ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-52933/19 от 21.11.2019 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

21 ноября 2019 года Дело №А60-52933/2019

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.И. Вакалюк рассмотрел в порядке упрощенного производства дело №А60-52933/2019 по исковому заявлению Министерства социальной политики Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – Министерство, истец)

к Благотворительному фонду помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я особенный» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – Благотворительный фонд, ответчик)

о взыскании части компенсаций в сумме 12751 руб. 64 коп.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации в карточке дела в Картотеке арбитражных дел.

Отводов суду не заявлено.

Судом 06.11.2019 путем подписания резолютивной части вынесено решение.

Министерство социальной политики Свердловской области обратилось в суд с заявлением о составлении мотивированного решения. Учитывая, что заявление подано с соблюдением установленного ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса срока, изготовлено мотивированное решение.

Министерство социальной политики Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Благотворительному фонду помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я особенный» с требованием о взыскании части компенсаций в сумме 12751 руб. 64 коп.

Ответчик представил отзыв на заявленные требования, в котором указал, что относительно заявленных требований возражает, указывает на отсутствие у истца оснований для предъявления иска, полагает обязательства исполненными надлежащим образом, в удовлетворении исковых требований просит отказать.

08.10.2019 от ответчика поступило ходатайство о выдаче копии судебного акта. Ходатайство удовлетворено.

09.10.2019 от ответчика поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому относительно заявленных требований возражает, указывает на отсутствие у истца оснований для предъявления иска, полагает обязательства исполненными надлежащим образом, в удовлетворении исковых требований просит отказать. Отзыв приобщен к материалам дела.

09.10.2019 от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства. Определением суда от 10.10.2019 в удовлетворении данного ходатайства отказано.

15.10.2019 от истца поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела. Ходатайство удовлетворено.

23.10.2019 от истца поступили возражения на отзыв ответчика, согласно которым, истец указывает на несостоятельность доводов ответчика. Возражения приобщены к материалам дела.

30.10.2019 от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

Поскольку обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства (ч. 5 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют, при этом наличие со стороны ответчика возражений по иску не является самостоятельным основанием для перехода к рассмотрению дела в общем порядке, в удовлетворении ходатайства отказано.

Иных заявлений, ходатайств не поступало.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Как следует из материалов дела, на основании поданных Благотворительным фондом помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я особенный» в Министерство социальной политики Свердловской области заявлений о выплате компенсации и необходимых документов в соответствии с требованиями, установленными Порядком выплаты компенсации, Министерством социальной политики Свердловской области в 2017-2018 годах принимались решения о выплате компенсации Благотворительному фонду помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я особенный», в связи с этим, было заключено 18 соглашений о предоставлении компенсации поставщику социальных услуг, включенному в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвующему в выполнении государственного задания, при оказании им социальных услуг бесплатно или за частичную плату, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее - Соглашения).

Во исполнение Министерством социальной политики Свердловской области полномочия, возложенного пунктом 10 Порядка выплаты компенсации, по осуществлению контроля за соблюдением поставщиком социальных услуг требований, установленных законодательством о социальном обслуживании, реализуя право, предусмотренное пунктом 2.3.2. соглашений, с согласия Благотворительного фонда помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я особенный» на проведение Министерством социальной политики Свердловской области и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления и использования субсидий, выраженного в пункте 4.1. соглашений, на основании приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 27.12.2018 № 519 «О проведении проверки за соблюдением в 2017-2018 годах Благотворительным фондом помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я особенный», который включен в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвует в выполнении государственного задания, условий, целей и порядка предоставления компенсации при оказании им социальных услуг получателям социальных услуг, имеющим право на получение социальных услуг бесплатно или за частичную плату, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг» (копия приказа прилагается) в период с 10 по 31 января 2019 года проведена проверка за соблюдением в 2017-2018 годах Благотворительным фондом помощи детям инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я особенный» целей и порядка предоставления компенсации.

Как указывает истец, в результате контрольных мероприятий установлено, что социальная услуга «Организация помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленным на развитие личности» (далее - Социальная услуга) в количестве 73 шт. не предоставлена.

Считая, что Благотворительному фонду помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я особенный» предоставлена компенсация за предоставление Социальной услуги в количестве 73 шт. в сумме 12751 руб. 64 коп., которая фактически получателям социальных услуг не осуществлена, Министерством социальной политики Свердловской области в адрес Благотворительного фонда помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я особенный» 29.05.2019 в целях досудебного урегулирования спора предъявлена претензия о взыскании компенсации.

Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец принял решение обратиться в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим исковым заявлением.

Оценив представленные в материалы дела письменные доказательства в совокупности и взаимосвязи, в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает исковые требования неподлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ) деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам (социальное обслуживание граждан) осуществляют юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели (поставщики социальных услуг).

