ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-52623/14 от 30.07.2015 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

06 августа 2015 года                                      Дело №А60-52623/2014

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2015 года

Полный текст решения изготовлен 06 августа 2015 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселёва Ю.К. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Качуриной А.С. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – фонд)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (ИНН 6671151707, далее – управление)

о признании недействительным предписания.

Фонд 01.12.2014 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания управления от 25.08.2014    № 62-13-08/1619, которым фонду предписано в срок до 01.06.2015 возместить причиненный выявленными нарушениями ущерб Российской Федерации, а именно возвратить в федеральный бюджет в установленном законодательством порядке израсходованные не по целевому назначению средства субсидии из федерального бюджета в сумме 14 703 138 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Метизкомплект" (ИНН <***>, далее – общество "Метизкомплект"), общество с ограниченной ответственностью "Роза ветров" (ИНН <***>, далее – общество "Роза ветров"), общество с ограниченной ответственностью "Регион-Маркет" (ИНН <***>, реорганизовано в общество «Бэст-Ойл», ИНН <***>, которое затем реорганизовано в общество "Проспект", ИНН <***>, далее – общество "Проспект"), Министерство экономики Свердловской области (далее – министерство).

В судебном заседании приняли участие представители: фонда – ФИО1 по доверенности от 24.12.2014 № 56; управления – ФИО2 по доверенности от 12.11.2014 № 62-07-30/40.

Остальные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

23.07.2015 управление представило дополнения к отзыву.

Иных заявлений, ходатайств не поступило.

В судебном заседании фонд поддержал своё требование. Управление требование не признало.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Управлением в период с 12.05.2014 по 23.06.2014 в соответствии с централизованным заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 17.01.2014  № 01-05-25/355@, пунктом 30 Плана контрольной работы управления на 2014 год, приказом руководителя управления от 08.05.2014 № 164/103-у проведена проверка фонда по вопросу целевого использования субсидий, предоставленных в 2012 – 2013 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

В ходе проверки управление пришло к выводу о нецелевом использовании фондом бюджетных средств в сумме 14 703 138 рублей, выделенных ему из федерального бюджета для предоставления субсидий.

25.08.2014 управление выдало фонду предписание № 62-13-08/1619, которым возложило на фонд обязанность в срок до 01.06.2015 возместить причиненный выявленными нарушениями ущерб Российской Федерации, а именно возвратить в федеральный бюджет в установленном законодательством порядке израсходованные не по целевому назначению средства субсидии из федерального бюджета в сумме 14 703 138 рублей (т. 1, л.д. 12).

Не согласившись с указанным предписанием, фонд 01.12.2014 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании его незаконным.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 10.04.2015 производство по делу прекращено по мотиву не подведомственности спора арбитражному суду.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 определение Арбитражного суда Свердловской области от 10.04.2015 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Отменяя определение суда, суд апелляционной инстанции указал следующее. В соответствии с частью 3 статьи 198 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов. Оспариваемое предписание содержит обязательные для фонда требования, неисполнение которых может повлечь неблагоприятные для него последствия, носящие, в том числе, экономический характер, следовательно, данное предписание является ненормативным правовым актом, возможность оспаривания которого предусмотрена нормами главы 24 АПК РФ.

При новом рассмотрении дела суд считает, что требование фонда следует удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: 1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;  2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; 3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; 4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; 5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; 6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; 7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта; 8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно п. 2 ст. 17 Закона № 209-ФЗ средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе на ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки), предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением  Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 (в ред. от 28.06.2012) утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (далее – Правила № 178).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 178 субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в данном субъекте Российской Федерации, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения, увеличение производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) и предусматривающих: а) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов); б) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; в) развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства; г) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере; д) реализацию иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства; е) ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Постановлением  Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1483-ПП утверждена  областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на 2011 - 2015 годы» (далее – Программа).

