АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
25 декабря 2015 года Дело №А60- 53733/2015
Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2015 года
Полный текст решения изготовлен 25 декабря 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.А. Шестаковой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Управляющая жилищная компания «УРАЛ-СТ»
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным ненормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО1, представитель, доверенность от 17.07.2015, паспорт;
от заинтересованного лица – ФИО2, представитель, доверенность № 29-04-19-28 от 15.06.2015, удост. №123/и.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.
Закрытое акционерное общество «Управляющая жилищная компания «УРАЛ-СТ» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства от 24.09.2015 № 29-11-06-59.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на основании приказа от 12.08.2015г. № 29-11-04/62 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ЗАО «УЖК «УРАЛ-СТ».
По результатам проведенной проверки было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства №29-11-06-59 от 24.09.2015г.
Полагая, что данное предписание является незаконным, ЗАО «УЖК «УРАЛ-СТ» обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат на основании следующего.
Согласно ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта и незаконными действий (бездействия) необходима совокупность двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушения указанным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, на основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица № 29-11-04/62 от 12.08.2015 года и обращений граждан, проживающих по адресу: <...> (вх. от 04.08.2015 № 29-01-01-3563/1), заинтересованным лицом проведена внеплановая документарная проверка соблюдения закрытым акционерным обществом «Управляющая жилищная компания «Урал-СТ» (далее - ЗАО «УЖК «Урал-СТ») обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальную услугу «отопление» собственникам помещений многоквартирного дома № 52 корп. 2 по ул. Уральская.
На территории Свердловской области до 1 июля 2016 года размер платы за услугу «отопление» и порядок начисления платы регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307).
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По результатам проверки установлено, что ЗАО «УЖК «Урал-СТ» при начислении платы за коммунальную услугу «отопление» в 2013-2014 годах собственникам/нанимателям помещений многоквартирного дома № 52 корп. 2 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге нарушены обязательные требования ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, порядка, предусмотренного подп. «б» п. 21, подп. 3 п. 2 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (в части не проведения корректировки платы за услугу «отопление» за 2013, 2014 годы).
В связи с чем, в отношении ЗАО «УЖК «Урал-СТ» оформлено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства от 24.09.2015 № 29-11-06-59.
В соответствии с Правилами № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из нормативов потребления тепловой энергии и тарифов на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений.
При отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из тарифа на тепловую энергию, норматива потребления и общей площади жилого помещения, в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения № 2 к Правилам.
Норматив потребления утвержден Постановлением Главы города Екатеринбурга от 23.12.2005 № 1276 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в городе Екатеринбурге (в ред. Постановления главы Екатеринбурга от 28.12.2006 № 2714) и составляет 0,033 Гкал за 1 кв. м. площади жилого помещения в месяц.
В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом по адресу: <...> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, состоящим из двух узлов коммерческого учета тепловой энергии, о чем свидетельствуют копии актов допуска в эксплуатацию УКУТ, протокола осмотра УКУТ, актов периодической проверки УКУТ в многоквартирном доме № 52 корп. 2 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге и копии представленных карточек регистрации параметров на узле учета тепловой энергии у потребителя в многоквартирном доме № 52 корп. 2 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге.
Из представленных ЗАО «УЖК «Урал-СТ» сведений и документов следует, что в 2013 году начисление платы за коммунальную услугу «отопление» за отопительный период с января по декабрь 2013 года ЗАО «УЖК «Урал-СТ» проводило исходя из норматива потребления 0,033 Гкал/кв. метр в порядке, предусмотренном подп. «а» п. 19 Правил № 307 по формуле 1 (подп. 1 п. 1 Приложения № 2 Правил № 307).
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что объемы тепловой энергии, потребленные домом № 52 корп. 2 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге, отраженные в журнале учета показаний ОДПУ соответствуют объемам тепловой энергии, предъявленным в счетах-фактурах ООО «СТК» за период январь 2013 года.
ООО «СТК» выставляло ЗАО «УЖК «Урал-СТ» счета за ресурс по фактическому объему потребления тепловой энергии за услуги «отопление» и ГВС (одной строкой).
В связи с непредставлением ЗАО «УЖК «Урал-СТ» данных об общем объеме потребленной домом тепловой энергии на услугу отопления, размере начисленной платы за услугу отопления, а также сумме проведенных перерасчетов в целом по дому, Департаментом рассчитана корректировка платы за январь 2013 года и за период с февраля по март 2014 года в целом по многоквартирному дому № 52 корп. 2 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге пропорционально площади жилых помещений (согласно техпаспорта 6152,0 кв. метров) следующим образом:
1. 893,17 руб. * 6152,0 кв. метров / 61,9 кв. метров = 88768,69 руб.
