АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург Дело №А60-52473/2011
11 марта 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2012 года
Полный текст решения изготовлен 11 марта 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Горбашовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.П.Мусиенко рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Местной общественной организации (МОО) «Первоуральское городское общество защиты животных» (заявитель)
к Администрации городского округа Первоуральск (заинтересованное лицо)
об оспаривании действий
при участии в заседании:
от заявителя:
ФИО1, сопредседатель, протокол №1 от 15.12.2007,
ФИО2, представитель по доверенности от 06.12.2011;
от заинтересованного лица:
ФИО3, представитель по доверенности от 03.08.2011 № 02-1084.
Права разъяснены. Отвода суду не заявлено.
Заявитель заявил ходатайство об уточнении заявленных требований. Ходатайство удовлетворено, заявление и документ приобщено к делу.
Заявитель заявил ходатайство об объединении настоящего дела с заявлением заявителя от 21.02.2012 к администрации городского округа Первоуральск о признании незаконным ненормативного правового акта (решения ММВК от 28.10.2011 об отмене решений ММВК от 18.03.2011 (п.7), 01.04.2011 (п.11) и постановления от 22.07.2011 № 1835) и обязании администрации городского округа Первоуральск в течение двух недель с момента вступления в силу решения вынести ненормативный правовой акт – постановление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:58:0112003:95, расположенного по адресу: <...> в 550 метрах на северо-восток от дома №35 по улице Трактовая, в аренду МОО ПГОЗЖ сроком на 5 лет.
В соответствии с ч.ч.2, 2.1 ст. 130 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения.
Арбитражный суд первой инстанции, установив, что в его производстве имеются несколько дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам, а также в иных случаях возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения.
Таким образом, суд может объединить дела, находящиеся в производстве арбитражного суда.
Однако доказательств принятия к производству судом заявления заявителя от 21.02.2012 к администрации городского округа Первоуральск о признании ненормативного правового акта, заявитель суду не представил.
Таким образом, суд отклоняет ходатайство заявителя об объединении настоящего дела с указанным заявлением. Судом приобщено к делу ходатайство и документы, приложенные к ходатайству.
Заинтересованное лицо заявило ходатайство о привлечении к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, жителей дома №35 по ул. Трактовая согласно протоколу общего собрания. Заинтересованное лицо ссылается на то, что спорный земельный участок находится в непосредственной близости к указанному дому, в связи с чем, размещение на участке приюта для бездомных животных повлияет на права жителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Суд полагает, что указанные заинтересованным лицом основания не свидетельствуют о том, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на права или обязанности указанных заявителем лиц по отношению к одной из сторон.
В связи с изложенным, данное ходатайство судом отклонено. Ходатайство и документы приобщены к делу.
Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к делу документа. Ходатайство удовлетворено.
Заинтересованное лицо заявило ходатайство о допросе в качестве свидетелей граждан ФИО4, ФИО5, ФИО6, проживающих в доме № 35 по ул. Трактовая в г. Первоуральске. Ходатайство судом отклонено, поскольку данные лица находятся в судебном заседании с начала рассмотрения дела, в связи с чем, суд полагает, что показания данных лиц по существу рассматриваемого дела не могут соответствовать положениям ст. 56 АПК РФ.
Других заявлений, ходатайств не поступило.
Первоначально заявитель просил признать действия Администрации городского округа Первоуральск в отказе в предоставлении земельного участка незаконными.
После уточнения заявленных требований заявитель просит признать незаконным постановление Главы администрации городского округа Первоуральск № 2996 от 21.11.2011 «О признании постановления Главы от 22.07.2011 № 1835 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под размещение приюта для бездомных животных по адресу: <...> в 550 м на северо-восток от <...>» утратившем силу». Заявитель считает, что оспариваемый акт не соответствует п.1.24 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории городского округа Первоуральск, утвержденного постановлением Главы городского округа Первоуральск от 30.06.2009 № 1557, ст. 31 Земельного кодекса РФ и нарушает его права и законные интересы.
