ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-50021/2021 от 08.12.2021 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

09 декабря 2021 года                                             Дело № А60-50021/2021

Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2021 года

Полный текст решения изготовлен 09 декабря 2021 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Б. Ванина,при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.И. Пономаревой, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-50021/2021по иску открытого акционерного общества "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ УРАЛА" (ИНН 6671163413, ОГРН 1056604000970)

к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287)

о признании незаконным действия.

при участии в судебном заседании:

от истца Стрелкова Д.В., представитель по доверенности от 26.11.2020г.,

от ответчика Дегтярева М.И., представитель по доверенности от 19.01.2021г.

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

ОАО «МРСК Урала» обратилось в суд с требованием к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, в котором просит признать незаконным предписание Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области № 45-9/3 от 10.09.2021 о возложении обязанности по разработке проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 18.02.2009 № 10 с положительным заключением государственной экспертной комиссии.

В судебном заседании заявитель  на требованиях настаивает, заинтересованное лицо требования не признало по основаниям, указанным в отзыве и при этом пояснило, что срок ранее разработанного и получившего положительное заключение проекта государственной экспертизы в 2009 проекта освоения лесов, истек в 2019 году и, в связи с этим, заявитель обязан разработать и предоставить положительное заключение нового проекта освоения лесов, что сделано не было.

Заявитель пояснил, что новый проект освоения лесов в действительности  им подготовлен в 2020 году и представлен в Министерство, однако положительное заключение государственной экспертной комиссии не получено по причине отдельных замечаний к этому новому проекту.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Заявитель при подаче заявления указал, что 18.02.2009 г между ОАО «МРСК Урала» (Арендатор) и Министерством природных ресурсов Свердловской области (Арендодатель) заключен договор аренды лесного участка № 10, в соответствии с которым Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное пользование за плату, лесной участок общей площадью 352 200 кв.м. (35,2га), состоящего из частей лесного (земельного) участка:

площадью 91 768 (9,18 га) с кадастровым номером 66:53:00000000:3,

площадью 74 772 кв.м., (7,47 га), с кадастровым номером 66:53:00000000:3

площадью 32 228 кв.м. (3,22 га), с кадастровым номером 66:53:00000000:3

площадью 40 281 кв.м (4,03га), с кадастровым номером 66:53:00000000:3

площадью 113 151 (11,31 га) с кадастровым номером 66:53:000000000:3 и расположенных по адресу: Свердловская область, Муниципальное образование г. Кушва, лесхоз, находящихся в федеральной собственности, на землях закрепленных за государственным учреждением Свердловской области «Кушвинское лесничество», в квартале 5 (выдела 9.10.17), 16 (выдела 8,15.19, 25,5136), 31 (выдел 13), 32 (выдел 38), 48 (выдел 2), 66 (выдела 4,34,46,44,26), 67 (выдел 9), 85 (выдел 31), 97 (выдела 16, 25, 41), 100 (выдел 25), 101 (выдела 6,31) 102 (выдел 22) Верхне-Туринского участка Азиатского участкового лесничества, категория земель — земли лесного фонда. Лесной участок предоставлен ОАО «МРСК Урала» по Акту приема- передачи № 1 от 18.02.2009 для проведения работ по реконструкции размещеного на земельном участке объекта электросетевого хозяйства - ВЛ ПО кВ «Верхняя Тура - НТГРЭС, НТГРЭС -Красноуральск».

Договор заключен сроком на 49 лет с момента государственной регистрации договора, которая проведена 24.06.2009.

10.09.2021 Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области проведена выездная проверка деятельности ОАО «МРСК Урала» о соблюдении земельного законодательства РФ, по результатом которой составлен Акт выездной плановой проверки № 12-11-05/45.

В соответствии с данным актом установлено, что по договору аренды лесного участка № 10 от 18.02.2009 отсутствует проект освоения лесов, отсутствует лесная декларация.

На основании указанно акта Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области выдало ОАО «МРСК Урала» предписание                      № 45-9/3 от 10.09.2021, согласно которому ОАО «МРСК Урала» в срок до 12.09.2022 обязано разработать проект освоения лесов по договору аренды лесного участка № 10 от 18.02.2009 с положительным заключением государственной экспертной комиссии.

Заявитель считает, что составленный акт выездной проверки и названное  предписание о разработке освоения лесов по договору аренды лесного участка № 10 от 18.02.2009 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.

Заявитель полагает, что при проведении указанной выше проверки и вынесении предписания об устранении нарушений действующего законодательства Министерством  не учтено, что ОАО «МРСК Урала» в соответствии с требованиями ст. 88 Лесного кодекса РФ на основании материалов «Лесохозяйственного регламента Кушвинского лесничества Департамента леса МПР Свердловской области», утвержденного приказом МПР СО от 31.12.2008 № 1743 в 2009г. составлен проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ОАО «МРСК Урала» для проведения реконструкции, эксплуатации линейного объекта.

