ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-51368/16 от 08.02.2017 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

14 февраля 2017 года                                                   Дело №А60-51368/2016

Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2017 года

Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2017 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П.Воронина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Н.Глубоковских рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «ФОРКЛИФТ» (ИНН 6673195139, ОГРН 1086673018519)

к Екатеринбургской таможне (ИНН 6662022335)

о признании недействительным решения о классификации товара

при участии в судебном заседании

от заявителя: Сироткин А.А., представитель по доверенности от 17.01.2017 № 01/17, Елизаров А.Ю., представитель по доверенности от 21.11.2016;

от заинтересованного лица: Городилов С.О., представитель по доверенности от 11.01.2017 № 29, Кутищева Е.А., представитель по доверенности от 22.12.2016.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

ООО «ФОРКЛИФТ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Екатеринбургской таможни от 06.04.2014 № РКТ-10502000-16/000077 о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, ссылаясь на то, что ввезенный товар – контейнерный погрузчик DRF450-60S5 (ричстакер) обоснованно был классифицирован по коду 8426 41 000 3, что наиболее соответствует техническим характеристикам данного товара и сферы его применения и подтверждается также предварительными решениями ФТС России о классификации перегружателя телескопического контейнерного по данному классификационному коду, решениями таможенных органов республик Казахстан и Белоруссия.

По мнению заявителя, данный товар (ричстакер) является самоходной машиной с телескопической стрелой и лебедкой, в также спредером или подъемной системой с крюковым блоком, предназначен для обработки (перегрузки) контейнеров, его основным функциональным назначением является погрузка (разгрузка) контейнеров, подвешенных к телескопической стреле ричстакера с использованием грузозахватного механизма – спредера; особенностью и основным отличительным признаком ричстакера от погрузчиков и автопогрузчиков является возможность поднимать, опускать, перемещать грузы, подвешенные к стреле, без передвижения по площадке, что присуще мобильному самоходному крану.

Исходя из того, что в соответствии с правилом 1 пояснения к ЕТН ВЭТ ЕАЭС описание товара должно соответствовать конкретному товарному коду, а не названию раздела, заявитель полагает, что описание товарной группы 8426 41 00 3 «с телескопической стрелой и приспособлением для захвата контейнеров сверху грузоподьемностью не более 45 т» наиболее точно описывает данный товар по сравнению с описанием разделов товарных групп 8427 20 «погрузчики самоходные прочие», 8427 20 190 «прочие» и 8427 20 190 9 «прочие».

Таможенный орган доводы заявителя не признает, пояснив, что в ходе таможенного контроля установлена неправомерность применения обществом при декларировании товара – перегружателя телескопического контейнерного кода 8424410003 ТН ВЭД ТС, поскольку данный товар следует классифицировать в товарной позиции 8427 ТН ВЭД ТС, а изменение кода повлекло за собой возникновение ставки ввозной таможенной пошлины в размере 5%.

         Возражая против доводов заявителя, таможенный орган пояснил, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарный позиций с учетом последовательного включения конкретного товара в определенную товарную позицию, а затем – в соответствующую товарную субпозицию, что из документов на данный товар следует, что ввезенное техническое устройство не относится к категории устройств – кран, что исключает его отнесение к товарной позиции 8426, в которой классифицируются «судовые деррик-краны; краны подъемные, включая кабель-краны; фермы подъемные подвижные, погрузчики портальные и тележки, оснащенные подъемным краном».

        Таможенный орган утверждает, что ввезенный общество товар не является портальным погрузчиком, так как не обладает основным признаком П-образной рамой (порталом), кроме того, способен перемещаться под нагрузкой на требуемое расстояние со скоростью 25 км/ч и не ограничен цикличностью действий.  

         Таможенный орган указывает также на пропуск срока на обжалование решения о классификации товара, ссылаясь на то, что оспариваемое решение было своевременно направлено в адрес общества и ими получено.

         Общество, в свою очередь, ссылается на то, что решение им получено не было, и о данном решении обществу стало известно после получения требования об уплате доначисленных таможенных платежей.

         Учитывая, что в деле отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о получении обществом оспариваемого решения в указанный таможенным органом срок, доводы заявителя о том, что данный срок не пропущен, следует признать обоснованными, в связи с чем дело рассматривается судом по существу.

