ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-49700/2022 от 05.10.2022 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

12 октября 2022 года                                                         Дело № А60-49700/2022

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2022 года

Полный текст решения изготовлен 12 октября 2022 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Дёминой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергеевой Н.В., рассмотрев в предвварительном судебном заседании дело

по заявлению Чернова Григория Александровича, Чернова Александра Павловича, далее – заявители,

к ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕРХ-ИСЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА (ИНН 6658040003, ОГРН 1046602689495), далее – заинтересованное лицо,

о признании незаконным решения Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга,

при участии в судебном заседании

от заявителя: Чернов А.П., лично, предъявлен паспорт,

от заинтересованного лица: Мирзянова Г.Д., представитель по доверенности № 42 от 30.12.2021.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением к заинтересованному лицу с требованием о признании незаконным решение ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 09.08.2022 за государственным регистрационным номером 2226600901415 в отношении Чернова Александра Павловича как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО «Копия-Екатеринбург» (ИНН 6663060608).

Определением от 15.09.2022 в порядке, установленном ст. 127, 133, 135, 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражным судом указанное заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании.

От заявителя поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов во исполнение определения суда. Приобщены к материалам дела.

От ответчика поступило ходатайство о приобщении отзыва в электронном виде и на бумажном носителе. Приобщен к материалам дела.

С учётом возможности рассмотрения дела по существу по представленным в предварительное судебное заседание документам, принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и при отсутствии от них возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие, с учётом мнения присутствующих, суд в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание.     

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд 

установил:

Как следует из материалов дела, регистрирующим органом ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга 09.08.2022 в отношении ООО «Копия-Екатеринбург» (ИНН 6663060608 ОГРН 1026604939415) в ЕГРЮЛ была внесена запись за государственным регистрационным номером 2226600901415 о том, что единоличным исполнительным органом общества, или новым директором ООО «Копия-Екатеринбург» является Чернов Александр Павлович.

Из пояснений заявителя следует, что Чернов Григорий Александрович, является единственным участником ООО «Копия-Екатеринбург», со слов заявителя, он не принимал решение о том, что новым директором ООО «Копия-Екатеринбург» назначается Чернов Александр Павлович. Заявителю неизвестно, на основании каких документов регистрирующим органом было принято решение о государственной регистрации нового директора ООО «Копия-Екатеринбург».

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим причинам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 2 и 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 ст. 1 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Пунктом 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

Государственная регистрация на основании ст. 11 Закона № 129-ФЗ заключается в принятии регистрирующим органом решения о государственной регистрации и во внесении на основании указанного решения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

Согласно положениям подп. «л» п. 1 ст. 5 Закона № 129 - ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица -наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга.

Положениями ст. 9 Закона № 129 - ФЗ определен круг физических лиц, которые вправе выступать заявителями при подаче соответствующих документов необходимых для государственной регистрации.

В соответствии с подп. «а» п. 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителем может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Согласно подп. 4.1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения.

Закон № 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, порядок регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, является заявительным.

Кроме этого, регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме тех, что установлены указанным Федеральным законом.

Таким образом, заявитель для государственной регистрации обязан представлять соответствующие требованиям действующего законодательства документы.

Ответственность, установленная законодательством Российской Федерации за неправомерные действия при предоставлении документов для государственной регистрации, несут заявители (п. 1 ст. 25 Закона № 129-ФЗ).

В рассматриваемой ситуации в регистрирующий орган 02.08.2022 в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью директора ООО «КОПИЯ-ЕКАТЕРИНБУРГ» Чернова Александра Павловича, представлены документы (вх. № 38022А), установленные п. 2 ст. 17 Закона №129-ФЗ в отношении ООО «КОПИЯ-ЕКАТЕРИНБУРГ» (ОГРН 1026604939415 ИНН 6663060608):

- заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме № Р13014, утвержденное приказом ФНС России 31.08.2020 № ЕД-7-14/617® (далее - заявление по форме № Р13014).

На основании представленных документов изменения вносятся в сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, а именно прекращение полномочий Чернова Григория Александровича, возложение полномочий на Чернова Александра Павловича.

Таким образом, документы (вх. 38022А) соответствовали положениям ст. 9, п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ, и основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ, у инспекции отсутствовали.

В соответствии с положениями Закона № 129-ФЗ регистрирующим органом 09.08.2022 принято оспариваемое решение о государственной регистрации № 38022А, в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (ГРН 2226600901415).

Исходя из положений Закона № 129-ФЗ, регистрирующие органы не вмешиваются в хозяйственную деятельность субъектов гражданских взаимоотношений, ими не рассматриваются вопросы правомочности избрания руководящих органов юридического лица в деятельности предприятия.

В ходе судебного разбирательства Чернов А.П. подтвердил, что пакет документов был подан им лично. В таком случае права заявителя не могут быть признаны нарушенными.  

При этом регистрирующий орган в свою очередь, права и законные интересы заявителей не нарушал, а исполнял возложенную на него Законом № 129-ФЗ обязанность по осуществлению регистрационных действий.

На момент принятия инспекцией решения о государственной регистрации спорных изменений в сведения о юридическом лице (внесение соответствующих сведений в ЕГРЮЛ) у регистрирующего органа не было доказательств, подтверждающих недостоверность каких-либо сведений, или об отсутствии какого-либо корпоративного акта.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявления.

Поскольку заявителям в удовлетворении требований отказано, расходы по уплате государственной пошлины не подлежат отнесению на заинтересованное лицо (ст. 110 АПК РФ).

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru. В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                   Т.А. Дёмина