АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
29 октября 2018 года Дело №А60-52940/2018
Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2018 года
Полный текст решения изготовлен 29 октября 2018 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С.Новиковой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-52940/2018
по заявлению акционерного общества «Тандер» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – общество «Тандер»)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее –инспекция, налоговый орган)
о признании недействительным предписания от 29.08.2018 № 1/011600.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества «Тандер» - ФИО1 (доверенность от 21.08.2018 № 23АА8556597)
инспекции - ФИО2 (доверенность от 22.05.2018 № 07-27/13879).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество «Тандер» обратилось в арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания инспекции от 29.08.2018 № 1/011600.
Определением суда от 20.09.2018 предварительное судебное заседание назначено на 22.10.2018.
До начала судебного заседания со стороны инспекции в материалы дела поступил отзыв на заявление с приложением материалов проверки.
Со стороны заявителя в материалы дела поступили дополнения к заявлению.
В ходе судебного заседания заявителем приобщено к материалам дела платежное поручение от 26.06.2018 № 10438.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
инспекцией на основании поручения на исполнение государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями её регистрации и применения от 24.08.2018 № 58, проведена проверка лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в магазине «Магнит» по адресу: <...>.
В ходе проверки установлено, что на выданном кассовом чеке отсутствует обязательные реквизиты, а именно имя и отчество лица, осуществляющего расчет с покупателем.
По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий её регистрации и применения от 29.08.2018 № 011600.
Налоговым органом 29.08.2018 выдано предписание № 1/011600, согласно которому обществу «Тандер» необходимо устранить нарушение, выразившиеся в применении ККТ, которая не соответствует установленным требованиям. Срок выполнения указанного предписания до 29.09.2018.
Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, общество «Тандер» обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лица, участвующего в деле, и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, судом сделан вывод о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ) при осуществлении контроля и надзора, указанных в п. 1 статьи, налоговые органывыносят предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
По п. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ отчет о регистрации, отчет об изменении параметров регистрации, отчет об открытии смены, кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции), отчет о закрытии смены, отчет о закрытии фискального накопителя и отчет о текущем состоянии расчетов должны содержать следующие реквизиты: наименование, номер, дата и время фискального документа (при хранении в памяти фискального накопителя и при передаче оператору фискальных данных в электронной форме вместо наименования фискального документа указывается код формы документа), наименование пользователя и его идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер контрольно-кассовой техники, заводской номер фискального накопителя, место (адрес) осуществления расчетов, фискальный признак документа, а также фискальный признак сообщения (за исключением случая печати фискального документа на бумажном носителе). При этом фискальные документы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, за исключением отчета об открытии смены, помимо реквизитов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, должны содержать следующие реквизиты: фамилия, имя, отчество (при его наличии) лица, уполномоченного пользователем на формирование фискального документа (за исключением случая осуществления расчетов с использованием автоматического устройства для расчетов). Отчет об открытии смены, кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции), отчет о закрытии смены и отчет о текущем состоянии расчетов могут храниться в электронной форме в памяти фискального накопителя без следующих реквизитов: наименование пользователя и его идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер контрольно-кассовой техники, заводской номер фискального накопителя, место (адрес) осуществления расчетов.
Подтверждение оператора должно содержать следующие реквизиты: наименование фискального документа (при хранении в памяти фискального накопителя и при передаче оператором фискальных данных в электронной форме вместо наименования фискального документа указывается код формы фискального документа), идентификационный номер налогоплательщика оператора фискальных данных, фискальный признак оператора, заводской номер фискального накопителя контрольно-кассовой техники, для которой сформировано подтверждение оператора, номер фискального документа, к которому относится подтверждение оператора, дата и время приема оператором фискальных данных фискального документа, к которому относится подтверждение оператора, фискальный признак подтверждения.
Подтверждение оператора может храниться в электронной форме в памяти фискального накопителя без следующих реквизитов: идентификационный номер налогоплательщика оператора фискальных данных, заводской номер фискального накопителя контрольно-кассовой техники, для которой сформировано подтверждение оператора, фискальный признак подтверждения.
Уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные реквизиты фискальных документов, указанных в настоящей статье. Методические указания по формированию фискальных документов при осуществлении отдельных видов расчетов разрабатываются и размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в сети «Интернет».
Согласно ч. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ кассовый чек и бланк строгой отчетности содержат, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, следующие обязательные реквизиты:
наименование документа;
порядковый номер за смену;
дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети "Интернет" - адрес сайта пользователя);
наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
применяемая при расчете система налогообложения;
признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода);
наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте Российской Федерации) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке;
должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети "Интернет");
регистрационный номер контрольно-кассовой техники;
заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
фискальный признак документа;
адрес сайта уполномоченного органа в сети «Интернет», на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети "Интернет", на котором такой документ может быть получен;
адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
порядковый номер фискального документа;
номер смены;
фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных);
QR-код.
Как следует из материалов дела, инспекция, ссылается на то, чтона выданном обществом «Тандер» кассовом чеке отсутствует обязательные реквизиты, а именно имя и отчество лица, осуществляющего расчет с покупателем, поскольку обязательность данных реквизитов установлена в письме ФНС России от 03.07.2018 № ЕД-4-20/12718 «О направлении методических указаний».
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ кассовый чек и бланк строгой отчетности содержат, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, среди прочих, следующие обязательные реквизиты: должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет»).
В соответствии с абзц. 1 п. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ перечень обязательный реквизитов установлен для следующих фискальных документов: отчет о регистрации, отчет об изменении параметров регистрации, отчет об открытии смены, кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции), отчет о закрытии смены, отчет о закрытии фискального накопителя и отчет о текущем состоянии расчетов.
Кассовый чек (бланк строгой отчетности) в вышеуказанный перечень не входит.
В абзц. 6 п. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ указано, что уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные реквизиты фискальных документов, указанных в настоящей статье.
Дополнительные реквизиты установлены приказом Федеральной налоговой службы России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@, принятым в соответствии абз. 12 п. 4, абз. 6 п. 5 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Данный приказ зарегистрирован в Министерстве Юстиции Российской Федерации (13.04. 2017 № 46361).
В указанном приказе ранее предусматривалось указание таких обязательных дополнительных реквизитов кассового чека как имя и отчество кассира (примечание 20 к таблице 19 Приложения № 2 к данному приказу).
Однако, на момент вынесения оспариваемого предписания, Приказ Федеральной налоговой службы России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ приведен в соответствие с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ, поскольку Приказом Федеральной налоговой службы России от 09.04.2018 № ММВ-7-20/207@ «О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@» внесены изменения в связи с исключением таких обязательных реквизитов как имя и отчество кассира. Указанная редакция вступила в силу 06.08.2018.
Таким образом, в действующей редакции Приказа Федеральной налоговой службы России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ п. 20 примечаний к таблице 19 изменен и не содержит больше требований указывать в кассовом чеке как обязательные реквизиты имя и отчество кассира.
Судом сделан вывод о том, что предписание от 29.08.2018 № 1/011600 является незаконным, нарушает права и законные интересы общества «Тандер», возлагая на него дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством и требующие финансовых и временных затрат, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Уплаченная заявителем государственная пошлина при обращении в арбитражный суд подлежит взысканию в его пользу с заинтересованного лица на основании положений ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области от 29.08.2018 № 1/011600.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества «Тандер».
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской областив пользу акционерного общества «Тандер» 3000 руб. 00 коп, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта.
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья С.Е. Калашник