ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-49720/18 от 12.10.2018 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

19 октября 2018 года                                                             Дело №А60-49720/2018

Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2018 года

Полный текст решения изготовлен 19 октября 2018 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.П. Власкиной рассмотрел в судебном заседании дело №А60-49720/2018

по заявлению Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН <***>, далее – департамент ГЖИСН, административный орган)

к обществу с ограниченной ответственностью «ДевелопментИнвест» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – общество «ДевелопментИнвест»)

о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

В судебном заседании принял участие представитель общества «ДевелопментИнвест» - ФИО1 (доверенность от 05.02.2018).

Представители департамента ГЖИСН, извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

         Департамент ГЖИСН обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества «ДевелопментИнвест» к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда от 04.09.2018 предварительное судебное заседание назначено на 04.10.2018.

         В ходе судебного заседания заинтересованным лицом приобщен к материалам дела отзыв на заявление.

         Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству.

Определением суда от 05.10.2018 судебное разбирательство назначено на 12.10.2018.

До начала судебного заседания со стороны департамента ГЖИСН в материалы дела поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с тем, что специалист, составивший протокол ФИО2 находится в отпуске.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными. Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.

Судом данное ходатайство рассмотрено и в его удовлетворении отказано, поскольку указанная причина (специалист, составивший протокол ФИО2 находится в отпуске) не признана судом уважительной, в связи с тем, что нет необходимости явки именно данного лица.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

в ходе проведения департаментом ГЖИСН в период с 12.03.2018 по 06.04.2018 проверки объекта капитального строительства: «Четырех секционный жилой дом (№ 1А, 1Б, 1В, 1Г по ПЗУ) переменной этажности со встроенным подземным паркингом (№ 2А, 2Б по ПЗУ), трансформаторная подстанция (3 3 по ПЗУ): 1 этап строительства ф- три секции (1А, 1Б, 1В по ПЗУ) жилого дома переменной этажности со встроенными помещениями общественного назначения, помещениями ДДОУ (в секциях №№ 1Б, 1В) и встроенным подземным паркингом в осях 4/1-13/А-Ж (№ 2А по ПЗУ), трансформаторная подстанция (№ 3 по ПЗУ); 2 этап строительства - одна секция жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения (№ 1Г по ПЗУ) и встроенным подземным паркингом в осях 1-4/1/А-Е (№ 2Б по ПЗУ)», расположенного по адресу: <...>,установлено, что лицом, осуществляющим строительство – обществом «ДевелопментИнвест» допущено осуществление строительства данного объекта капитального строительства с нарушением требований технических регламентови проектной документации.

         Результаты проведенной проверки отражены в акте от 06.04.2018                 № 29-16-07/154, 06.04.2018 обществу «ДевелопментИнвест» выдано предписание № 29-16-07/154 со сроком исполнения до 04.06.2018.

В период с 09.07.2018 по 20.07.2018 департаментом ГЖИСН проведена проверка выполнения ранее выданного предписания, в результате которой установлено, что обществом «ДевелопментИнвест» в установленный срок - до 04.06.2018 требования предписания от 06.04.2018  № 29-16-07/154 не выполнены, поскольку не исполнен п. 2.1, предписывающий представить документы по обоснованию границ санитарно-защитной зоны.

При рассмотрении представленной документации по п. 2.1 предписания (извещение об устранении нарушений от 04.06.2018№ 22420) административным органом сделан вывод о том, что обществом «ДевелопментИнвест» не предоставлены документы по обоснованию границ санитарно-защитной зоны действующего предприятия - общества с ограниченной ответственностью «РесурсТранс» (далее – общество «РесурсТранс») (автобаза), расположенного по адресу <...>, подтверждающие соблюдение требований ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пунктов 2.1, 2.2, 2.5, 4.1, 4.3, 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» при строительстве объекта капитального строительства.

Уполномоченным органом по установлению, изменению или прекращению существования санитарно-защитной зоны являются территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.  

Согласно положительному заключению негосударственной экспертизы от 06.12.2016 № 66-2-1-3-0133-1 (раздел 3.2.3.8, раздел 3.2.4) по проектной документации вышеуказанного объекта капитального строительства на экспертизу предоставлено только заявление заказчика в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» от 30.11.2016 о сокращении санитарно-защитной зоны указанного предприятия до 25 м.

В положительном заключении негосударственной экспертизы от 29.12.2017 № 66-2-1-2-0191-17, выданном обществом с ограниченной ответственностью «Уральское управление строительной экспертизы» (раздел 3.2.3.8), имеется ссылка на проект обоснования размеров расчетной санитарно-защитной зоны площадки № 1 общества «РесурсТранс», согласно которому СЗЗ площадки № 1 общества «РесурсТранс» составляет 25 м. Санитарно-эпидемиологическое заключение Территориального органа Роспотребнадзора по проекту обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны площадки № 1 общества «РесурсТранс» в департамент ГЖИСН не представлено.

К извещению об устранении нарушений от 04.06.2018 № 22420 общества «ДевелопментИнвест» прилагаются документы: копия корректировки проекта шифр 21-16-П-ООС.ПЗ лист 2, копия письма Управления Свердловского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 15.05.2018 № 375. Указанные документы не являются подтверждением сокращения санитарно-защитной зоны общества «РесурсТранс», расположенного по адресу <...>.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 25.07.2018 № 29-13-09/85 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении общества «ДевелопментИнвест» к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд признает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 2, 6 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 8 указанной статьи).

Согласно п. 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена ч. 6 ст. 19.5 Кодекса.

Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.

В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Судом установлено, чтоадминистративным органом обществу «ДевелопментИнвест» вменяется неисполнение п. 2.1 предписания от 06.04.2018 № 29-16-07/154, предписывавшего представить документы по обоснованию границ санитарно-защитной зоны.