В перечень мероприятий Программы включено содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства в форме предоставления субсидии на уплату первого взноса по договорам лизинга: в 2012 году не менее 5 субъектам малого и среднего предпринимательства  за счет средств областного бюджета в размере 50000,00 тыс. рублей и не менее 15 субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета в размере 142307,693 тыс. рублей, в 2013 году не менее 3 субъектам малого и среднего предпринимательства  за счет средств областного бюджета в размере 30000,0 тыс. рублей и не менее 7 субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета в размере 68061,667 тыс. рублей,

 В качестве приложения № 5 к Программе Правительством Свердловской области утверждён Порядок определения объема и условия предоставления субсидии Свердловскому областному фонду поддержки предпринимательства на реализацию мероприятий областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на 2011 - 2015 годы» (далее – Порядок  предоставления субсидии).

Согласно пункту 1 Порядка  предоставления субсидии (в ред. постановлений Правительства Свердловской области от 22.05.2013 N 643-ПП, от 04.10.2013 N 1193-ПП) Порядок определяет объем и условия предоставления из областного бюджета субсидии на реализацию мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субсидия) Свердловскому областному фонду поддержки предпринимательства (далее - Фонд) в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на реализацию мероприятий областной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области»  на 2011 - 2015 годы.

Согласно пункту 3 Порядка  предоставления субсидии главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидии, является Министерство экономики Свердловской области (далее - министерство).

Пунктом 4 Порядка  предоставления субсидии определено, что субсидия предоставляется на основании соглашения между министерством и фондом в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.

Пунктом 5 Порядка  предоставления субсидии (в редакции постановления от 29.10.2012  № 1221-ПП) предусмотрено, что министерство в срок до 1 марта текущего года заключает с фондом соглашение о предоставлении субсидии на развитие и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (форма прилагается).

Соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета по форме, устанавливаемой министерством (далее - соглашение), заключается ежегодно в срок не позднее 1 марта текущего финансового года и должно содержать: 1) сведения о размере субсидии фонду; 2) целевое назначение субсидии; 3) указание на представление фондом отчетов об использовании средств областного бюджета, предоставленных в форме субсидии; 4) условия приостановления (прекращения) предоставления субсидий при несоблюдении фондом условий соглашения; 5) порядок осуществления контроля за исполнением условий соглашения о предоставлении субсидии; 6) ответственность сторон за нарушение условий соглашения о предоставлении субсидии.

Как следует из материалов дела, для реализации мероприятий, предусмотренных указанной целевой Программой, между министерством и фондом заключено соглашение от 14.11.2012 на сумму 558110,525 тыс. рублей за счет средств субсидии, предоставленной бюджету Свердловской области из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, в частности, в целях содействия развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства на 2012 год в сумме 142307,693 тыс. рублей (п. 1.3.4 соглашения) (т. 1, л.д. 34 – 38, 96 -104).

Между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Свердловской области заключено соглашение от 21.08.2013 № 048-МБ-13 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекту Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего пред­принимательства (т. 1, л.д. 85).

09.10.2013 между министерством и фондом заключено второе соглашение на сумму 554416,383 тыс. рублей за счет средств субсидии, предоставленной бюджету Свердловской области из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, в частности, в целях содействия развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства на 2013 год в сумме 68061,667 тыс. рублей (пп. 2 п. п. 1.3 соглашения) (т. 1, л.д. 39 – 45, 105 - 114).

  Решением правления фонда от 13.04.2012 утверждено Положение о предоставлении субсидии на выплату первого взноса по договорам лизинга, заключенным субъектами малого и среднего предпринимательства Свердловской области, в 2012 году (т. 1, л.д. 115 – 135).

Решением правления фонда от 14.11.2013 утверждено Положение о предоставлении субсидии на возмещение части понесенных затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на выплату первого взноса по договорам лизинга, заключенным субъектами малого и среднего предпринимательства Свердловской области, на 2013 год (т. 1, л.д. 136 - 148).

Согласно протоколу от 31.07.2012 № 3 комиссией фонда принято решение о предоставлении субсидий, в том числе обществу "Регион-Маркет" (в настоящее время – общество «Проспект») в сумме 10000,0 тыс. рублей (т. 2 , л.д. 3- 4).

30.11.2012 фондом с обществом "Регион-Маркет" заключен договор № 105 о предоставлении субсидии (т. 2 , л.д. 12- 13).

03.12.2012 платежным поручением № 792 фонд перечислил обществу "Регион-Маркет" указанную сумму субсидии (т. 2 , л.д. 14).