         Стороны также ссылаются на различную судебную практику по вопросу классификации данного (аналогичного) товара.

         Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

ООО «Форклифт» по внешнеэкономическому контракту от 10.01.2013 № 17 с обществом FeyterForkliftservicesd.v (Нидерланды) ввезло на территорию таможенного союза товар – «перегружатель телескопический контейнерный (РИЧСТАКЕР) «DRF450-60S5» (№ Т34113.1117) бывший в эксплуатации (год выпуска 2007), в полной комплектации, в частично разобранном для транспортировке виде, объем двигателя – 12000 см³, мощностью 336,05 л.с. изготовитель «КALMARINDUSTRIESAB» товарный знак «KALMAR» марка DRF-60S5. Представляет собой самоходное транспортное средство, оборудованное дизельным двигателем, шинами, выдвижной телескопической стрелой, телескопическим захватом (спредером) для захвата контейнеров сверху, предназначен для перемещения и штабелирования 20-40 футовых контейнеров. Грузоподъемность: до 45 тонн, габариты: 11200⃰4150⃰4500 мм, скорость передвижения 25 км/ч, дизель VOLVOTAD1250VE (№ 2012617490) (247 кВт, 12000 см³), количество отработанных моточасов – 9600. Для целей перевозки разобран как негабаритное изделие на несколько частей без упаковки (корпус – 1 место, стрела телескопическая – 1 место, грузозахватное устройство (спредер) – 1 место, мост ведущий в сборе с 4 колесами – 1 место, колеса управляющего моста – 2 места, крылья передние – 2 места), включая уложенные в ящик демонтированные сборочные элементы (маяк проблесковый – 1 шт, вал карданный в сборе – 1 шт, датчик давления масла – 1 шт, фара – 2 шт, болт крепления ведущего моста с гайкой и шайбами – 8 шт, зеркало заднего обзора – 3 шт, подножки в сборе – 4 шт, датчик наклона стрелы – 1 шт, направляющая радиатора тормозной системы – 1 шт), серийные номера Т34113.1117».

С целью таможенного декларирования обществом на Орджоникидзевский таможенный пост Екатеринбургской таможни представлена таможенная декларация (ДТ) № 10502090/290513/0005587, в графе 33 которой заявлен код 8426410003 «судовые деррик-краны; краны подъемные, включая кабель-краны; фермы подъемные подвижные, погрузчики портальные и тележки, оснащенные подъемным краном; - механизмы самоходные прочие; - на колесном ходу; - прочие:  - с телескопической стрелой и приспособлением захвата контейнеров сверху грузоподъемностью не более 45 тонн» (ставка ввозной таможенной пошлины 0%).

Решением Орджоникидзевского таможенного поста правильность заявленного кода ТН ВЭТ ТС подтверждена, товар выпущен в свободное обращение.

Екатеринбургской таможней в ходе ведомственного контроля установлено, что данный код декларантом заявлен неверно, в связи с чем решением от 06.04.2016 № 10502000-16/000077 товар «перегружатель телескопический контейнерный ричстакер» был классифицирован по коду 8427 20 190 9 ТН ВЭД ТС, что повлекло возникновение ставки ввозной таможенной пошлины в размере 5% и возникновение обязанности уплатить таможенные платежи в сумме 578815,73 руб.

В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Таможенные органы осуществляют проверку правильности классификации товаров и в случае выявления неверной классификации товаров самостоятельно осуществляют классификацию товаров и принимают решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза.

Согласно статье 51 ТК ТС товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией Таможенного союза и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

В связи с вступлением в силу договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 для целей классификации товаров с 01.01.2015 применяется товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС (ОПИ), которые являются неотъемлемой частью Гармонизированной системы и применяются последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.

Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522, определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне.

 При классификации товара по ТН ВЭД применяются пояснения к ТН ВЭД (приложение к рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 № 4), которые содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.

В соответствии с ОПИ 1 для юридических целей классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД осуществляется, исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с последующими ОПИ.

