АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
14 января 2015 года Дело №А60- 49832/2014
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н.Водолазской рассмотрел в порядке упрощенного производства материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Административной комиссии Чкаловского района муниципального образования "город Екатеринбург"
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Чкаловского района муниципального образования "город Екатеринбург" № 1410.0670.8 от 06.11.2014 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 15 Закона Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» от 14.06.2005 № 52-ОЗ в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Заинтересованное лицо в удовлетворении заявленных требований просит отказать, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным. Отзыв и материалы административного производства приобщены к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
20 октября 2014 года в 09 часов 08 минут по адресу: <...> проведено обследование территории, в ходе которого установлено, что ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК" не обеспечило уборку прилегающей территории к дому от мусора, что привело к загрязнению территории отходами производства и потребления (отходы из жилищ несортированные, отходы упаковочного картона незагрязненные, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные), в нарушение пунктов 6, 7 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 № 29/61, о чем составлен акт обследования экологического состояния территории № 10/29 от 20.10.2014.
В отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" составлен протокол об административном правонарушении № 374 от 23.10.2014.
06.11.2014 Административной комиссией Чкаловского района муниципального образования "город Екатеринбург" вынесено постановление №1410.0670.8 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" к административной ответственности по ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 15 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 №52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" нарушение порядка проведения работ по уборке территории, установленного муниципальными нормативными правовыми актами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу ч.3 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06 .10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также на основании п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Решением Екатеринбургской городской думы от 26.06.2012 №29/61 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Согласно п. 6 Правил собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечить:
- устройство и содержание контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов и другого мусора, соблюдение режимов и уборки, мытья, дезинфекции, ремонта и покраски;
- вывоз бытового, природного и строительного мусора, пищевых отходов, вторичных материальных ресурсов и других загрязнителей, а также вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора;
- уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающей территории, а также очистку этих территорий от мусора, отходов, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений.
В соответствии с п. 7 Правил благоустройства на территории муниципального образования "город Екатеринбург" запрещена несанкционированная свалка мусора на отведенных и (или) прилегающих территориях.
Согласно пункту 35 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург" содержание территорий, объектов внешнего благоустройства - внутризаводских, внутридворовых территорий организаций, иных хозяйствующих субъектов, прилегающих к ним территорий и подъездов к ним осуществляют лица в собственности, владении (пользовании) которых находятся здания, строения (сооружения) и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями таких объектов.
Пункт 41 указанного решения устанавливает режим вывоза мусора ежедневно в летнее время и не реже одного раза в три дня в зимний период, ежедневную уборку контейнерной площадки, а также определяет ответственное лицо за содержание контейнерной площадки, вывоз мусора несут лица, владеющие земельным участком, на котором расположена контейнерная площадка.
Пункт 98 Правил определяет время и способы уборки придомовой территории "Подметание придомовых территорий, внутриквартальных проездов, внутридворовых проездов и тротуаров, их мойка осуществляются механизированным способом или вручную до 8 часов утра. Чистота территории поддерживается в течение всего дня".
В силу п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 №170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
- установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов;
- своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
- организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
- содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
Данные правила являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание жилищного фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в числе прочего имущества, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора ТБО (контейнеры, специально оборудованные площадки и т.п.) предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Следовательно, сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, содержание контейнерной площадки и прилегающей территории являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны в том числе, обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающей территории, очистку этих территорий от мусора, отходов, а также вывоз крупногабаритного мусора (пункт 6 Правил благоустройства).
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" является управляющей компанией многоквартирного дома по адресу: <...>.
Указанное обстоятельство заявителем по настоящему делу не оспаривается.
Таким образом, ответственным за устройство и содержание указанной выше площадки является общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК".
При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Необходимыми элементами состава административного правонарушения являются: надлежащий субъект, наличие события правонарушения, его противоправность, вина субъекта правонарушения.
Пунктом 41 Правил благоустройства установлено, что контейнерные площадки должны содержаться в соответствии с санитарными нормами и правилами. Вывоз мусора с контейнерных площадок осуществляется в летний период ежедневно, в зимний – не реже одного раза в три дня. Уборка контейнерных площадок производится ежедневно. Ответственность за содержание контейнерной площадки, вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора несут лица, владеющие земельным участком, на котором расположена контейнерная площадка.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения. Принимая постановление о привлечении лица к административной ответственности, административный орган должен установить факт совершения административного правонарушения конкретным лицом и доказать виновность данного лица в его совершении.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется лишь правильность установления этих признаков административным органом.