21.05.2013 общество "Регион-Маркет" (ИНН <***>) реорганизовано в общество «Бэст-Ойл» (ИНН <***>), которое затем реорганизовано в общество "Проспект"(ИНН <***>) (т. 5, л.д. 84 – 85).

30.01.2015 в отношении общества "Проспект" решением Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-15665/2013 завершено конкурсное производство (т. 5, л.д. 103 – 107).

27.02.2015 общество "Проспект" ликвидировано и исключено из ЕГРЮЛ (т. 5, л.д. 102).

В ходе проверки в мае 2015 года управлением установлено, что обществом "Регион-Маркет" в целях получения субсидии были предоставлены фонду недостоверные сведения и документы.

В частности, управление установило, что согласно поданной в фонд заявке общество "Регион-Маркет" просило предоставить ему субсидию в размере 10000,0 тыс. рублей на частичную компенсацию первого взноса в размере 14847,0 тыс. рублей, перечисленного лизингодателю – ООО «Импэкс» по платежному поручению от 03.07.2012 № 333 (т. 2, л.д. 14 – 21, 94).   

Общество "Регион-Маркет" представило договор финансовой аренды (лизинга) № 167/2 от 25.06.2012 с ООО «Импэкс» (т. 2, л.д. 76 – 86).

В качестве предмета лизинга указана линия по переработке аккумуляторных батарей КРАБ 26, находящаяся по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Феофанова, 25Б, общей стоимостью 34640,697 тыс. рублей, приобретаемая лизингодателем – ООО  «Импэкс» по договору поставки от 22.05.2012 № 25 у ООО «Автомеханик» (т. 2, л.д. 87 – 93).

Однако управление установило, что ООО  «Импэкс» зарегистрировано 14.06.2012, то есть позднее, чем заключен упомянутый договор поставки, спорное оборудование было смонтировано по указанному адресу ещё в 4-м квартале 2010 года, принадлежит с момента поставки другому лицу – ООО «Промразвитие» и используется на правах аренды иным лицом – ООО «Металл-Торг», при этом стоимость комплекса оборудования составляет 7500,0 тыс. рублей.

Таким образом, по мнению управления, фондом были нарушены условия предоставления субсидии, в связи с чем использование средств в сумме 10000,0 тыс. руб. признано нецелевым.

В 2013 году фондом предоставлена субсидия в сумме 2045,815 тыс. рублей обществу "Метизкомплект".

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2014 по делу № А60-43541/2014, в котором фонд оспаривал постановление управления от 11.09.2014 № 05-03/03-2014, которым фонд был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ, за нецелевое использование указанной суммы субсидии, установлено следующее. 

Согласно протоколу от 11.11.2013 № 2 комиссией фонда принято решение о предоставлении субсидии в сумме 2045,815 тыс. руб. обществу "Метизкомплект", предоставившему полный пакет документов, подтверждающих его статус субъекта малого предпринимательства и расходы по уплате первоначального взноса по договору лизинга, включая договор лизинга и платежные поручения, подтверждающие уплату первоначального взноса по лизингу в сумме 3 750 000 руб., заверенные банком.

Между фондом и обществом "Метизкомплект" заключен договор о предоставлении субсидии от 25.11.2013 № Л042 на сумму 2 045 815 руб. (т. 4, л.д. 3)

 Указанная сумма перечислена фондом по платежному поручению от 25.11.2013 № 443 получателю - обществу "Метизкомплект" для целей возмещения затрат, произведенных в связи с приобретением основных средств в лизинг (т. 4, л.д. 11).

В ходе проверки управлением установлено, что обществом "Метизкомплект" в целях получения субсидии были предоставлены недостоверные сведения и документы. Таким образом, по мнению управления, фондом нарушены условия предоставления субсидии, в связи с чем использование средств в сумме 2 045 815 руб. является нецелевым.

Вместе с тем упомянутым решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2014 по делу № А60-43541/2014 установлено, что  доказательств нарушения именно фондом условий предоставления субсидии, повлекшего нецелевое использование средств федерального бюджета, материалы дела не содержат.