Таким образом, классификация должна осуществляться, в первую очередь, в соответствии с текстами товарных позиций или примечаний к разделам и группам, при этом наименование товарных позиций и примечания имеют одинаковый статус; дальнейшую классификацию после определения соответствующей четырехзначной товарной позиции устанавливает правило 6 ОПИ, согласно которому классификация осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям. Для целей ОПИ 6 также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении (пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства»).

Как следует из материалов дела, ввезенный обществом по спорной ДТ товар, заявленный как специализированный контейнерный погрузчик (ричстакер) с выдвижной телескопической стрелой и спредером для захвата контейнеров сверху, грузоподъемностью не более 45Т классифицирован декларантом в подсубпозиции 8426 41 000 3 ТН ВЭД.

Согласно положениям ТН ВЭД в подсубпозицию 8426 41 000 3 включаются товары: «судовые деррик-краны; краны подъемные, включая кабель-краны; фермы подъемные подвижные, погрузчики портальные и тележки, оснащенные подъемным краном: краны мостовые, козловые, мостовые перегружатели, фермы подъемные, подвижные и погрузчики портальные - на колесном ходу - с телескопической стрелой и приспособлением захвата контейнеров сверху грузоподъемностью не более 45 тонн».

Вместе с тем, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, таможенный орган обоснованно классифицировал спорный товар по коду 8427 20 190 9 ТН ВЭД, в котором классифицируются товары: «автопогрузчики с вилочным захватом; прочие погрузчики, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием - погрузчики самоходные прочие – прочие».

Доводы заявителя о том, что для погрузчиков товарной позиции 8427 в отличие от подъемных самоходных машин товарной позиции 8426 ТН ВЭД характерно моделирование перемещения груза по разным направлениям и на неопределенное расстояние в связи с возникающими условиями при эксплуатации; что рассматриваемый товар имеет возможность перемещаться в лишь в пределах подготовленной площадки и ограничен своими действиями, что передвижение ричстакера необходимо для того, чтобы подъезжать к грузу, а осуществление захвата, поднятия и опускания груза не связано непосредственно с передвижением машины как у вилочных погрузчиков, в связи с чем описание погрузчика в товарной группе 8426 41 00 3 «с телескопической стрелой и приспособлением для захвата контейнеров сверху грузоподъемностью не более 45 т» наиболее точно описывает данный товар по сравнению с описанием разделов товарных групп 8427 20 «погрузчики самоходные прочие», 8427 20 190 «прочие» и 8427 20 190 9 «прочие», подлежат отклонению.

Согласно Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности под термином «портальные погрузчики» понимаются погрузчики, которые состоят из шасси типа «широко расставленные ноги» обычно с вертикальными телескопическими элементами для регулировки высоты. Это шасси обычно устанавливается на четырех или более колесах с шинами, которые, как правило, являются одновременно как ведущими, так и управляемыми колесами, для того, чтобы обеспечить маневренность в пределах очень малого радиуса поворота. Благодаря их специальной конструкции они способны устанавливаться над грузом, поднимать его с помощью специальных захватывающих устройств, перевозить груз на короткие расстояния и затем снова опускать его. Некоторые из этих погрузчиков имеют значительную ширину и высоту для того, чтобы размещаться непосредственно над транспортными средствами для поднятия или опускания груза. Портальные погрузчики используются на заводах, складах, доковых площадках, в аэропортах и прочих объектах для погрузки и разгрузки длинномерных грузов (таких как фасонные профили, стволы деревьев, лесоматериалы и т.д.) или для укладки контейнеров в штабель.

Данному пояснению также соответствуют положения пункта 30 ГОСТа 21390-83 «Контейнерная транспортная система. Термины и определения», согласно которым под портальным погрузчиком понимается контейнерный погрузчик, оборудованный контейнерным захватом, размещенным в портале.

Согласно пояснениям к ТН ВЭД ТС в товарную позицию 8427 ТН ВЭД ТС «Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие погрузчики, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием» включаются все погрузчики, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, кроме портальных погрузчиков и тележек, оснащенные подъемным краном.

Таким образом, в тексте товарной позиции 8426 ТН ВЭД термин «погрузчики» использован только в отношении портальных погрузчиков.