Заинтересованное лицо отзыв представило, требования не признало, полагает, что оспариваемое постановление вынесено правомерно, при его вынесении учитывалось мнение жильцов дома, расположенного вблизи спорного земельного участка; также ссылается на то, что заявителю предложено рассмотреть иные проекты земельных участков под размещение приюта для бездомных животных.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Заявитель 02.02.2011 обратился к И.о. Главы городского округа Первоуральск с заявлением от 23.01.2011 №8 о выделении земельного участка площадью 4,5-5 га для организации в г. Первоуральске Свердловской области приюта для бездомных животных.
Решением муниципальной межведомственной комиссией по выбору земельных участков на территории городского округа Первоуральск (далее ММВК) от 18.03.2011 согласовано предоставление земельного участка площадью 1,5 га по адресу: <...> в 550 м на северо-восток от дома № 35 по ул. Трактовая в аренду сроком на 3 года, при условии положительного заключения Роспотребнадзора.
Решениями ММВК от 01.04.2011, 24.06.2011, 23.09.2011 уточнены площадь земельного участка – 2,6 га; срок аренды – 5 лет; оставлены в силе согласования и заключения.
Постановлением Главы городского округа Первоуральск от 22.07.2011 № 1835 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под размещение приюта для бездомных животных по адресу: <...> в 550 м на северо-восток от <...>» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (кадастровый квартал 66:58:0112003), расположенного по адресу: свердловская область, <...> в 550 м на северо-восток от <...> (категория земель – земли населенных пунктов), с видом разрешенного использования под размещение приюта для бездомных животных. Заявителю указано о проведении кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном действующим законодательством.
В целях изучения общественного мнения заинтересованное лицо в газете «Вечерний Первоуральск» от 05.04.2011, 07.07.2011, 02.08.2011 опубликовало информацию о предоставлении МОО «Первоуральское городское общество защиты животных» земельного участка по адресу: <...> в 550 м на северо-восток от <...>.
Как пояснило суду заинтересованное лицо, 11.08.2011, 12.09.2011 на имя, в том числе, Главы городского округа Первоуральск, поступили коллективная жалоба жителей дома № 35 по ул. Трактовая, в которой указанные лица высказались категорически против строительства приюта для бездомных животных вблизи их дома и ходатайство о переносе строительства приюта в другое место.
Заинтересованным лицом 30.09.2011 проведено обследование земельного участка, в результате установлено: участок площадью примерно 6578 кв.м огорожен сплошным металлическим забором, на огороженной территории установлены контейнеры и деревянные будки, присутствуют животные (собаки), границы огороженного участка не соответствуют утвержденной постановлением Главы ГО Первоуральск № 1875 от 22.07.2011 схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
28.10.2011 решением ММВК отменено решение ММВК от 18.03.2011 и постановление от 22.07.2011 № 1835; заявителю предложено размещение приюта по адресу: г. Первоуральск, в районе ул. Загородной, 2 (бывший питомник для животных), 02.03.2012 в указанное решение внесены уточнения: «основанием отмены считать не соблюдение основных принципов земельного законодательства, предписанных в 4.4.4 и 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ».
Постановлением Главы городского округа Первоуральск от 21.11.2011 № 2996 «О признании постановления Главы от 22.07.2011 № 1835 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под размещение приюта для бездомных животных по адресу: <...> в 550 м на северо-восток от <...>» утратившем силу» постановление Главы городского округа Первоуральск от 22.07.2011 №1835 признано утратившим силу, основанием указано решение ММВК от 28.10.2011.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с ч.ч.1, 1.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с ч.ч.1,2,3,4,5,6,8 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Постановлением Главы городского округа Первоуральск от 30.06.2009 № 1557 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории городского округа Первоуральск (далее Положение), согласно п. 1.20 которого, заявления о предоставлении вновь формируемых земельных участках рассматривается постоянно действующей межведомственной комиссией по выбору земельных участков. Решение межведомственной комиссии должно быть изготовлено в виде протокола, утверждено Главой городского округа Первоуральск.
На основании положительного решения комиссии, результатов согласований и заключений государственных экспертиз Глава городского округа Первоуральск принимает решение в форме постановления: о предварительном согласовании места размещения объекта для целей строительства объекта недвижимого имущества; о согласовании схемы размещения объекта на кадастровом плане территории – для целей использования земельного участка не связанных с размещением объектов недвижимого имущества, которое является основанием для проведения работ по межеванию земельного участка и постановки его на кадастровый учет с получением кадастрового паспорта, после чего лицо обращается с заявлением о заключении договора аренды земельного участка. (п. 1.26 Положения).
