ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-53797/18 от 04.12.2018 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

07 декабря 2018 года                                      Дело №А60-53797/2018

Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2018 года

Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2018 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.С. Ильиных  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.А. Красовской, рассмотрел в судебном заседании дело

по  заявлению Екатеринбургской местной общественной организации инвалидов «Перспектива» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Администрации МО «город Екатеринбург»(ИНН <***>)

о  признании незаконными действий Администрации МО «город Екатеринбург»,                            

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.2017,

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности № 9/05/01-12/0111 от 09.01.2018.

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

      Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением к заинтересованному лицу о признании незаконными действий по не включению нестационарного объекта торговли (далее – НТО): павильон в количестве 5 штук «Продовольственные товары/продукты питания», общей площадью 150 кв.м., по адресу: г. Екатеринбург, пересечение улиц Бебеля-Халтурина-Техническая в Схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках в муниципальном образовании «город Екатеринбург»; признать незаконным решение об отказе во включении места размещения НТО по предложению заявителя  в схему размещения НТО, выразившееся в письме №29.2-16/001/871 от 25.07.2018 г. Кроме этого, просит обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, включив в схему размещения НТО: павильон в количестве 5 штук «Продовольственные товары/продукты питания», общей площадью 150 кв.м., по адресу: г. Екатеринбург, пересечение улиц Бебеля-Халтурина-Техническая, либо предоставить иной возможный вариант из числа перспективных мест размещения.

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве.

В судебном заседании 04.12.2018 г. заинтересованное лицо представило дополнение к отзыву.

Заявитель ходатайствует о приобщении к материалам дела возражений на отзыв, а также просит обязать Администрацию г. Екатеринбурга предоставить нормативное обоснование  своих обязанностей и полномочий по необходимости определения целесообразности и ограничения вновь устанавливаемых НТО на территории г. Екатеринбурга, а также разъяснить, как проводились исследования по определению достаточной необходимости НТО в радиусе перекрестка Бебеля-Техническая-Халтурина и определению мнения жителей микрорайона о том, что тротуары недостаточно широкие и увеличение количества НТО будет создавать препятствия на пути следования пешеходов; предоставить доказательства определения точного места, указанного в заявлении, для размещения НТО в процессе рассмотрения заявления; вызвать специалиста, определившего такое место для разъяснения способа определения, предоставить распечатки из программы, по которой производилось определение заявленного места; предоставить заявления иных субъектов, по которым были приняты положительные решения о включении в схему размещения НТО.

Заявителем представлено уточнение заявленных требований, согласно которому заявитель просит признать незаконным бездействие заинтересованного лица по не включению нестационарного объекта торговли: павильон в количестве 5 штук «Продовольственные товары/продукты питания», общей площадью 150 кв.м., по адресу: г. Екатеринбург, пересечение улиц Бебеля-Халтурина-Техническая в Схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках в муниципальном образовании «город Екатеринбург»; признать незаконным и не соответствующим законодательству РФ решение об отказе во включении места размещения НТО по предложению заявителя  в схему размещения НТО, выразившееся в письме №29.2-16/001/871 от 25.07.2018 г.; обязать заинтересованное лицо в 30-дневный срок с момента вступления в силу решения оказать муниципальную услугу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, принять решение о включении в схему размещения НТО следующего места размещения НТО: павильон в количестве 5 штук «Продовольственные товары/продукты питания», общей площадью 150 кв.м., по адресу: г. Екатеринбург, пересечение улиц Бебеля-Халтурина-Техническая.

Уточнение заявленных требований принято судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представленные документы приобщены к материалам дела на основании ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении ходатайства об обязании предоставить сведения и разъяснения судом отказано с учетом положений ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

При этом судом учтено, что  Администрацией представлен отзыв с пояснениями, а также дополнение к отзыву со всеми пояснениями.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Екатеринбургская местная общественная организация инвалидов «Перспектива» (ЕМООИ «Перспектива») обратилась в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением от 03.07.2018 о предоставлении муниципальной услуги о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на не разграниченном земельном участке в муниципальном образовании «город Екатеринбург» места размещения объекта – павильон в количестве 5 штук «Продовольственные товары/продукты питания», общей площадью 150 кв.м., по адресу: г. Екатеринбург, пересечение улиц Бебеля-Халтурина-Техническая, согласно приложенной схемы с указанием точных координат.