Следовательно, погрузчики, имеющие конструкцию и выполняющие функции, отличные от конструкции и функций портальных погрузчиков, классифицируются в иных товарных позициях ТН ВЭД.

Исходя из описания товара, указанного в ДТ № 10502090/290513/0005587, а также иных документов, характеризующих спорный товар, «перегружатель телескопический контейнерный ричстакер» не может быть отнесен ни к портальным погрузчикам, ни к тележкам, оснащённым подъёмным краном, а соответствуют товарной позиции, указанной таможенным органом – 8427; фактически спорный товар представляет собой самоходное транспортное средство, оснащённое подъёмным (телескопическая стрела) и погрузочно- разгрузочным (спредер) оборудованием, предназначенное для перемещения и штабелирования контейнеров, которое имеет возможность перемещения под нагрузкой в пространстве по разным направлениям и на неопределённое расстояние.

Согласно представленному техническому описанию продекларированный товар представляет собой погрузчик самоходный на колесном ходу с телескопической стрелой, который предназначен для осуществления погрузочно-разгрузочных работ и перемещения грузов на расстояние и для которого характерно моделирование перемещения груза по разным направлениям и на неопределенное расстояние в связи с возникающими условиями при эксплуатации.

Спорный погрузчик в соответствии с руководством по эксплуатации является самоходным, способен перемещаться под нагрузкой на требуемые расстояния со скоростью 25 км/ч.

Таким образом, технической особенностью спорного товара, не позволяющей отнести его к товарной позиции 8426 ТН ВЭД, является отсутствие у погрузчика портала, в том понимании, которое приводится в Пояснениях к ТН ВЭД.

При этом, поскольку спорные правоотношения связаны с классификацией декларируемого товара в таможенных целях, правовое значение будут иметь только те описания классифицируемого товара, которые содержатся в Пояснениях к ТН ВЭД.

Таким образом, применительно к таможенному делу, возможные расхождения описания товарных позиций и субпозиций в ТН ВЭД с применяемыми в иных сферах общественных отношений понятиями, какого-либо определяющего значения при классификации товаров не имеют.

Ссылка заявителя на предварительные решения ФТС России, а также таможенные органы иных государств – членов Таможенного союза, не может быть принята во внимание, поскольку данные решения приняты в отношении конкретных (иных) товаров, основания принятия этих решений могут быть иными, основанными на других документах и технических характеристиках товара, кроме того, такие решения носят рекомендательный характер.

Помимо этого, в соответствии с положениями пункта 6 статьи 52 ТК ТС таможенные органы, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию. Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.

В соответствии с указанной правовой нормой в целях повышения эффективности совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, Федеральной таможенной службой принято распоряжение от 01.03.2012 № 34-р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров» (зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2012 № 24001), действовавшего на момент ввоза товара, согласно пункту 131.1 которого самоходные погрузчики, внешний вид которых приведен на рис. 1 - 3 (приложение № 5 к Сборнику), представляющие собой колесные или гусеничные машины, оснащенные установленной сбоку или в задней части телескопической стрелой и предназначенные для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, классифицируются в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД 1 и 6 в товарной позиции 8427 ТН ВЭД ТС. Такие машины могут поставляться с навесным погрузочно-разгрузочным оборудованием (типа ковша, вилочного захвата, укосины, грейфера и т.д.) или без него, что не изменяет их классификацию.

Кроме того, таможенным органом при принятии решения о классификации товара по ДТ № 10502090/290513/0005587 , учитывая вхождение Российской Федерации в состав Всемирной таможенной организации, основой для описания и кодирования товаров в рамках действия которой является Гармонизированная система описания и кодирования товаров (на которой основана ТН ВЭД), было дополнительно принято во внимание, что при вывозе с территории Европейского союза спорный товар продекларирован и выпущен в соответствии с кодовым обозначением, принятым в номенклатуре Гармонизированной системы - 84272019.

Таким образом, таможенным органом правомерно изменен классификационный код ввезенного обществом товара.

Оспариваемое решение принято Екатеринбургской таможней в отношении декларанта в порядке проведения таможенного контроля и в пределах установленного частью 2 статьи 164 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» трехлетнего срока, в связи с чем основания для признания этого решения недействительным отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

 3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                            С.П.Воронин