Пассажирский (24.04.2015) и Екатеринбург - Сортировочный (29.01.2015).

Вопреки требованиям ч.1 ст. 9 Федерального закона, п. 5.8 Требований ОАО «РЖД», более чем на 4 месяца нарушены сроки разработки и направления для утверждения плана обеспечения транспортной безопасности станции Кольцово.

По состоянию на 11.08.2016 план обеспечения транспортной безопасности данного объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) не утвержден. При этом результаты оценки его уязвимости утверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта 23.12.2015.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о несвоевременной и некачественной подготовке должностными лицами Свердловской дирекции управления движением, ст. Кольцово плана обеспечения транспортной безопасности.

Утвержденные планы обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций Екатеринбург-Пассажирский, Екатеринбург-Сортировочный в течении в течение шести месяцев с момента утверждения результатов их оценки уязвимости не реализованы.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона установлен ряд требований к лицам, при наличии которых они не вправе выполнять работы, непосредственной связанные с обеспечением транспортной безопасности.

В силу положений ч. 1 ст. 10 Федерального закона проверка сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, проводится субъектами транспортной инфраструктуры в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.10 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу

Вопреки вышеуказанных требований на объектах транспортной инфраструктуры - железнодорожных станциях Екатеринбург - Сортировочный, Екатеринбург - Пассажирский и Кольцово допускаются к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, лица без прохождения предусмотренных законодательством о транспортной безопасности проверок, в том числе Правилами проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 №1257, а также Перечнем документов, представляемых в целях проверки субъектом транспортной субъектом транспортной инфраструктуры сведений, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, утвержденного приказом Минтранса России от 18.04.2016 №10.

В ряде случаев, в нарушение п. 5.12 Требований, сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности проверяемых ОТИ не прошли специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации в соответствии с программами и документами определенными законодательством РФ (например, работники ст. Екатеринбург-Пассажирский: исполняющий начальника станции ФИО1, главный инженер станции ФИО2, заместитель начальника станции ФИО3, работники ст. Екатеринбург - Сортировочный главный инженер ФИО4, начальник штаба гражданской обороны ФИО5, начальник производственно-технического отдела ФИО6).

На ОТИ ст. Екатеринбург-Пассажирский не образовано и/или привлечено в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности подразделение транспортной безопасности для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства, чем нарушаются ч.1 ст. 8 Федерального закона, п. 5.5 Требований.

Кроме    того,    на    железнодорожных    станциях    Екатеринбург Сортировочный, Екатеринбург - Пассажирский и Кольцово установлены следующие нарушения ч.1 ст. 8, ч. 13 ст. 12.2 Федерального закона, Требований, Правил.

1) Инструкции (положения) по пропускному и внутриобъектовому режиму на ОТИ станций Екатеринбург - Сортировочный, Екатеринбург - Пассажирский, Кольцово не соответствуют Требованиям, Правилам проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 (нарушение ч.1 ст. 8 Федерального закона, п. 5.6.6 Требований).

В соответствии с п.5.25.3. Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан установить в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности).

В силу п. 63 Правил работники досмотра не допускают в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности объекты досмотра, у которых в ходе

проверки документов и сверки данных, указанных в перевозочных документах, выявлены несоответствия (в том числе написание в перевозочном документе фамилии, имени, отчества объекта досмотра - физического лица с использованием символов алфавита, отличных от тех, на которых составлен документ, удостоверяющий личность), по фактам выявления указанных несоответствий информируют уполномоченные подразделения территориальных органов МВД России и ФСБ России.

Вопреки указанным требованиям, в действующих Положениях (инструкциях) о пропускном и внутриобъектовом режимах (станция Екатеринбург-Сортировочный, Екатеринбург-Пассажирский, Кольцово) и в Инструкции об организации пропускного и внутри объектового режима на железнодорожных станциях и прилегающих ним территориях, расположенных в границах Екатеринбургского центра организации работы железнодорожных станций предусмотрено, что в случае выявления несоответствия пропусков (либо предъявленный пропуск числится недействующим), а также в случаях несоответствия данных, указанных в транспортном пропуске или данных о ввозимых (вывозимых) материальных ценностях, указанных в материальном пропуске, фактически ввозимым (вывозимым) материальным ценностям, работник охраны на КПП задерживает лицо, предъявившее указанные документы, а также транспортное средство с ввозимыми (вывозимыми) материальными ценностями, и вызывает своего непосредственного начальника для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем, в соответствии с п. 16. Правил, настоящие Правила учитываются субъектами транспортной инфраструктуры при разработке положения (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах, а также иных внутренних организационно-распорядительных документов, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности.