Проект освоения лесов прошел государственную экспертизу с получением положительного заключения о его соответствии нормам законодательства РФ, регулирующие лесные отношения и был направлен в уполномоченный на распоряжение лесными участками орган. В указанном проекте освоения лесов установлен срок его действия – 10 лет.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения требований в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.п. 1,2 ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса; состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.

На основании п. 30 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. № 69, проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.

Первоначально проект освоения лесов ОАО «МРСК Урала» составлен в 2008 году, прошел государственную экспертизу с получением положительного заключения о его соответствии нормам законодательства РФ, то есть, еще до принятия указанного Состава проекта освоения лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г.  № 69.

Указанный проект освоения лесов от 2009 года имеет срок действия                  10 лет и этот срок истек, в силу чего, указанный проект освоения лесов является недействующим.

Из редакции п. 30 указанного Состава проекта освоения лесов следует, что для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, то есть, в том числе, для целей эксплуатации линейных объектов, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.

То есть, в конкретном проекте освоения лесов, составленном после введения в действие названного Состава проекта освоения лесов, должно быть указано, что такой проект освоения лесов действует на срок действия соответствующего договора аренды и, соответственно, такой срок действия проекта освоения лесов устанавливается с момента заключения  договора аренды лесного участка.

Ранее действовавший с 2009 по 2019 проект освоения лесов ОАО «МРСК Урала», разработанный до принятия Состава проекта освоения лесов, утвержденного  приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. № 69 этому нормативному акту не соответствует, поскольку выполнен за несколько лет до принятия настоящего Приказа и, следовательно, ОАО «МРСК Урала» правомерно разработало и направило в Министерство новый проект освоения лесов 2020 года.

При этом судом по результатам рассмотрения дела установлено, что между сторонами имеется спор по поводу отказа Министерства в выдаче ОАО «МРСК Урала» положительного заключения на проект освоения лесов 2020 года и этот спор в рамках настоящего дела не рассматривается.

По существу, заявитель пытается уклониться от устранения недостатков этого нового проекта освоения лесов 2020 года через обжалование законного предписания Министерства от 10.09.2021, направленного на устранение недостатков в использовании лесного участка без проекта освоения лесов, разработанного на основании  Состава проекта освоения лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. № 69.

Суд принимает также во внимание возражения ведущего специалиста отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах по Северному и Горнозаводскому управленческим округам Свердловской области Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Сасаева М.Е., в которых указано, что положения указанного  Приказа Рослемхоза от 29.12.2021 № 69 о составе проекта освоения лесов, вступили в силу 01.08.2021.

Однако положительное  заключение экспертной комиссии государственной экспертизы по проекту освоения лесов утверждено приказом Министерства от 22.12.2009 № 2062/1 и действие Приказа Рослесхоза № 69                       не распространяется на данный проект освоения лесов, срок действия которого  истек.

Согласно разделу 1 указанного проекта освоения лесов, на лесном участке, предоставленного в аренду ОАО «МРСК Урала» для реконструкции, эксплуатации ВЛ110 кВ «Верхняя Тура-НТГРЭС, НТГРЭС-Красноуральск» из земель лесного фонда ГУ Свердловской области «Кушвинское лесничество», проект освоения лесов разработан в соответствии с требованиями Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 № 77 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки и Лесного кодекса РФ, срок действия проекта освоения лесов составляет 10 лет.

В п. 29 Приказа № 77 ранее было закреплено правило, согласно которому, проект освоения лесов должен быть утвержден на срок 10 лет без каких-либо исключений, предусматривающих для эксплуатации линейных объектов на лесном участке иной срок действия проекта освоения лесов, который равен сроку действия договора аренды.

Согласно п. 29 Приказа № 77 срок действия проекта освоения лесов не мог превышать срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента.  Настоящим требованиям о сроке действия проекта освоения лесов в течение 10 лет, ранее действовавший с 2009 по 2019 проект освоения лесов ОАО «МРСК Урала» соответствовал.

Поскольку в п. 11 «в» договора аренды № 10 от 18.02.2009 на арендатора возложена обязанность в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, соответствующий   Составу проекта освоения    лесов, утвержденного  приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. № 69, и настоящая обязанность арендатором не исполнена, Министерство правомерно в своем предписании от 10.09.2021 потребовало устранить такое нарушение.

По перечисленным обстоятельствам, основания для удовлетворения заявления у суда отсутствуют.

Расходы по госпошлине возлагаются на заявителя (ст. 110 АПК РФ).

Руководствуясь ст.110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

3. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                                          П.Б. Ванин