Судами по названному делу отмечено, что основанием предоставления субсидии по лизингу является осуществление расходов субъектом малого или среднего предпринимательства в связи с уплатой первоначального взноса по договору лизинга. С этой целью в перечень документов, необходимых для предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включен лизинговый договор и документы, подтверждающие факт оплаты первого взноса по нему. В ходе проверки установлено, что в составе заявки общества "Метизкомплект" указанные документы предоставлены, при этом платежное поручение от 13.07.2012 N 859 на сумму 3 750 000 руб., подтверждающие оплату первого взноса по лизинговому договору, заверено печатью банка, проводившего платеж. Фондом проведена проверка выполнения условий предоставления поддержки обществом "Метизкомплект", в рамках которой также проанализированы затраты названного общества на приобретение станка в лизинг по договору лизинга от 10.07.2012 № 234/2. Затраты предприятия подтверждались документами бухгалтерского учета.

Следовательно, как указали суды, при предоставлении субсидии обществу "Метизкомплект" фонд действовал в соответствии с положением, которое не налагает обязанности на сотрудников фонда проводить проверку достоверности информации, представленной в документах получателями субсидий. Доказательства того, что на момент предоставления субсидии субъекту у фонда имелась какая-либо информация об отсутствии у общества "Метизкомплект" права на получение субсидии, в материалах дела отсутствуют. При этом вопрос о предоставлении субсидии рассматривался в процедуре конкурсного отбора, заявка на предоставление субсидии общества содержала все необходимые документы, подтверждающие право на получение субсидии, решение принималось конкурсной комиссией, состоящей, в том числе из представителей различных министерств Свердловской области в соответствии с положением.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что вина фонда во вменяемом ему правонарушении не доказана, следовательно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и ч. 2 ст. 211 АПК РФ явилось основанием для отмены оспоренного постановления.

В 2013 году фондом была предоставлена субсидия в сумме 2657,323 тыс. рублей обществу "Роза Ветров".

Решением Ленинского районного суда от 17.03.2015 по  делу № 12-174/2015, оставленным без изменения постановлением Свердловского областного суда от 30.04.2014, признано законным постановление руководителя управления от 11.09.2014 о привлечении фонда к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое  использование средств федерального бюджета при предоставлении субсидии обществу "Роза ветров".

Решение Ленинского районного суда от 17.03.2015 по  делу № 12-174/2015 мотивировано следующим.

Из договора от 27.11.2013 № Л050,  заключенного фондом с обществом «Роза Ветров», о предоставлении субсидии на сумму 2657,323 тыс. рублей следует, что указанная сумма предоставлена для целей возмещения затрат общества «Роза Ветров», произведенных в связи с приобретением основных средств в лизинг  (т. 3, л.д. 18).

Указанная сумма перечислена фондом обществу «Роза Ветров»  28.11.2013 по платёжному поручению № 470 (т. 3, л.д. 19, оборот).

Предметом лизинга в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) от 01.07.2012 №190/1, заключенным обществом «Роза Ветров» с ООО «Импэкс», являлось оборудование в составе: печь хлебопекарная Г4-ХПФ-21М, шкаф окончательной расстойки Г4-ХРР-150 стоимостью (с учетом пусконаладочных работ) 9 422 380 рублей.

Из акта проверки следует, что ООО «Импэкс» не выполнены обязательства по договору лизинга перед обществом «Роза Ветров», последнее не приобрело указанные основные средства.

В ходе административного расследования управлением установлено, что общество «Роза Ветров» по адресу регистрации: <...> не находится; предмет лизинга - оборудование в составе: печь хлебопекарная Г4-ХПФ-21М, шкаф окончательной расстойки Г4-ХРР-150, которое в соответствии с договором лизинга должно находиться по адресу: <...>, ск. 24, по указанному адресу отсутствует. 

В подтверждение расходов общество «Роза Ветров» представило в фонд платежные поручения от 11.07.2012 № 9 на сумму 4165000 рублей и от 12.07.2012 № 10 на сумму 451966 рублей. Анализ движения средств по счетам контрагентов ООО «Импэкс» в течение одного банковского дня показал неоднократное перечисление одной суммы нескольким лицам, а именно: 11.07.2012 сумму 4165000 рублей ООО «Импэкс» перечислило ООО «Автомеханик», которое перечислило её обществу «Роза Ветров», а общество «Роза Ветров» перечислило её обратно ООО «Импэкс». Аналогичным  образом   12.07.2012  сумму 451966 рублей   ООО   «Импэкс» перечислило    ООО    «УралОптТорг», которое перечислило её ООО «Автомеханик», то перечислило её обществу «Роза Ветров», а общество «Роза Ветров» перечислило её обратно ООО «Импэкс».