Письмом от 25.07.2018 № 29.2-16/001/871 от 25.07.2018 Администрация сообщила, что комиссией принято отрицательное решение по предложению на основании пп. 1 п. 26 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области № 295-ПП от 27.04.2017 в связи с расположением предложенного нестационарного торгового объекта в месте размещения, влекущем за собой повреждение элементов и (или) объектов благоустройства (газонов, цветников, детских и спортивных площадок, инженерных коммуникаций), в том числе с использованием автотранспортных средств, строительной техники), что запрещено пп. 3 п. 7 Правил благоустройства территории муниципального образования г. Екатеринбург, утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 № 29/61.

Полагая, что действия Администрации муниципального образования «город Екатеринбург» являются незаконными и нарушают права и законные интересы организации, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) либо ненормативный правовой акт должностных лиц органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными либо ненормативного правового акта недействительным, из чего следует, что для признания арбитражным судом незаконными действий (бездействия) или решений такого органа необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие этих действий (бездействия) или решения закону или иным нормативным правовым актам и нарушение этими действиями (бездействием) или решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктами 1 и 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о регулировании торговой деятельности).

Согласно частям 1 - 3 статьи 10 Закона о регулировании торговой деятелньости размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установлен Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772.

       Пунктом 2 данных Правил предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях:

а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;

в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;

г) повышение доступности товаров для населения.

При этом основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8 указанных Правил).

        Правилами также предусмотрен порядок внесения изменений в схему размещения объектов, согласно которого орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения с указанием нормативов и фактических показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования, цели использования объектов, включаемых в схему размещения, видов объектов, планируемых к включению в схему размещения, а также планируемые сроки размещения объектов (пункты 4 - 6 Правил).

Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 № 295-ПП «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области» (далее – Порядок разработки) утвержден порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов.

Согласно Постановлению Администрации города Екатеринбурга от 17.03.2011 № 992 «Об определении уполномоченного органа на разработку схем размещения нестационарных торговых объектов» Комитет по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга является органом, уполномоченным на разработку схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Пункт 3 Порядка разработки определяет цели разработки схемы размещения нестационарных объектов, к которым относятся: удовлетворение потребности населения в доступности продовольственных и непродовольственных товаров (услуг) малыми форматами розничной торговли; достижение и последующее соблюдение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Свердловской области площадью нестационарных торговых объектов; соблюдение прав и законных интересов населения по обеспечению требований безопасности при размещении нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Свердловской области; обеспечение единства требований к размещению нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области; соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих торговую деятельность, при разработке схемы размещения, внесении в нее изменений по инициативе органов местного самоуправления, включая применение компенсационных механизмов; формирование многоформатной торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.

В соответствии с п. 21 Порядка разработки, разработка схемы размещения включает в себя следующие основные этапы: принятие уполномоченным органом местного самоуправления решения о разработке Схемы размещения; сбор предложений о размещении мест нестационарной торговли и торговых объектов местного значения от населения и субъектов предпринимательской деятельности, иных заинтересованных лиц, при необходимости возможно проведение общественных слушаний в установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области порядке; согласование с федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом государственной власти Свердловской области, являющимся уполномоченным органом по управлению государственным имуществом Свердловской области, включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Свердловской области), а также собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Екатеринбурга; разработка проекта Схемы размещения; утверждение Схемы размещения; опубликование Схемы размещения.

Реализация подпунктов 4-6 пункта 21 Порядка осуществляется в соответствии с Постановлением Главы Администрации города Екатеринбурга от 01.11.2010 № 5079 «Об утверждении Положения о правовых актах Администрации города Екатеринбурга и должностных лиц Администрации города Екатеринбурга».