Частью 8 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ установлено, что в случае, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Отношения, возникающие в сфере социального обслуживания граждан в Свердловской области, регулируются Законом Свердловской области от 3 декабря 2014 года № 108-03 «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области» (далее - Закон Свердловской области от 3 декабря 2014 года № 108-03), частью 6 статьи 29 которого также предусмотрена выплата соответствующей компенсации в размере и в порядке, установленных Правительством Свердловской области.

Порядок выплаты и размер компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвуют в выполнении государственного задания, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2014 № 1162-ПП «Об утверждении порядка выплаты и размера компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг свердловской области, но не участвуют в выполнении государственного задания» (далее - Порядок выплаты компенсации).

Согласно Порядку выплаты компенсации основанием для принятия решения о выплате компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвуют в выполнении государственного задания, при оказании ими социальных услуг получателям социальных услуг, имеющим право на получение социальных услуг бесплатно или за частичную плату, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее - Компенсация), является его заявление в Министерство социальной политики Свердловской области с приложением следующих документов:

1) отчета об оказании социальных услуг получателям социальных услуг, имеющим право на получение социальных услуг бесплатно или за частичную плату (форма которого утверждена Порядком выплаты компенсации);

2) договора о предоставлении социальных услуг, заключенного поставщиком социальных услуг с получателем социальных услуг, и его копии;

3) индивидуальной программы предоставления социальных услуг и ее копии;

4) актов сдачи-приемки социальных услуг, оказанных в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг и индивидуальной программой предоставления социальных услуг, подписанных поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг, и их копий;

5) платежных документов, подтверждающих факт оплаты социальных услуг, оказанных в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг и индивидуальной программой предоставления социальных услуг, получателем социальных услуг, и их копий.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ порядок предоставления социальных услуг обязателен для исполнения поставщиками социальных услуг.

В соответствии с пунктом 20 Порядка предоставления социальных услуг социальное обслуживание осуществляется поставщиками социальных услуг в соответствии со стандартами социальных услуг, утверждаемыми Министерством социальной политики Свердловской области.

Стандарты социальных услуг утверждены приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11.08.2015 № 482 «Об утверждении стандартов социальных услуг» (далее - Стандарты социальных услуг).

Требования к объему, срокам и условиям предоставления Социальной услуги содержатся в пункте 4.3. Описания социальных услуг, являющихся приложением к Стандартам социальных услуг, и включают норматив предоставления социальной услуги (составление плана-графика посещений клиента, осуществление на его основе систематического наблюдения для своевременного выявления затруднений в обучении детей-инвалидов навыкам самообслуживания, общения и контроля; посещение клиента включает личное знакомство и установление контакта с клиентом, определение цели каждого посещения, оповещение клиента о визите, подготовку необходимой документации, выход на дом или по месту пребывания клиента (организация социального обслуживания, медицинская организация), проведение патронажа, выявление проблем, определение реакции клиента на проблемы, разработку рекомендаций; продолжительность посещения клиента до 1 часа 30 минут, включая время в пути), периодичность предоставления социальной услуги (до двух раз в месяц) и показатель единицы социальной услуги (одно посещение клиента). Социальная услуга согласно Стандартам социальных услуг осуществляется в любой форме социального обслуживания граждан (на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме).

Как указал истец, в ходе проверки установлено, что фактически предоставление Социальной услуги Благотворительным фондом помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я особенный» проводилось без выхода на дом или по месту пребывания, то есть посещение клиента не производилось. Документально факт посещения получателей Социальной услуги не подтвержден, планы-графики, разработанные рекомендации получателям Социальной услуги в ходе проверки не представлены. Следовательно, Социальная услуга в соответствии со Стандартами социальных услуг не предоставлена.

Однако данные доводы подлежат отклонению судом, на основании следующего.

В соответствии с ч.2 п.1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013г. №442-ФЗ поставщики социальных услуг обязаны предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований настоящего Федерального закона.

На основании п.1 ст.16 Федерального закона от 28.12.2013г. №442-ФЗ Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

На основании п.2 указанной статьи, индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.

В соответствии с п. 15 гл.2 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 18 декабря 2014 г. № 1149-ПП, основанием для предоставления социальных услуг является обращение гражданина (его законного представителя) к поставщику социальных услуг за получением социального обслуживания.

На основании п. 16 гл.2 указанного выше Порядка предоставления социальных услуг, решение о предоставлении социальных услуг принимается поставщиком социальных услуг на основании:

1) заявления гражданина (его законного представителя) по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 159н;

2) документа, удостоверяющего личность получателя социальных услуг;

3) документа, подтверждающего полномочия законного представителя (при обращении за получением социальных услуг законного представителя получателя социальных услуг);

4) индивидуальной программы;

5) документа, подтверждающего место жительства и (или) пребывания, фактического проживания.