Основания отказа в предоставлении земельного участка предусмотрены п. 1.24 Положения.
Пунктами 8.1, 8.2 Положения предусмотрено информирование населения о возможном предоставлении земельного участка путем опубликования на стадии выбора земельного участка до проведения кадастрового учета в газете «Вечерний Первоуральск». Срок предоставления возражений не может быть меньше месяца с момента публикации объявлений. Установленные нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц являются основанием для отмены решений о предоставлении земельного участка.
Таким образом, актом органа местного самоуправления предусмотрена обязанность информирования населения о возможном предоставлении земельного участка и отмена решения о предоставлении земельного участка в случае нарушения интересов физических лиц.
Принимая во внимание поступившие от жителей дом № 35 по ул. Трактовая жалобы на размещение приюта вблизи от их дома (на расстоянии 240 м), заинтересованное лицо оспариваемым постановлением отменило постановление № 1835 от 22.07.2011, что, по мнению суда, не противоречит п. 8.2 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории городского округа Первоуральск, утв. постановлением Главы городского округа Первоуральск от 30.06.2009 № 1557.
То обстоятельство, что жалобы поступили в августе и сентябре 2011 года, т.е. после принятия постановления №1835 от 22.07.2011, не может являться основанием для не реагирования на них органом местного самоуправления.
Срок предоставления возражений, согласно п. 8.2 Положения, не может быть меньше месяца с момента публикации объявлений. Однако, после повторной публикации – 07.07.2011, заинтересованное лицо в нарушение указанного срока вынесло постановление от 22.07.2011 № 1835 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под размещение приюта для бездомных животных по адресу: <...> в 550 м на северо-восток от <...>».
После принятия постановления №1835 от 22.07.2011 заинтересованное лицо вновь опубликовало информацию по данному вопросу (02.08.2011) с указанием, что информация опубликована с целью изучения общественного мнения и соблюдения прав и законных интересов жителей, проживающих на территории, прилегающей к данному земельному участку.
Следовательно, физические лица были вправе представлять свои возражения в установленный Положением срок. При этом суд отмечает, что ограничения по сроку представления возражений в Положении не установлены, Положение предусматривает только минимальный срок – не меньше месяца с момента публикации. Также данные ограничения не установлены в публикациях.
Кроме того, суд отмечает, что постановление №1835 от 22.07.2011 содержит неверную информацию в части указания расстояния размещения приюта для бездомных животных от дома №35 по ул. Трактовая, имеющимися в деле документами подтверждено, что данное расстояние составляет 240 м.
Также суд принимает во внимание положение ч. 1 ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, при осуществлении публичных функций компетентный
орган местного самоуправления, его должностное лицо вправе отменить или изменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом
органа местного самоуправления правовой акт в порядке самоконтроля.
Как указано выше, исходя из ч. 1 ст. 198 АПК РФ, оспариваемый ненормативный акт должен нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности…
Заинтересованное лицо письмом от 08.12.2011 № 4891 предложило заявителю иные варианты размещения приюта, решением ММВК от 28.10.2011 заявителю предложено размещение приюта для бездомных животных по адресу: г. Первоуральск в районе ул. Загородная, 2 (бывший питомник для животных), в связи с чем, суд полагает, что нарушение прав и законных интересов заявителя не допущено.
Довод заявителя о том, что основания отказа в предоставлении земельного участка установлены п. 1.24 Положения, судом отклоняется, поскольку, как указано выше, п. 8.2 Положения предусматривает в качестве основания для отмены решений о предоставлении земельного участка нарушение прав и законных интересов физических и юридических лиц.
С учетом сказанного, суд полагает, что оснований для признания незаконным постановление Главы администрации городского округа Первоуральск № 2996 от 21.11.2011 «О признании постановления Главы от 22.07.2011 № 1835 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под размещение приюта для бездомных животных по адресу: <...> в 550 м на северо-восток от <...>» утратившем силу» не имеется, в связи с чем, суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья И.В.Горбашова