Решение о разработке Схемы размещения, а также решение о внесении изменений в Схему размещения принимаются в форме правового акта органа местного самоуправления, определенного уставом соответствующего муниципального образования (п. 22 Порядка разработки).

Администрацией города Екатеринбурга, принято Постановление от 28.04.2018 № 887 «О разработке схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

В соответствии с п. 1 указанного постановления Комитету по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга поручено осуществлять прием от физических и юридических лиц предложений о развитии сети нестационарных объектов в части включения мест их размещения в схему размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в течение двух месяцев с даты опубликования постановления и организовать их рассмотрение на заседаниях комиссии по подготовке проекта схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург» с 01.05.2018 до 05.07.2018.

Согласно п. 26 Порядка разработки основанием для отказа во включении мест размещения нестационарного торгового объекта в Схему размещения по предложению о развитии сети нестационарных торговых объектов заинтересованного лица является:

1) наличие обстоятельств, указанных в пункте 16 настоящего Порядка;

2) расположение места размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, предоставленном в установленном порядке другому лицу;

3) расположение места размещения нестационарного торгового объекта, не обеспечивающее безопасность дорожного движения.

В силу п. 16 Порядка разработки, не допускается включение в Схему размещения сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов органов местного самоуправления.

Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 № 29/61 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург»,подпунктом 3 пункта 7 которых, установлен запрет на повреждение элементов и (или) объектов благоустройства (газонов, цветников, детских и спортивных площадок, инженерных коммуникаций), в том числе с использованием автотранспортных средств, строительной техники.

В соответствии со схемой размещения объекта с точными координатами, приложенной заявителем к своему приложению, предложенное заявителем, расположено на газоне вдоль тротуара, частично под путепроводом, эстакадой.

Газон - это территория, прилегающая к различным видам покрытий и (или) огороженная бортовым камнем, преимущественно с искусственно созданным травянистым покровом, предназначенным для размещения зеленых насаждений и травянистой растительности, при этом газоном также признается территория, травянистый покров которой был утрачен в результате хозяйственной деятельности или в силу природных условий.

Понятие путепровода и эстакады приведены в пункте 3 ОДМ 218.2.012-2011 «Отраслевой дорожный методический документ. Классификация конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений», принятый и введенный в действие распоряжением Росавтодора от 13.09.2011 № 731 -р.

Путепровод - искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над автомобильной или железной дорогой. Эстакада - искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над поверхностью земли.

Согласно пункту 6 ГОСТ Р 54608-2011 «Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли» утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2011 № 742-СТ, не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами.

Кроме того, размещение нестационарного торгового объекта создаст предпосылки для нарушения пунктов 12.4 и 12.5 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 23.10.1993 № 1090, в соответствии с которыми остановка и стоянка запрещается на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними.

Таким образом, Администрацией города Екатеринбурга принято обоснованное решение об отказе во включении нестационарного объекта торговли: павильон в количестве 5 штук «Продовольственные товары/продукты питания», общей площадью 150 кв.м., по адресу: г. Екатеринбург, пересечение улиц Бебеля-Халтурина-Техническая.

Ссылки заявителя на то, что заинтересованным лицом не предложено иного возможного варианта для включения в схему размещения, судом отклоняются.

Отклоняя данные доводы заявителя, суд исходит из того, что само по себе отсутствие альтернативных предложений о размещении объектов не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя, поскольку не влечет передачу земельных участков для размещения нестационарных объектов непосредственно заявителю. При этом, право на размещение нестационарного объекта, место размещения которого включено в схему размещения нестационарных объектов, определяется на торгах, и, следовательно, включение места размещения нестационарного объекта в схему размещения нестационарных объектов не предоставляет хозяйствующему субъекту право на его размещение.

Из материалов дела также следует, что в проект схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург», начиная с 2019 года, включены места размещения нестационарных объектов со статусом «перспективное». Право на размещение нестационарных объектов в таких местах будет определяться по результатам торгов, участие в которых вправе принять и заявитель.  

В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая вышеизложенное, заявленные Екатеринбургской местной общественной организации инвалидов "Перспектива" требования  удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                        М.С. Ильиных