Из оспариваемого постановления следует, что общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" не обеспечило уборку территории от несанкционированной свалки мусора (отходов).
Комиссия полагала, что факт совершения правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 23.10.2014 № 374, актом обследования состояния территории от 20.10.2014 №10/29, фотографиями от 20.10.2014, картой-схемой.
При этом доказательств того, что обществом допущено захламление прилегающей к дому территории, комиссией в материалы дела не представлено.
Заявитель отрицает факт того, что им нарушены Правила благоустройства, указывая, что ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК" приняло все зависящие от него меры по соблюдению законодательства.
Согласно договору на вывоз твердых бытовых отходов № 21 от 01.11.2013, заключенного между ООО "Управляющая Компания РЭМП УЖСК" и индивидуальным предпринимателем ФИО1, и договору на вывоз крупногабаритного мусора № 4 от 01.07.2013, заключенного между ООО "Управляющая Компания РЭМП УЖСК" и ООО "Благострой", индивидуальный предприниматель ФИО1 и ООО "Благострой" обязались выполнить работы по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, согласно установленному графику с контейнерной площадки расположенной по адресу: <...>.
В ходе обследования административным органом установлено, что территория находится в неудовлетворительном состоянии, необеспеченна уборка территории от несанкционированной свалки отходов.
Заявитель ссылается на то, что свалка мусора на территории прилегающей к жилому дому, расположенному по пер. Малахитовый, 6 (подъезд № 3), образовалась не по вине ООО "Управляющая Компания РЭМП УЖСК", а по вине самих жителей многоквартирного дома, которые неоднократно складируют свой мусор возле подъезда. Факт несанкционированной свалки по адресу пер. Малахитовый, 6 неоднократно фиксировался ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК". Жильцам вышеуказанного дома отправлялись уведомления, вешались объявления. ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК" принимает все зависящие от него меры, по устранению несанкционированных свалок.
Порядок уборки территории, осуществляемый ООО "Управляющая Компания РЭМП УЖСК" соответствует установленным нормам, изложенным в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, в частности п. 3.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которым уборку, кроме снегоочистки, которая производится во время снегопадов, следует проводить в режиме, в утренние или вечерние часы. Установленный ООО "Управляющая Компания РЭМП УЖСК" график уборки мусора полностью соответствует положениям п. 4.6, 4.7, 4.8, 4.10 ГОСТ Р51617-2000 и п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88, при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 С и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше + 5С) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Доказательств, свидетельствующих об обратном, заинтересованным лицом не представлено.
Факт наличия мусора на территории, прилегающей к жилому дому, расположенному по пер. Малахитовый, 6 (подъезд № 3), в момент проверки 20 октября 2014 года в 09:08 часов утра, не может сам по себе свидетельствовать о нарушении ООО "Управляющая Компания РЭМП УЖСК" порядка проведения работ по уборке территории.
Вывоз мусора по адресу пер. Малахитовый, 6 произведен 20 октября 2014 года, что подтверждается фотографиями с данной придомовой территории. В соответствии с представленным в материалы дела актом выполненных работ уборка придомовой территории и случайного мусора производится ежедневно.
Доказательств того, что мусор ежедневно не вывозился (после вывоза мусора не производилась уборка территории), в материалы дела не представлено.
Таким образом, доказательств, подтверждающих нарушение обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" требований п. 6, 7 Правил благоустройства–не имеется, следовательно, данное обстоятельство не доказано административным органом.
При таких обстоятельствах наличие в действиях (бездействии) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" состава вменяемого административного правонарушения является недоказанным.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недоказанность наличия состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и влечет отмену постановления о назначении административного наказания в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 данного Кодекса.
С учетом изложенного оспариваемое постановление комиссии подлежит отмене, заявленные требования – удовлетворению.
Руководствуясь ст. 167-170, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Чкаловского района муниципального образования "город Екатеринбург" № 1410.0670.8 от 06.11.2014 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭМП УЖСК" к административной ответственности по ст. 15 Закона Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» от 14.06.2005 № 52-ОЗ в виде штрафа в размере 25 000 руб.
3. Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
СудьяС.Н.Водолазская