ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-50991/12 от 25.03.2013 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

29 марта 2013 года Дело №А60-  50991/2012

Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2013 года

Полный текст решения изготовлен 29 марта 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.В.Гаврюшина

при ведении протокола секретарем судебного заседания К.Д.Поповой

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Березовская торговая компания-2000" (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – Заявитель)

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – Заинтересованное лицо)

о признании недействительными ненормативных правовых актов,

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО1, представитель, доверенность от 30.11.2012 №30/11;

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель, доверенность от 09.01.2013 №03-12/14, ФИО3, представитель, доверенность от 06.11.2012 №03-13/10, ФИО4, представитель, доверенность от 07.12.2012 №03-10/256.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода суду не заявлено.

Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство удовлетворено.

Других ходатайств и заявлений не поступило.

Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к заинтересованному лицу о признании незаконным уведомления от 06.12.2012 №12837 об оставлении документов без рассмотрения, просит суд обязать заинтересованное лицо внести в ЕГРЮЛ запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса и выдать заявителю свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса, просит признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации от 06.12.2012, просит суд обязать заинтересованное лицо внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Березовская торговая компания-2000".

Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, представило отзыв.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Участниками общества с ограниченной ответственностью "Березовская торговая компания-2000" 11.09.2012 принято решение о ликвидации общества (протокол от 11.09.2012 №4).

Регистрирующим органом 19.09.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора.

В журнале «Вестник государственной регистрации» № 37 (395) от 19.09.2012 под №669 опубликовано сообщение о принятии на общем собрании участников решения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Березовская торговая компания-2000". Требования кредиторов предлагалось предъявить в течение 2 месяцев с момента публикации по адресу: 620062, <...>.

Решением общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью "Березовская торговая компания-2000" 19.11.2012 утвержден промежуточный ликвидационный баланс (протокол общего собрания участников от 19.11.2012 №5).

Решением общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью "Березовская торговая компания-2000" 26.11.2012 утвержден ликвидационный баланс (протокол общего собрания участников от 26.11.2012 №6).

Заявителем 19.11.2012 в регистрирующий орган представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р 15003 и приложены следующие документы: промежуточный ликвидационный баланс, протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса от 19.11.2012 №5.

Регистрирующий орган вынес уведомление от 26.11.2012 об оставлении документов без рассмотрения в связи с тем, что представленные документы содержат недостоверные сведения.

Заявителем 29.11.2012 повторно представлено в регистрирующий орган уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р 15003 и приложены документы: промежуточный ликвидационный баланс на 19.11.2012, протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Кроме того, заявителем 29.11.2012 представлено заявление по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и приложены документы: ликвидационный баланс на 26.11.2012; протокол от 26.11.2012 №6 об утверждении ликвидационного баланса; сообщение о публикации в Вестнике государственной регистрации; документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации; документ об уплате государственной пошлины.

На основании представленных документов регистрирующий орган вынес уведомление от 29.11.2012 об оставлении документов без рассмотрения, а также решение от 06.12.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов.

Отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что промежуточный ликвидационный баланс считается не представленным в связи с тем, что в данном балансе содержатся недостоверные сведения, заявление по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией считается непредставленным, так как содержит недостоверные сведения, не соблюдена процедура ликвидации, отсутствуют сведения «Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица» по форме №Р15003.

Полагая, что оспариваемые уведомление и решение вынесены незаконно, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с данным заявлением.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что для государственной регистрации в связи с его ликвидацией им в надлежащий регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, процедура ликвидации соблюдена.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией определен главой VII Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон).

Согласно ст. 20 Закона учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона).

Статьей 21 Закона определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, в соответствии с которой для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Установленный перечень оснований является исчерпывающим.

В соответствии с Законом о регистрации регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации в случае непредставления необходимых документов, но не в связи с их содержанием.

В материалах дела имеются доказательства того, что заявителем в налоговый орган были представлены все необходимые документы, перечисленные в ст. 21 Закона, предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией отсутствовали, в связи с чем регистрирующий орган был не вправе отказать в государственной регистрации заявителю.

Довод заинтересованного лица о том, что промежуточный ликвидационный баланс считается не представленным, поскольку содержит недостоверные сведения (по результатам выездной налоговой проверки начислена задолженность в сумме 22639000 руб. 00 коп. – ОВП №2, числятся запасы в сумме 129000000 руб. 00 коп. – ОКП №1) судом не принимается исходя из следующего.

В соответствии п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано, в частности, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе, полученных от реализации ее имущества.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании п. 2 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.

Порядок ликвидации юридического лица установлен статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу п.1, п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

На основании п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Согласно ч. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.

Согласно п. 2 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

В силу п. 5 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Как видно из материалов дела, сведения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Березовская торговая компания-2000"опубликованы 19.09.2012, следовательно, срок для предъявления требований кредиторами, в том числе и инспекцией, истек 19.11.2012.

Однако доказательства, подтверждающие обращение инспекции как кредитора с заявлением требований в отношении имеющейся у общества с ограниченной ответственностью "Березовская торговая компания-2000"задолженности по обязательным платежам до завершения ликвидационных процедур, либо доказательства обращения инспекции в суд с иском к ликвидатору общества с ограниченной ответственностью "Березовская торговая компания-2000" в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют.

В связи с этим по истечении двухмесячного срока и при отсутствии требований кредиторов решением общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью "Березовская торговая компания-2000" от 19.11.2012 был утвержден промежуточный ликвидационный баланс, а затем 26.11.2012 утвержден ликвидационный баланс, которые представлены в инспекцию.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что заявителем соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При данных обстоятельствах у заинтересованного лица отсутствовали основания, предусмотренные ст. 23 Закона, для отказа в государственной регистрации. Следовательно, оспариваемые уведомление и решение вынесены заинтересованным лицом неправомерно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Требования общества с ограниченной ответственностью "Березовская торговая компания-2000" (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.

Признать недействительным уведомление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Екатеринбурга об оставлении документов без рассмотрения от 06.12.2012.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Екатеринбургаоб отказе в государственно регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов от 06.12.2012 и обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Екатеринбургаустранить допущенные нарушения прав и законных интересовобщества с ограниченной ответственностью "Березовская торговая компания-2000" (ИНН <***>, ОГРН <***>) путем государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Березовская торговая компания-2000" (ИНН <***>, ОГРН <***>).

2. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Березовская торговая компания-2000" (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья О.В.Гаврюшин