На основании п. 17 гл. 3 Порядка предоставления социальных услуг, социальные услуги предоставляются получателю социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг (его законным представителем) в течение суток с даты представления документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, поставщику социальных услуг.

Изучив указанные нормы, суд приходит к выводу, что ответчик верно указывает на то, что поставщик социальных услуг, обязан оказывать социальные услуги строго соблюдая форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, указанные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ).

В соответствии с п. 20 гл. 3 Порядка предоставления социальных услуг, социальное обслуживание осуществляется поставщиками социальных услуг в соответствии со стандартами социальных услуг, утверждаемыми Министерством социальной политики Свердловской области.

Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11.08.2015г. №482 «Об утверждении стандартов социальных услуг» утвержден, в том числе и стандарт для социальной услуги: «организация помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленным на развитие личности».

Описание социальной услуги (п.4.3.) предусматривает ее оказание в нескольких формах: стационарная, полустационарная, обслуживание на дому.

Согласно пунктам 2 и 4 ст.19 Федерального закона от 28.12.2013г. №442-ФЗ, социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток по месту нахождения организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги получателям социальных услуг.

Порядок оказания социальных услуг, определяется в ИППСУ, обязательным для ответчика.

Как следует из искового заявления, истец полагает, что ответчик обязан был осуществлять выход на дом для оказания услуги «организация помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленным на развитие личности», однако данный довод не находит своего подтверждения, поскольку, согласно положениям Графы «Объем и сроки предоставления социальной услуги» п.4.3 Описания социальных услуг, являющегося приложением к Приказу Минсоцполитики СО от 11.08.2015г. №482 «Об утверждении стандартов социальных услуг» указано, что «Посещение клиента включает личное знакомство и установление контакта с клиентом, определение цели каждого посещения, оповещение клиента о визите, подготовку необходимой документации, выход на дом или по месту пребывания клиента (организация социального обслуживания, медицинская организация), проведение патронажа, выявление проблем, определение реакции клиента на проблемы, разработку рекомендаций».

Данными положениями не регламентирован обязательное осуществление выхода на дом для оказания услуг.

Кроме того, суд обращает внимание, что согласно Графе «Условия предоставления социальной услуги, определяющие качество социальной услуги» установлен перечень необходимого оснащения для предоставления социальных услуг, а именно: специальное и табельное техническое оснащение поставщика социальных услуг (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.): аудиоаппаратура с набором кассет, компакт-дисков, телевизор, видеофильмы по тематике, что наиболее эффективно реализуется при оказании услуг по месту пребывания клиента в организации поставщика социальной услуги, так как данное оборудование есть в организации социального обслуживания, но его нет или может не быть дома у клиента - получателя социальной услуги.

Также истец указывает, что со стороны ответчика не представлены планы-графики посещений клиента.

Однако нормами предоставления социальной услуги не указано, что план-график должен составляться в письменной форме, из чего можно сделать вывод, что составление его в устной форме допустимо и не противоречит Стандартам социальных услуг. Кроме того, унифицированная форма данного плана-графика отсутствует.

Суд обращает внимание, что в соответствии с п. 22 гл. 3 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 18 декабря 2014 г. № 1149-ПП, подтверждением предоставления социальных услуг получателю является акт о предоставлении социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике таких услуг, видах и объеме предоставленных социальных услуг, сроках, дате и условиях предоставления. Акт о предоставлении социальных услуг подтверждается подписями поставщика и получателя социальных услуг (его законного представителя).

В материалы дела по каждому клиенту Благотворительного фонда помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я особенный», а также по каждой социальной услуге имеется договор о предоставлении социальных услуг и акт, который подписан представителем получателя социальных услуг и подтверждает, что услуга оказана надлежащим образом, претензий по оказанным услугам не имеется, напротив, в материалы дела представлены благодарности законных представителей получателей социальных услуг, исходя из чего можно прийти к выводу об эффективности предоставленных услуг именно в том формате, в каком они были оказаны.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что посещение клиента по месту его пребывания в Благотворительном фонде помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я особенный» и составление плана-графика посещений в устной форме соответствует закону, ИППСУ клиента, а также Приказу Минсоцполитики СО от 11.08.2015г. №482 «Об утверждении стандартов социальных услуг», следовательно, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на истца, согласно положениям ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако в соответствии с положениями ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Рассмотрев материалы дела, на основании ст. 309, 310, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении исковых требований отказать.

2. По заявлению лица, участвующего в данном деле, может быть составлено мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения может быть подано в течение пяти дней со дня размещения данной резолютивной части на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

3. Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru. В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья О.И. Вакалюк