2. 148,65 руб. * 6152,0 кв. метров / 61,9 кв. метров = 14773,74 руб.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что корректировка платы за коммунальную услугу «отопление» за январь 2013 года составляет 88769,68 руб., за период с февраля по март 2014 года составляет 14773,74 руб., т.е. в сторону доначисления платы собственникам многоквартирного дома № 52 корп. 2 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге.
Сведения о проведении ежегодной корректировки платы за услугу отопление за 2013-2014 год на дату окончания проверки ЗАО «УЖК «УРАЛ-СТ» не предоставлены.
В соответствии с п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Пунктом 42 Правил № 491 на управляющие организации возложена ответственность перед собственниками помещений за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно п. 2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170) управляющая компания обязана проводить общие осмотры жилых зданий, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).
Согласно п. 2.1.4 Правил № 170 результаты осмотров должны отражаться в специальных документах по учету технического состояния зданий: журналах, паспортах, актах.
Таким образом, надлежащее содержание общего имущества, своевременное проведение осмотров общего имущества и устранение выявленных при данных осмотра неисправностей, является обязанностью управляющей компании. В связи с чем, неисполнение (ненадлежащее исполнение) управляющей компанией обязанностей по содержанию общедомового имущества (УКУТ) является нарушением вышеуказанных норм законодательства и не может служить основанием для нарушения порядка начисления платы граждан за коммунальные услуги.
Порядок допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, порядок его эксплуатации определяются в соответствии с постановлением «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» от 18.11.2013 № 1034 (далее - Постановление № 1034).
В соответствии с п. 75 Постановления № 1034 узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях:
а) отсутствие результатов измерений;
б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета;
в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей;
г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета;
д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета;
е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков);
ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
Таким образом, перечень случаев для признания вышедшим из строя узла учета тепловой энергии в Правилах учета является исчерпывающим.
Кроме того, пункты 21 и 23 Правил № 307 не освобождают исполнителя услуг от проведения корректировки платы за коммунальную услугу «отопление» в случае: неисправности прибора УКУТ в отдельные месяцы; несвоевременного представления сведений по приборам учета в ресурсоснабжающую организацию; непроведения работ по энергосбережению и т.д. Более того, документов, подтверждающих неисправность прибора УКУТ, в ходе проверки не представлено.
Исходя из вышеизложенного, в ходе проведения проверки Департамент пришел к выводу, что рассчитать среднемесячный объем потребления тепловой энергии за 2013 и 2014 годы ЗАО «УЖК «Урал-СТ» имело возможность как из показаний журнала, так и из выставленных ООО «СТК» расчетных ведомостей.
Анализ полученной в ходе проверки информации, а также анализ расчетных ведомостей Общества показал, что в многоквартирном доме № 52, корп. 2 по ул. Уральская выставлялась плата за потребленную тепловую энергию и ГВС исходя из разных объемов потребления тепловой энергии. Указанное подтверждает вывод о том, что начисления платы ресурсоснабжающей организацией производились исходя из объемов, зафиксированных общедомовым прибором учета (показания различаются по месяцам и в целом значительно ниже объемов, предъявляемых собственникам жилых помещений исходя из утвержденного норматива потребления тепловой энергии в размере 0,033 Гкал/кв. метр).
Кроме того, пункты 21 и 23 Правил № 307 не освобождают исполнителя услуг от проведения корректировки платы за коммунальную услугу «отопление» в случае: неисправности прибора учета в отдельные месяцы; несвоевременного представления сведений по приборам учета в ресурсоснабжающую организацию; не проведения работ по энергосбережению и т.д.
Заявитель указывает, что поскольку срок проведения корректировки платы за отопление не предусмотрен Правилами N 307, корректировка за 2014 год может быть произведена исполнителем в течение всего 2015 года, то у заинтересованного лица не имелось оснований для принятия предписания в данной части.
Суд отклоняет указанный довод, поскольку по смыслу Правил № 307 корректировка производится при наличии у исполнителя всех необходимых данных для осуществления корректировки платы за отопление. Все необходимые сведения для проведения корректировки у общества имеются, препятствий для проведения корректировки, а также законных оснований, позволяющих управляющей организации удерживать излишне уплаченные гражданами в течение года денежные средства за коммунальную услугу, не имеется (аналогичный вывод содержит постановление от 23.11.2015 № 17АП-14374/2015-АК по делу А60-32272015). Иного заявителем не доказано.
В предписании установлен достаточный срок для устранения обществом выявленных нарушений - до 14.01.2016 , то есть три месяца с даты выдачи предписания.
Оспариваемое предписание суд признает исполнимым, содержащим ясно сформулированное требование провести корректировку платы за отопление за 2013 и 2014 годы; в предписании указан адрес проверяемого дома; каких-либо неясностей, непонятных положений предписание не содержит.
С учетом вышеизложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, суд не находит оснований для отмены оспариваемого предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства от 24.09.2015 № 29-11-06-59.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Н.В.Гнездилова