Указанные незаконные нормы положений (инструкций) о пропускном и внутриобъектовом режимах могут повлечь сокрытия от уполномоченных правоохранительных органов необходимой информации о нарушениях требований транспортной безопасности, а также злоупотребления и иные коррупционные правонарушения со стороны руководящих работников ОАО «РЖД» и иных организаций.

2) Порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (далее - КПП) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения при проверке документов удостоверяющих личность, порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данныч инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению актов незаконного вмешательства (далее - AHB) или совершения AHB (приложения №№7, 8 к планам обеспечения транспортной безопасности ст. Екатеринбург -

Сортировочный, ст. Екатеринбург-Пассажирский), не соответствуют требованиям Правил (нарушение ч.1 ст. 8 Федерального закона, п.п. 5.6.7, 5.6.8 Требований).

3)   Не исполнена обязанность по информированию в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, включая запрещение: прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска; перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам; проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения (нарушение ч.1 ст. 8 Федерального закона, п. 5.14 Требований);

4)       Организация пропускного и внутриобъектового режима на
железнодорожных станциях Екатеринбург - Сортировочный, Екатеринбург -
Пассажирский, Кольцово осуществляется с нарушением внутренних
организационно-распорядительных документов субъекта транспортной
инфраструктуры, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности (нарушение ч.1 ст. 8 Федерального закона, п. 5.27 Требований).

Так, пунктами 9.1 планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ железнодорожных станций Екатеринбург - Пассажирский, Екатеринбург-Сортировочный предусмотрена организация 11 (в том числе одного временного) и 15 КПП, соответственно.

В результате проверки установлено, что ни одного КПП на железнодорожной станции Екатеринбург - Пассажирский не организовано. На ст. Екатеринбург - Сортировочный из 14 предусмотренных планом КПП, организованы и функционируют лишь 2. На ст. Кольцово КПП не организованы.

Кроме того, Положением о пропускном и внутри объектовом режиме на станции Екатеринбург - Сортировочный (Приложение №6 к Плану обеспечения транспортной безопасности) установлено, что на территории станции и структурных подразделениях, расположенных на станции, разрешается парковка минимального количества личного автотранспорта, принадлежащего работникам и посетителям объекта, только на специально отведенной организованной площадке (автопарковке) (п.2.21) Схема расположения автопарковок, их вместимость, ответственные за контроль их содержания, разрабатываются руководителями структурных подразедлений и согласовываться начальником станции (п.2.22). Категорически запрещена стоянка автотранспорта на территории станции: лиц, не выполняющих свои должностные обязанности, за исключением случаев, когда заключены договорные взаимоотношения об оказании услуг по размещению гаражных комплексов; вне отведенных территорий парковок; ближе 50 метров от железнодорожных линий и особо важных объектов (посты ЭЦ, дома отдыха локомотивных бригад, учебных центров, и т.п.) (п. 2.23).

Вопреки положениям ч.1 ст. 8 Федерального закона, п. 5.27 Требований п.п. 21-23 Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме на станции Екатеринбург - Сортировочный схема расположения автопарковок, их вместимость, ответственные за контроль их содержания не разработана, 11.08.2016 на территории станции допускалась парковка автотранспортных средств вне отведенных территорий парковок ближе 50 метров от линии железнодорожного плотна;

5)      Не воспрепятствуется преодоление любыми лицами контрольно-
пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и
действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону
транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ (нарушение ч.1 ст.
8 Федерального закона, п. 5.29 Требований). Периметровое ограждение
железнодорожных станций Екатеринбург-Пассажирский, Екатеринбург-
Сортировочный, Кольцово в полном объеме не обеспечено.

6)В нарушение ч.1 ст. 8 Федерального закона, п. 5.30.1 Требований на ст. Кольцово выдача пропусков не осуществляется; на ст. Екатеринбург -Сортировочный не выдаются постоянные пропуска персоналу субъекта транспортной инфраструктуры, а также персоналу юридических лиц, осуществляющих деятельность в зонах транспортной безопасности; на ст. Екатеринбург-Пассажирский учет выданных постоянных пропусков не ведется.