Обществом «ДевелопментИнвест» представлено письмо Свердловского Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 15.08.2016 № 375, согласно которому санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны от дорожной автобазы Свердловской железной дороги, находящейся в аренде у филиала общества «РесурсТранс» в г. Екатеринбурге, не выдавалось. Таким образом, из письма Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 15.08.2016 № 375 следует, что в отношении общества «РесурсТранс» санитарно-защитная зона не установлена.

По проекту предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ) от автобазы общества «РесурсТранс» выдано положительное заключение СЭЗ от 20.11.2014 № 66.ТС.02.000.Т.000110.11.14, которое свидетельствует, что у ближайшего жилого дома в 25 метра от автобазы ПДК загрязняющих веществ в воздухе соответствует нормам.

Также представлена копия выкопировки из проектной документации шифр 21-16-П-ООС.ПЗ лист 2, изм. 2, подтверждающая внесение соответствующих изменений в проектную документацию, с учетом письма Свердловского Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 15.08.2016 № 375.

Данные документы представлены в департамент ГЖИСН 04.06.2018, то есть в установленный в предписании срок.

Административный орган предписывает представить документы по обоснованию границ санитарно-защитной зоныобщества «РесурсТранс», вместе с тем вменение обществу «ДевелопментИнвест» обязанности обосновать границы санитарно-защитной зоны другого юридического лица не может быть признано законным.

Обществом «ДевелопментИнвест» в целях урегулирования вопроса в части расположения объекта капитального строительства между застройщиком обществом с ограниченной ответственностью «Башня Времени» и обществом с ограниченной ответственностью «Уральское управление строительной экспертизы» заключен договор по проведению проверки проектной документации и подготовке заключения о модификации проектной документации для данного объекта капитального строительства.

Таким образом, обществом «ДевелопментИнвест» предприняло все возможные и зависящие от него на тот период времени меры по выполнению предписания от 06.04.2018 № 29-16-07/154.

Заключение о модификации проектной документации № 66-2-1-2-0191-17-01 подготовлено обществом с ограниченной ответственностью «Уральское управление строительной экспертизы» 06.08.2018.

В соответствии с заключением о признании проектной документации модифицированной проектной документацией от 06.08.2018 № 66-2-1-2-0191-17-01 земельные участки, отводимые под проектируемую застройку, не подпадают в границы санитарно-защитных зон. В проектной документации выполнена корректировка разделов в части изменения расположения проектируемых объектов относительно санитарно-защитных зон промышленных и коммунальных объектов в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденными решением Екатеринбургской городской Думы от 19.06.2018 № 22/83, и связи с отсутствием санитарно-защитных зон промышленных и коммунальных объектов.

Согласно Разделу 8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды при размещении проектируемого 4-секционного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения и подземным паркингом требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная квалификация предприятий, сооружений и иных объектов» учтены в полном объеме (п. 5.1.6.)

В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденными Решением Екатеринбургской городской Думы от 19.06.2018 № 22/83, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0206017:2377, расположенный по адресу: <...>, на котором осуществляется строительство многоквартирного жилого дома, относится к зоне многоэтажной жилой застройки Ж-5 и не подпадает в санитарно-защитную зону промышленных и коммунальных объектов, что также подтверждается письмами департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга от 23.07.2018 № 2113-20/003/1998, № 2113-20/003/1999.

Согласно письму департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга от 23.07.2018 № 2113-20/003/1998 земельный участок земельный участок с кадастровым номером 66:41:0206017:2377, расположенный по адресу:                        <...>, не попадает в санитарно-защитную зону промышленных и коммунальных объектов.

В письме департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга от 23.07.2018 № 2113-20/003/1999 указано, что и земельный участок с кадастровым номером 66:41:0206002:1, расположенный по адресу:                               <...> (месторасположение автобазы), также не попадает в санитарно-защитную зону промышленных и коммунальных объектов.

Согласно письму Росреестра от 02.07.2018 и выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 08.06.2018 сведения о расположении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0206002:1 в границах зоны с особыми условиями использования территории, в том числе в границах санитарно-защитной зоны, отсутствуют.

Судом принимается во внимание, что вопрос обоснования границ санитарно-защитной зоны должен быть рассмотрен при выдаче разрешения на строительство. Данное разрешение № RU66302000-387-2016 застройщику - обществу с ограниченной ответственностью «Башня Времени» выдано 26.12.2016, объект находится в зоне многоэтажной жилой застройки Ж-5.

Также судом принимается во внимание, что вмененное заинтересованному лицу нарушение совершается в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем подлежит применению общий трехмесячный срок давности привлечения лица к административной ответственности, который на момент рассмотрения дела истек. Специальный годичный срок давности привлечения лица к ответственности подлежит применению при привлечении лица к ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок требований предписания об устранении нарушений, допущенных в рамках осуществления строительной деятельности.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0206017:2377, на котором осуществляется строительство многоквартирного жилого дома, как и земельный участок с кадастровым номером 66:41:0206002:1, расположенный по адресу: <...>, не подпадают в санитарно-защитные зоны промышленных и коммунальных объектов, а функции технического заказчика выполняются обществом «ДевелопментИнвест» в соответствии с договором от 01.11.2017 и проектной документацией, предписание от 06.04.2018  № 29-16-07/154 выдано департаментом ГЖИСН незаконно, в связи с чем оснований для привлечения заинтересованного лица к ответственности за его неисполнение не имеется.

На основании установленных обстоятельств судом сделан вывод о том, что требования департамента ГЖИСН не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ДевелопментИнвест» к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья                                                                                   С.Е. Калашник