ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-52183/16 от 22.12.2016 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

29 декабря 2016 года Дело №А60-  52183/2016

Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2016 года

Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2016 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселёва Ю.К. при ведении протокола помощником судьи Качуриной А.С. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда (далее – отдел) к обществу с ограниченной ответственностью "Евросеть-Ритейл" (ИНН 7714617793, далее - общество) о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании приняли участие представители: отдела – Курбанова В.И. по доверенности от 31.12.2015 № 01-01-05-28/347; общества – Хабуляк Е.Н. по доверенности от 31.12.2015 № 276/2016/ЕР.

Отдел 31.10.2016 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), выразившегося в непредставлении документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.

01.12.2016 общество представило отзыв, требование не признало, ссылалось на истечение 11.11.2016 срока давности привлечения к ответственности, поскольку требование о представлении документов содержалось в предписании от 06.05.2016 № 01-11-01-04/1/1508, и срок их представления был установлен до 10.08.2016; кроме того, большая часть этих документов не имеет отношения к сфере технического регулирования.

20.12.2016 общество представило дополнительные возражения, указало на недоказанность состава административного правонарушения.

В судебном заседании отдел и общество поддержали свои требования и возражения соответственно.

Иных заявлений, ходатайств не поступило.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Отделом в период с 05.09.2016 по 30.09.2016 на основании распоряжения от 30.08.2016 № 01-01-01-03-11/19821 проведена внеплановая выездная проверка общества по вопросу выполнения ранее выданного предписания от 06.05.2016 № 01-11-01-04/1/1508 при осуществлении деятельности в салонах связи «Евросеть», расположенных по адресам: г. Каменск-Уральский, ул. Суворова, 24, г. Первоуральск, просп. Ильича, 37А, г. Арамиль, ул. Пролетарская, 82.

Согласно п. 10 упомянутого распоряжения общество должно представить лицу, уполномоченному на проведение проверки, документы, подтверждающие факт исполнения предписания от 06.05.2016 № 01-11-01-04/1/1508.

Результаты проверки отражены в акте от 30.09.2016.

В ходе проверки отделом сделан вывод о непредставлении обществом документов и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, в связи с чем, должностное лицо отдела 14.10.2016 составило по данному факту в отношении общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.33 КоАП РФ.

С заявлением о привлечении общества к административной ответственности отдел обратился в арбитражный суд.

Суд считает, что в удовлетворении требования отдела следует отказать на основании следующего.

Согласно ст. 19.33 КоАП РФ непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.23, частью 2 статьи 13.4, статьями 13.8 и 14.37 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Пунктом 1 ст. 34 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что органы государственного контроля (надзора) вправе, в частности, требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий либо регистрационный номер декларации о соответствии или сертификата соответствия, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом; осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения; принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

Как следует из материалов дела, в качестве основания для привлечения общества к административной ответственности отдел сослался на следующее:

1) непредставление обществом документов, запрошенных в пункте 10 распоряжения № 01-01-01-03-11/19821 от 30.08.2016, а именно: документов, свидетельствующих об изъятии из оборота товаров, не соответствующих требованиям нормативных документов (акт проверки от 06.05.2016); информацию о лице (ах), ответственном за хранение товаров (акт проверки от 06.05.2016); информацию о месте и условиях хранения изъятых товаров; программу мероприятий по предотвращению причинения вреда по п. 15 предписания от 06.05.2016 № 01-11-01-04/1/1508 (согласованную с органом государственного контроля (надзора)); информацию о выполнении программы мероприятий по предотвращению причинения вреда; заключения по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра; документы, подтверждающие прохождение работниками профилактических флюорографических осмотров (в виде списков заверенных лечебным профилактическим учреждением); программу (план) организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; протоколы лабораторных испытаний, подтверждающие соответствие уровней освещения, коэффициента пульсации на рабочих местах гигиеническим требованиям; протоколы лабораторных исследований и испытаний в соответствии с разработанной программой производственного контроля в 2016 году; санитарно-гигиенические паспорта на постоянные рабочие места женщин; договора на удаление отходов из учреждения, договора на вывоз, утилизацию отходов первого класса опасности (ртутьсодержащих и энергосберегающих ламп) на 2016 годы, документы, подтверждающие выполнение работ по договору за 2016 год; документы, подтверждающие проведение вакцинации среди работников в виде прививочных сертификатов, личных медицинских книжек, списков лиц. подлежащих вакцинации, заверенных лечебным учреждением; иную письменную информацию, подтверждающую факт исполнения предписания от 06.05.2016 № 01-11 -01-04/1/1508 (на усмотрение хозяйствующего субъекта);

2) при обследовании объектов в распоряжение лиц, проводивших проверку, не представлены документы, подтверждающие происхождение реализуемых товаров (ТТН), их соответствие обязательным требованиям (сертификаты, декларации), иные товарно-сопроводительные документы:

