ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-51509/16 от 20.12.2016 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

23 декабря 2016 года Дело №А60-  51509/2016

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2016 года

Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2016 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И.Ремезовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Д.Бардасовой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-51509/2016

по заявлению Открытого акционерного общества АВИАКОМПАНИЯ "УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным ненормативного акта,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности № 95 от 15.01.2016, паспорт;

от заинтересованного лица – ФИО2, представитель по доверенности от 19.12.2016, паспорт.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.

Открытое акционерное общество АВИАКОМПАНИЯ "УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ" (далее – ОАО АК "УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАН НОТБ УФО Ространснадзора, Управление, заинтересованное лицо) от 27.09.2016 № 430-П.

Определением от 28.10.2016 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 23.11.2016 на 16 час. 00 мин.

09.11.2016 от заинтересованного лица поступили материалы проверки и отзыв, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Определением от 23.11.2016 назначено судебное разбирательство дела на 20.12.2016 на 14 час. 00 мин.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

На основании распоряжения ВрИО начальника Управления ФИО3 от 15.09.2016 № ВФ 291-р в отношении заявителя проведена внеплановая документарная проверка, целью и задачами проведения которой являлась проверка фактов, изложенных в обращении гражданина ФИО4 по неисполнению требований норм воздушного законодательства, поступившим в УГАН НОТБ УФО Ространснадзора (вх. № И-67 от 18.08.2016) и осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением воздушного законодательства Российской Федерации юридическими лицами, выполняющими и обеспечивающими воздушные перевозки и оказывающими авиационные услуги.

При осуществлении вышеуказанной проверки государственным инспектором отдела надзора за аэропортовой деятельностью и организацией воздушных перевозок Управления ФИО2 были выявлены нарушения требований воздушного законодательства Российской Федерации юридическим лицом – ОАО АК "УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ", наделенным нормами воздушного законодательства Российской Федерации правами и обязанностями эксплуатанта на осуществление коммерческих воздушных перевозок, являющегося держателем Сертификата эксплуатанта № 18, выданного 14.11.2011 Федеральным агентством Воздушного Транспорта (Министерством Транспорта Российской Федерации).

По результатам проверки составлен акт от 27.09.2016 № 05-383 А, а также в соответствии с полномочиями по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о гражданской авиации, установленными ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ОАО АК "УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ" было выдано инспекторское предписание от 27.09.2016 № 430-П об устранении выявленных нарушений воздушного законодательства с указанием сроков, достаточных для их устранения (ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ).

В данном предписании указано, что при перевозке пассажиров по билетам группы тарифов «ПРОМО» перевозчиком не предоставляется право провоза багажа в пределах установленной нормы без дополнительной платы, что является нарушением требований ст. 102, 103 Федерального закона 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997, п. 122, 123 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Министерства транспорта России № 82 от 28.06.2007.

В связи с чем, обществу надлежало в срок до 27.10.2016 принять меры по устранению указанного нарушения.

Полагая, что предписание вынесено незаконно и необоснованно, ОАО АК "УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ" обратилось в суд с настоящим заявлением.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

ОАО АК "УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ" в заявлении указывает, что нормы воздушного законодательства не нарушены, поскольку пассажиры, заключившие договор воздушной перевозки по тарифу группы «ПРОМО» могут бесплатно перевезти багаж, а именно – одно место ручной клади, весом до 10 кг, следовательно, авиакомпания осуществляет воздушную перевозку багажа пассажира в пределах нормы бесплатного провоза без дополнительной платы.

Исходя из положений ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

На основании ст. 106 ВК РФ пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира.

В соответствии с п. 123 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Министерства транспорта России № 82 от 28.06.2007 «Перевозчик обязан принять к перевозке багаж в пределах установленной нормы бесплатного провоза багажа.

Понятие «багаж» раскрывает Руководство по багажным перевозкам на воздушных линиях Союза ССР (РБЛ-85), утвержденное Приказом МГА от 27.11.1985 (п. 1.2.1.):

Багаж (ручная кладь) – личные вещи пассажиров, перевозимые на воздушном судне по соглашению с перевозчиком. Багаж может быть зарегистрированным и незарегистрированным.

Багаж зарегистрированный – багаж, принятый к перевозке под ответственность перевозчика, маркированный багажной биркой.

Багаж незарегистрированный (ручная кладь) – багаж пассажиров, кроме зарегистрированного, в том числе маркируемый безномерными бирками, перевозимый на воздушном судне.... Доставляется на борт воздушного судна самими пассажирами.