7)На ст. Екатеринбург-Сортировочный, ст. Кольцово и в ряде случаев на ст. Екатеринбург-Пассажирский не обеспечено ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС на видном месте поверх одежды (нарушение ч.1 ст. 8 Федерального закона, п. 5.30.20 Требований).

8)Станции Екатеринбург-Сортировочный, Екатеринбург-Пассажирский не оснащены инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности (нарушение ч.1 ст. 8 Федерального закона, п.5.31 Требований).

9)     Не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной
безопасности, обеспечивающими:

-видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ станций Екатеринбург-Сортировочный, Екатеринбург-Пассажирский (нарушение чЛ ст. 8 Федерального закона, п. 10.5.1 Требований);

-видеораспознавание объектов видеонаблюдения на критических элементах ОТИ - станции Екатеринбург-Пассажирский (нарушение чЛ ст. 8 Федерального закона, п. 10.5.2 Требований). Согласно п.5 Плана обеспечения транспортной безопасности ст. Екатеринбург - Пассажирский критическими элементами являются железнодорожный путепровод 1814 км ПК4 и пост МРЦ. Проверкой установлено, что железнодорожный путепровод 1814 км ПК4 камерами видеонаблюдения не оборудован (видеоиаблюдеиие отсутствует). Внутреннее

(внутри здания) видеонаблюдение поста МРЦ не работает с 25.07.2016. Не обеспечено камерами наружное наблюдение запасного входа/выхода поста МРЦ, а также внутреннее наблюдение цокольного, первого и второго этажа со стороны лестниц;

видеообнаружение объектов видеонаблюдения на территории перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, а также видеомониторинг объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности станций Екатеринбург-Сортировочный, Екатеринбург-Пассажирский не обеспечено(нарушение ч.1 ст. 8 Федерального закона, п.п. 10.5.3-10.5.4 Требований);

-станциях Екатеринбург-Сортировочный, Екатеринбург-Пассажирский выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ, а также электронное документирование проходов персонала и посетителей в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ не осуществляется (нарушение ч.1 ст. 8 Федерального закона, п. 10.5.7, п. 10.5.9 Требований);

-по причине не оборудования станций Екатеринбург-Сортировочный, Екатеринбург-Пассажирский техническими системами и средствами досмотра принятие решения о соответствии пропуска предъявителя его владельцу с применением биометрических устройств или иным путем, обеспечивающим достоверное сличение идентифицирующих признаков на КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ, а также передачу данных в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем о лицах, пропущенных в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, не реже одного раза в сутки, не обеспечено, (нарушение ч.1 ст. 8 Федерального закона, п.п. 10.5.10, 10.5.11 Требований).

Данные обстоятельства отнесены прокурором к нарушению, предусмотренному ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), по факту которого в отношении ОАО "РЖД" в лице Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.08.2016.

Материалы дела в отношении общества направлены прокурором для рассмотрения по подведомственности в УГАН НОТБ УФО Ространснадзора.

По результатам рассмотрения материалов административного дела управлением вынесено постановление от 23.09.2016, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене данного постановления.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов и возражений сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Факт совершения указанных нарушений подтверждается материалами дела и заинтересованным лицом не оспаривается, в связи с чем событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, следует признать установленным административным органом и доказанным.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что у общества имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства, однако им не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины в совершении административного правонарушения.

Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Назначение административного штрафа произведено административным органом в минимальном размере штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

Заинтересованное лицо привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения.

Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не имеется.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 18, п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить ст. 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

Обстоятельств, позволяющих признать совершенное обществом правонарушение малозначительным, судом не установлено.

Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.

В соответствии с п. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, создающего угрозу охраняемым общественным отношениям, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд не усматривает оснований для освобождения общества от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

При данных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

На основании ч. 4, 5, 9, 10 ст. 1, п. 6 ч. 2 ст. 2, ст. 8, ч. 1 ст. 9, ст. 10, ч. 1, 13, 14 ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", п. 2, 4, 5.8, 5.10, 5.12, 5.25.3, 5.6.7, 5.6.8, 5.14, 5.27, 5.28, 5.29, 5.30.1, 5.30.20, 5.31, 10.5.1, 10.5.2, 10.5.3, 10.5.4, 10.5.7, 10.5.9, 10.5.10, 10.5.11 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.02.2011 № 43, ст. 2.1, ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 110, 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» требований об отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>) о назначении административного наказания от 23.09.2016 отказать.

Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия в полном объеме.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                          Л.Ф. Савина