- в салоне "Евросеть", расположенном на первом этаже ТЦ "Мегамарт" по адресу: Свердловская область, город Каменск-Уральский, ул. Суворова, д. 24, директор салона Е.Клыкова допустила оборот (хранение, розничную продажу) непродовольственных товаров, без представления товарно-сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность и без товарно-транспортных накладных, а именно: интерактивная игрушка MIOSHI active собачка "Малыш Бигль", артикул Мае 0601-105 Код.3114-5, дата изготовления февраль 2014 г., Китай; игрушка мягконабивная изображающая животных - плюшевая собака, дата изготовления январь 2015г., TP ТС 008/2011, Китай; робот-трансформер "НОТ WINGS" машинка Джип, дата изготовления декабрь 2015 г., материал пластик, TP ТС 008/2011, Китай; кукла Элис, дата изготовления декабрь 2015, TP ТС 008/2011, "Collection Doll" , TP ТС 008/2011, Китай; сумка для ноутбука 15.6, материал полиэстер, цвет серый, TP ТС 017/2011, модуль 8730 Grеy, Германия; компакт-диск DVD видео, фильм Вадима Шмелева, Лекарь, весь первый сезон, компакт-диск DVD видео Побег с планеты земля, компакт-диск DVD видео "Отдохну на том свете", компакт-диск DVD видео Ледяной, компакт-диск фильм Вадима Шмелева Лекарь, весь первый сезон; компакт-диск DVD видео, фильм На игре, Новый уровень, компакт-диск DVD видео "Горько";

- в салоне сотовой связи "Евросеть" ООО "Евросеть-Ритейл (г. Первоуральск, просп. Ильича, 37А) на момент обследования 13.04.2016 допущено нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия: производится реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению, без указания в товарно-сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии; в распоряжение лиц, проводивших проверку представлены только документы, подтверждающие происхождение реализуемых товаров (ТТН), их соответствие установленным обязательным требованиям (сертификаты, декларации), иные товарно-сопроводительные документы на часть проинспектированных товаров. Список проинспектированных товаров получила директор салона Якупова И.Р. 13.04.2016; непредставление документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, а именно: документов, подтверждающих происхождение реализуемых товаров (ТТН), их соответствие установленным обязательным требованиям (сертификаты, декларации), иных товарно-сопроводительных документов на карманный персональный компьютер Philips Xenium V387, дата производства 06,2015, срок годности 06.2017, изготовитель Китай, импортер ООО «Санг СЕС электроник рус», ЕАС, в количестве 1 шт., информация на ценнике: «Смартфоны Philips Xenium V387 Lite Blaсk, Китай, гарантия 6 год, цена 7493 руб.»;

- в салоне сотовой связи «Евросеть» по адресу: г. Арамиль, ул. Пролетарская, 82 05.09.2016 обнаружено, что при продаже непродовольственных товаров продавец не представил товарно-сопроводительную документацию на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший), заверенные подписью и печатью поставщика с указанием его адреса и телефона.

На этом основании отдел квалифицировал действия (бездействие) общества по ст. 19.33 КоАП РФ.

В части вывода административного органа о непредставлении документов, указанных в пункте 10 распоряжения № 01-01-01-03-11/19821 от 30.08.2016, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 19.33 КоАП РФ не предусмотрено привлечение к административной ответственности за правонарушения, которые не относятся к сфере технического регулирования, а относятся к сфере санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны труда и т.д.

В данном случае отделом не доказано, что все перечисленные в пункте 10 распоряжения № 01-01-01-03-11/19821 документы относятся к сфере технического регулирования.

Кроме того, общество не может быть привлечено к административной ответственности в связи с истечением срока давности.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (ч. 1).

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Судом установлено, что в пункте 10 распоряжения от 30.08.2016№ 01-01-01-03-11/19821 указаны те же самые документы (14 наименований), которые были затребованы отделом ранее, в предписании от 06.05.2016 № 01-11-01-04/1/1508 со сроком исполнения до 10.08.2016.

Следовательно, событие административного правонарушения, выразившегося в непредставлении затребованных отделом документов, было совершено 11.08.2016, а трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности за него истёк 10.11.2016.

В остальной части, а именно в части не представлении обществом документов, подтверждающих происхождение и безопасность реализуемых товаров, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 19.33 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление либо уклонение от представления документов.

В качестве защищаемого интереса в статье 19.33 КоАП РФ определен установленный порядок осуществления государственной власти, когда контролирующим (надзорным) органом от проверяемого лица должны быть получены документы и сведения в объеме, необходимом для осуществления уполномоченным должностным лицом контрольных (надзорных) функций, а проверяемое лицо обязано представить имеющиеся у него документы и сведения по требованию контролирующего органа.

Вместе с тем событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.33 КоАП РФ, образует лишь непредставление имеющихся у лица документов и сведений. Непредставление отсутствующих у лица документов и сведений не образует события административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.33 КоАП РФ.

Реализация товаров без товарно-сопроводительной документации, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, либо без сертификатов (деклараций) соответствия на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия установленным требованиям, образует состав иного административного правонарушения, в частности ст. 14.45 КоАП РФ, и дополнительной квалификации не требует.

При таких обстоятельствах суд считает, что в остальной части, а именно в нарушении порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в действиях (бездействии) общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.33 КоАП РФ.

Таким образом, в удовлетворении требования отдела о привлечении общества к административной ответственности следует отказать.

Руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Евросеть-Ритейл" к административной ответственности отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья Киселёв Ю.К.