Пассажиры, не являясь специалистами в области авиации, пользуются общеизвестными понятиями: вещи, сданные на регистрации под ответственность перевозчика, маркированные багажной биркой – это багаж; вещи, находящиеся при пассажире и перевозимые в салоне самолета, маркированные биркой «Ручная кладь» или «Кабина» - это ручная кладь.

Правила ОАО АК "УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ", размещенные на официальном сайте авиакомпании гласят:

Ручная кладь – вещи, находящиеся при пассажире, перевозимые в салоне воздушного судна, маркированные безномерной биркой «Ручная кладь».

Багаж – это личные вещи пассажира, перевозимые на воздушном судне по соглашению с перевозчиком. Под термином «багаж» понимается как зарегистрированный, так и незарегистрированный багаж.

Таким образом, пассажиру авиакомпании «Уральские авиалинии» должно быть разрешено провезти личные вещи массой до 10 кг, как в качестве зарегистрированного, так и незарегистрированного багажа (ручной клади).

Однако в билете, приобретенном по тарифу группы «ПРОМО», имеется указание на то, что по данному билету пассажиру не разрешено сдать вещи в багаж (копия маршрутной квитанции электронного билета пассажира ФИО4).

Правила перевозки багажа ОАО АК "УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ" содержат нормы бесплатного провоза багажа в самолете:

Тариф

Предельно допустимый вес багажа в кг

Промо

ФР

Международные рейсы

Багаж платный

Багаж платный

Багаж платный

Эконом

1 чемодан до 23 кг

Премиум Эконом

1 чемодан до 23 кг

Бизнес Лайт, Комфорт Лайт

1 чемодан до 32 кг

Бизнес, Комфорт

2 чемодана по 32 кг (каждый)

Для младенцев норма провоза – 10 кг. Независимо от тарифа может быть провезена в виде ручной клади, либо 1 место до 10 кг может быть сдано в багажное отделение, то есть при перевозке по тарифам группы «ПРОМО» пассажиру разрешено провезти свои личные вещи без дополнительной оплаты весом не более 10 кг только в качестве незарегистрированного багажа – ручной клади. Если же пассажиру придется сдать эти вещи, весом не более 10 кг, в багаж (зарегистрированный багаж) – перевозчик требует дополнительную плату в размере двух тысяч рублей (при перевозке по территории Российской Федерации).

Согласно абз. 2 п. 7 ФАП 82 условия договора воздушной перевозки пассажира содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, Правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

В соответствии с п. 30 ФАП 82 провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее – тарифы) и сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 № 155 (далее – Правила формирования и применения тарифов).

На основании п. 7 Правил формирования и применения тарифов в пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов (за исключением платы на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и платы на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира), на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, с предоставлением скидок детям в возрасте от двух до двенадцати лет, иные расходы в соответствии с ФАП 82.

В соответствии с п. 9 Правил формирования и применения тарифов перевозчик имеет право не включать в пассажирский тариф:

- расходы на оформление билета, ордера разных сборов, электронного многоцелевого документа (далее – сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа);

- стоимость авиационных горюче-смазочных материалов (далее – топливный сбор);

- плату за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, установленную договором между перевозчиком и организацией, оказывающей указанные услуги, и расходы перевозчика на ввод и поддержание корректной информации в автоматизированной системе бронирования (далее – сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования);

- сумму, взимаемая перевозчиком с пассажиров в пользу иностранных государств и иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира (далее – сборы иностранных государств);

- аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса;

- дополнительную плату, установленную перевозчиком за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности в соответствии с Общими правилами воздушных перевозок.

Исключить из пассажирского тарифа стоимость обработки багажа в пределах нормы бесплатного провоза перевозчик не может, поскольку эти затраты включены в пассажирский тариф и относятся к фактическим расходам перевозчика, понесенным им в связи с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира.

Следовательно, приобретая билет по тарифу, установленному перевозчиком, пассажир заключает договор воздушной перевозки, по которому перевозчик обязуется перевезти самого пассажира и его багаж в пределах установленной нормы (не менее 10 кг) без дополнительной платы. Пассажир имеет право выбора – перевезти свои вещи в качестве ручной клади в салоне воздушного судна, или сдать их в качестве зарегистрированного багажа под ответственность перевозчика. Иначе право пассажира на бесплатную перевозку багажа весом 10 кг, не ограниченного количеством мест, нарушается.

На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что предписание № 430-П от 27.09.2016 основано на действующих нормативно-правовых актах в области ГА и направлено на соблюдение норм действующего воздушного законодательства при осуществлении деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, не нарушает права и законные интересы заявителя, не создает препятствия осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности юридического лица, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования оставить без удовлетворения.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Н.И.Ремезова