Поставщик оборудования по договору лизинга - ООО «УралОптТорг» с 13.06.2012 находится в стадии ликвидации, одним из его учредителей является ФИО3, одновременно – соучредитель общества «Роза Ветров». По данным завода-изготовителя ООО «УралОптТорг» не является его дилером, финансовых операций ОАО «Щебекинский машиностроительный завод» с ООО «УралОптТорг» и обществом «Роза Ветров» не осуществлял.

Суд указал, что пунктом 2.3 Соглашения о предоставлении субсидии от 09.10.2013, заключенного Министерством экономики Свердловской области с фондом, на фонд как получателя средств возложены обязанности использовать средства по целевому назначению; обеспечить в ходе выполнения мероприятий, достижение установленных результатов; осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием средств субъектами малого и среднего предпринимательства. В соответствии с п. 3.2 Соглашения о предоставлении субсидии от 09.10.2013 фонд несет административную ответственность за нецелевое использование субсидии.

Таким образом, суд пришёл к выводу, что фонд неправомерно предоставил обществу «Роза Ветров» субсидию из средств феде­рального бюджета, нарушение фондом условий предоставления субсидии повлекло нецелевое использование средств федерального бюджета.

В соответствии с ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

  Таким образом, преюдициальное значения для настоящего дела имеют лишь установленные упомянутым решение Ленинского районного суда от 17.03.2015 по  делу № 12-174/2015 обстоятельства, то есть факты, имеющие отношение, в частности, к фонду, но не правовые выводы и квалификации.

Кроме того, суд считает, что предмет спора по настоящему делу не сводится к вопросу о целевом либо нецелевом использовании средств федерального бюджета.

Управление, сославшись на п. 2 ст. 269.2 Бюджетного кодекса   Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), п. 68 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора  полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, п. 15 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2013 № 1483-ПП, возложило на фонд денежное обязательство возместить причиненный выявленными нарушениями ущерб Российской Федерации, а именно возвратить в федеральный бюджет в установленном законодательством порядке израсходованные не по целевому назначению средства субсидии из федерального бюджета.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ по делам об оспаривании решений государственных органов обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд считает, что в настоящем деле управление не доказало наличия у него надлежащих полномочий на принятие оспариваемого предписания и законности оспариваемого предписания в части установления надлежащего субъекта, которому оно должно быть адресовано.

Нормами статьи 270.2 Бюджетного кодекса предусмотрено, что в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

В соответствии с п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

  По смыслу названной нормы Бюджетного кодекса она распространяется исключительно на участников бюджетного процесса, в том числе на получателей бюджетных средств.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса

- получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;

  - денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения;

- бюджетные полномочия - установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Фонд, согласно его уставу, является некоммерческой организацией, учредителями которой являются Свердловская область в лице Правительства  Свердловской области и государственное учреждение «Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства» (г. Москва) (т. 1, л.д. 22 - 33).

Фонд не относится к субъектам, перечисленных в определении получателя бюджетных средств, которое дано в статье 6 Бюджетного кодекса.

Следовательно, после списания в установленном порядке денежной суммы субсидии с единого счета бюджета и её зачисления на счет фонда указанные денежные средства утратили статус средств соответствующего бюджета и на них не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе и положения статьи 306.4 Бюджетного кодекса.

Данный вывод подтверждается также письмом Минфина России от 23.05.2014 № 02-03-11/24579.

Денежные обязательства фонда и его ответственность регулируются не нормами Бюджетного кодекса, а условиями соглашений между фондом и министерством.

Поскольку фонд не является получателем бюджетных средств в смысле, придаваемом этому понятию статьей 6 Бюджетного кодекса, на него не распространяются и бюджетные полномочия управления.

Так, согласно части 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса органы государственного финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

При этом в силу абзаца второго части 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса государственный финансовый контроль в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) осуществляется только в части соблюдения ими условий предоставления средств из бюджета, в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, их предоставивших.

Согласно пункту 3 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2013 № 1483-ПП, главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидии, является Министерство экономики Свердловской области (далее – министерство).

