АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
22 октября 2018 года Дело №А60-49564/2018
Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2018 года
Полный текст решения изготовлен 22 октября 2018 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.В. Николаевой, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-49564/2018
по заявлению заместителя Прокурора Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила
к индивидуальному предпринимателю Кривову Алексею Викторовичу (ИНН 666900336263, ОГРН 316965800109856)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании
от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности от 24.04.2018 №8/2-10-2018;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Прокурор Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заинтересованное лицо возражений по существу заявленных требований не представило.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Тагилстроевского района города Нижнего Тагила 06.08.2018г. проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства индивидуальным предпринимателем ФИО1 по адресу осуществления реализации продовольственных товаров: ул. Фестивальная, д. 31, г.Нижний Тагил, Свердловская область, 622000.
Проведенной проверкой установлено, что по указанному адресу расположен магазин «Продукты», предпринимательскую деятельность по реализации продовольственных товаров в котором осуществляет ИП ФИО1
Результаты проверки изложены в акте о проведении проверки от 06.08.2018г., согласно которому на момент проверки в магазине «Продукты» ИП ФИО1 осуществлялась реализация продовольственных товаров с нарушением требований, установленных TP ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции, TP ТС 022/2011 Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», а именно:
- в реализации находится продукция без упаковки изготовителя без маркировки, а именно: рыба с/м, вес, наименование которой установить не представилось возможным, кроме того, отсутствуют сведения о дате выработки и срока годности продукта, что является нарушением п. 1 ч.4.1 ст.4 TP ТС 022/2011 Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции;
- в организации торговли не созданы условия для хранения санитарной одежды, а именно: шкафчики отсутствуют, сменная одежда в наличии в магазине отсутствует, что является нарушением п. 13.5 СП № 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»;
- при хранении пищевых продуктов не соблюдается температурный режим хранения, а именно: консервы рыбные «Сельдь атлантическая», «Сардинелла» в количестве 11 банок и 2 банки соответственно (температура хранения, указанная на упаковке (банке) от 0°С до 15°С, хранились на стеллаже в торговом зле при температуре воздуха около 22 °С), консервы рыбные «Лещ», «Карась» в количестве 2 и 4 банки соответственно (температура хранения, указанная на упаковке (банке) от 0°С до 20°С, хранились на стеллаже в торговом зле при температуре воздуха около 22 °С), не соблюдается температурный режим хранения молочной продукции в торговом зале: молочная продукция в ассортименте хранится на полу в корзинах без холодильного оборудования, а именно: йогурт "Фруттис", йогурт "Слобода", на упаковке указаны условия хранения, установленные изготовителем, от +2гр. до +4гр., а также сыры «Хохланд Сливочный», сыр «Фетакса», что является нарушением п.7 ст. 17 TP ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции;
- не соблюдаются сроки реализации продукции, а именно: консерва рыбная «Лещ обжаренный в томатном соусе» в количестве 2 банки дата выработки 06.06.2016г., срок хранения и годности 24 месяца с даты изготовления, конечный срок годности 05.06.2018г.; консерва рыбная «Карась обжаренный в томатном соусе» в количестве 4 банки, дата выработки 12.05.2016г., срок хранения и годности 24 месяца с даты изготовления, конечный срок годности 11.05.2018г.; консерва рыбная «Сардинелла натуральная с добавлением масла» в количестве 2 банки, дата выработки 14.03.2016г., срок хранения и годности 2 года с даты изготовления, конечный срок годности 13.03.2018г.; консерва рыбная «Сельдь атлантическая натуральная с добавлением масла» в количестве 11 банок, дата выработки 20.02.2016г., срок хранения и годности 24 месяца с даты изготовления, конечный срок годности 19.02.2018г., что является нарушением п. 12 ст. 17 TP ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции;
- в реализации находятся рожки, вермишель, печенье, пряники, свежемороженые овощи (стручковая фасоль), полуфабрикаты (пельмени, вареники, блины с начинкой, котлеты), мясо с/м, расфасованные в потребительскую упаковку (полиэтиленовые пакеты), маркировка продукта не содержит информации о дате выработки и сроке годности продукта и изготовителе, указаны дата фасовки и срок годности после фасовки, что является нарушением п. 12 ч.4.4. ст.4 TP ТС 022/2011 Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки;
- пищевые продукты в магазине хранятся в коридорах, в отделах по реализации, в помещении загрузки, все проходы загромождены (капуста, картофель, сахар в мешках, мука, консервация), складских помещений в предприятии нет, что является нарушением п.7.8 СП №2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»;
- в загрузочном помещении магазина на полу хранится картофель, капуста, морковь в сетках, предназначенный для продажи, реализация овощей проводится в отделе по реализации мяса и рыбы с/м, что является нарушением п.8.18 СП №2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».
По факту выявленных нарушений заявителем в отношении ИП ФИО1 06 августа 2018 составлен акт проверки и вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.08.2018, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Материалы административного дела направлены в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 14.43 Кодекса действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции и связанным с требованиями к продукции, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан.
На основании п. 5 ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 880 принят технический регламент Таможенного Союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", согласно ст. 10 которого изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно п.1 ч.4.1 ст.4 TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части её маркировки", маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
1) наименование пищевой продукции;
2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
3) количество пищевой продукции;
4) дату изготовления пищевой продукции;
5) срок годности пищевой продукции;
6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера).
В соответствии с п. 13.5 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», работники организации торговли обязаны соблюдать следующие правила личной гигиены:
- оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;
- перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак или косынку;
- работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения. Согласно ч.7 ст. 17 TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»,
- при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с п. 12 ст. 17 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
В силу п. 12 ч. 4.4 ст. 4 TP ТС 022/2011 Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки, при фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения.
Иные сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции).
В соответствии с п.7.8 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола. Складирование пищевых продуктов вблизи водопроводных и канализационных труб, приборов отопления, вне складских помещений, а также складирование незатаренной продукции непосредственно на полу, навалом не проводится.
В соответствии с п. 8.18 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», продажа плодоовощной продукции производится в специализированных плодоовощных магазинах, отделах и секциях, специально предназначенных для этих целей.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Факт нарушения заинтересованным лицом требований вышеуказанных нормативных актов при реализации товаров подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, и заинтересованным лицом не оспорен.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о доказанности в действиях заинтересованного лица события вменяемого административного правонарушения.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Обстоятельства, свидетельствующие о виновности заинтересованного лица, подтверждаются документами, представленными в материалы дела.
Заинтересованным лицом не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции, контроль за соблюдением требований законодательства о технических регламентах, об обязательных требованиях к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации не был обеспечен.
Оснований полагать, что нарушение требований технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми и непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.
Таким образом, в действиях заинтересованного лица установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения настоящего дела не истек.
Оснований для освобождения предпринимателя от административной ответственности в виду малозначительности не усматривается, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения посягают на жизнь и здоровье граждан, потребителей продукции.
Согласно ч. 1, 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Конкретную меру ответственности, подлежащую применению, назначает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, в настоящем случае – суд, с учетом названных обстоятельств.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает оснований для назначения предупреждения, поскольку из материалов дела усматривается, что правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Поскольку наказание должно соответствовать требованиям соразмерности, справедливости, закрепленным ст. 3.1 КоАП РФ, целям и охраняемым законным интересам, соответствовать характеру совершенного деяния, суд считает возможным применить минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, - 30000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
УФК по Свердловской области (прокуратура Свердловской области), ИНН <***>, КПП 665801001, БИК 046577001, р/сч. 40101810500000010010, банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка Росси по Свердловской области, КБК 41511626000016000140, ОКТМО 65701000.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru. В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья Л.В. Колосова