Следовательно, государственный финансовый контроль в отношении фонда в части соблюдения им условий предоставления средств из бюджета мог быть осуществлен управлением лишь в процессе проверки министерства как главного распорядителя бюджетных средств, предоставившего их фонду.

В пользу данного вывода говорит и норма подпункта «ж» пункта 7 упомянутых выше Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора  полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, а также Программа проверки, приложенная к упомянутому выше приказу руководителя управления от 08.05.2014 № 164/103-у о назначении проверки фонда. Согласно данной Программе проверки, утвержденной руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора  20.01.2014, объектами проверки являются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и подведомственные им учреждения.

Однако в данном случае фонд не является ни уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования, ни подведомственным им учреждением.

  Кроме того, суд считает, что управлением не учтены также нормы статьи 78.1 Бюджетного кодекса и пунктов 1, 14, 15 и 16 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2013 № 1483-ПП (далее – Порядок).

Согласно пункту 1 Порядка он определяет объем и условия предоставления из областного бюджета субсидии на реализацию мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субсидия) Свердловскому областному фонду поддержки предпринимательства (далее - фонд) в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний. Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

  Таким образом, указанная правовая норма возлагает обязанность по проверке соблюдения некоммерческими организациями целей предоставления субсидий на главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, предоставивших субсидию.

Во исполнение требований пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Правительство Свердловской области утвердило вышеназванный Порядок, в котором установило, что средства, полученные из областного бюджета в форме субсидии, носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели (п. 11). При этом в названном Порядке Правительство Свердловской области определило в указанной сфере как обязанности фонда, так и обязанности министерства.

Так, пунктом 9 Порядка предусмотрено, что фонд ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в министерство отчет о расходовании субсидии по формам, указанным в соглашении о предоставлении субсидии на развитие и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в силу пункта 11.1 Порядка (введен постановлением Правительства Свердловской области от 22.05.2013 № 643-ПП) фонд обязан обеспечить возврат в доход бюджета Свердловской области остаток неиспользованной субсидии в установленном порядке. Иных обязанностей на фонд Порядок не возлагает, устанавливая лишь, что они должны регулироваться договором (соглашением) между фондом и министерством.

Пункт 12 Порядка содержит общее положение о том, что фонд несет административную, финансово-правовую, гражданско-правовую, уголовную ответственность за нецелевое использование субсидии, но при этом Порядок не содержит норм об обязанности именно фонда принимать меры по взысканию подлежащей возврату в областной бюджет субсидии, в том числе в судебном порядке. Следовательно, такое требование, если и может быть предъявлено к фонду, то стороной упомянутого договора (соглашения).

Более того, Порядок в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса предусматривает, что министерство несет ответственность за соблюдение порядка и условий предоставления субсидии (пункт 13) и что министерство осуществляет финансовый контроль за целевым использованием субсидии (пункт 14).

Пункты 15 и 16 Порядка устанавливают и механизм возврата в областной бюджет субсидии, использованной не по целевому назначению. Так, согласно пункту 15 Порядка при выявлении министерством нарушения условий, установленных для предоставления субсидий, а также нецелевого использования бюджетных средств, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 10 дней с момента получения соответствующего требования. Очевидно, что в данном случае речь идет о требовании, которое обязано направить министерство получателю субсидии.

В силу пункта 16 Порядка при невозврате субсидии в установленный срок министерство принимает меры по взысканию подлежащей возврату в областной бюджет субсидии в судебном порядке.

Таким образом, суд считает, что управление при выявлении фактов  нецелевого использования бюджетных средств, предоставленных из федерального бюджета в форме спорных субсидий, выдало предписание о возврате в федеральный бюджет средств субсидий ненадлежащему субъекту.

На основании изложенного суд считает, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права фонда, возлагая на него не предусмотренные нормативными правовыми актами обязанности, в связи с чем должно быть признано недействительным.

Понесённые фондом судебные расходы по уплате при обращении в арбитражный суд государственной пошлины в сумме 2000 рублей (т. 1, л.д. 11) подлежат взысканию с управления на основании статьи 110 АПК  РФ.

Руководствуясь ст. 110, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Требование Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства удовлетворить.

Признать недействительным предписание Территориального управления  Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области от 25.08.2014 № 62-13-08/1619.

2. Взыскать с Территориального управления  Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области в пользу Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства судебные расходы в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                             Ю.ФИО4