АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
08 февраля 2021 года Дело №А60-54101/2020
Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2021 года
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2021 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Тихомировой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Сысертское автотранспортное предприятие» Сысертского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным требования налогового органа об уплате налогов и пени от 26.08.2020 г. № 61169,
В судебном заседании участвовали:
от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность от 27.11.2020, паспорт, диплом; (до перерыва);
от заинтересованного лица – ФИО2, представитель, доверенность от 09.01.2020 № 07-02, паспорт, диплом
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда, ходатайств не заявлено.
В судебном заседании, начавшемся 01.02.2021, объявлялся перерыв до 04.02.2021 до 12 час. 00 мин. по ходатайству заявителя. После перерыва заседание возобновлено. О перерыве стороны извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. Заявитель после перерыва явку в процесс не обеспечил, представил дополнительные пояснения (ст. 81 АПК РФ), которые приняты судом. Налоговый орган с данными пояснениями ознакомлен.
Муниципальное унитарное предприятие «Сысертское автотранспортное предприятие» Сысертского городского округа обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным требования от 26.08.2020 № 61169 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области.
Заинтересованное лицо требования не признало, представлен отзыв.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
На основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 20.12.2016 по делу № А60-50432/2016 МУП «Сысертское АТП» признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим должника утвержден ФИО3, член Ассоциации арбитражных управляющих СРО «Центральное Агентство Арбитражных Управляющих».
Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области сформировано и направлено в адрес предприятия требование № 61169 от 26.08.2020 об уплате задолженности по транспортному налогу в общей сумме 367 196 руб. 65 коп., в том числе 291 148 руб. недоимки и 14 450 руб. 65 коп.
Считая, что объекты налогообложения у МУП «Сысертское АТП» отсутствуют, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия – незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как видно из материалов дела, 03.02.2020 в налоговый орган представлена налоговая декларация по транспортному налогу за 2019 год. Сумма налог, подлежащая уплате на основании налоговой декларации - 171429 руб.
В связи с тем, что в ходе камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в налоговой декларации по транспортному налогу за 2019 и противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа в порядке п.3 ст.88 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес МУП «Сысертское АТП» по TKC направлено требование о предоставлении пояснений от 06.05.2020г. №10581.
Пояснения со стороны заявителя в налоговый орган не поступили, уточненная налоговая декларация по транспортному налогу за 2019 не представлена.
Инспекцией составлен акт налоговой проверки от 21.05.2020 № 4080 (направлен по ТКС 27.05.2020, и получен- 04.06.2020). Возражение на акт налоговой проверки от налогоплательщика не поступили.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.07.2020 №3090. Указанное решение направлено в адрес заявителя по ТКС 20.07.2020 и получено -22.07.2020. Данное решение в досудебном порядке не обжаловалось, вступило в силу.
В ходе проверки установлено, что в налоговой декларации по транспортному налогу за 2019 неверно исчислена сумма налога в результате неправомерного применения льготы по налогу в отношении автобусов с регистрационными знаками <***>, А712СЕ196, Х588ВЕ96, Х944МА96 и исключения из объектов налогообложения отдельных транспортных средств.
МУП «Сысертское АТП» в налоговой декларации по транспортному налогу за 2019 год заявлена льгота в отношении автобусов с регистрационными знаками <***>, А712СЕ196, Х588ВЕ96, Х944МА96. Кроме того, не заявлены к налогообложению ряд транспортных средств (перечислены в решении и в акте, а также в требовании о предоставлении пояснений – всего 50 единиц).
В соответствии со ст.356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Транспортный налог на территории Свердловской установлен и введен в действие Областным законом № 43-03 от 29.11.2002 «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области».
В соответствии с пп.4 п.1 ст.4 Закона № 43-03 от уплаты транспортного налога освобождаются организации и граждане, на которых зарегистрированы автобусы, соответствующие требованиям экологического класса 4 и (или) экологического класса 5, -за каждый такой зарегистрированный на них автобус.
Согласно п.3 ст.4 Закона № 43-03 налоговая льгота по транспортному налогу, предусмотренная в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется организации или гражданину, на которых зарегистрирован автобус, соответствующий требованиям экологического класса 4 и (или) экологического класса 5, на основании: письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; копий паспортов транспортных средств с указанием экологического класса.
Между тем, документы, подтверждающие право на налоговую льготу, МУП «Сысертское АТП» в адрес инспекции не представлены.
Проверкой также установлено, что МУП «Сысертское АТП» не заявлены к налогообложению транспортные средства, информация о которых имеется у налогового органа.
В силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьи 358 НК РФ, если иное не предусмотрено этой статьей.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу названных норм права регистрация транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке является важным условием установления наличия объекта налогообложения и его качественного определения. Таким образом, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы и учитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
То есть для целей применения главы 28 НК РФ наличие у налогоплательщика объекта налогообложения связано с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Определении и от 29.09.2011 № 1267-0-0, а также правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 15.12.2011 № 12223/10).
Порядок регистрации транспортного средства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Между тем, в ходе проверки установлено, что предприятием не заявлены к налогообложению 50 транспортных средств.
В соответствии с п.3 ст.362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
По данным налогового органа значение коэффициента Кв по транспортным средствам равно 1.
Согласно п.1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
На территории Свердловской области ставки транспортного налога на 2019 год установлены Областным законом № 43-03 от 29.11.2002 (в ред. от 29.10.2013) «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области».
В соответствии со ст.2 настоящего Закона ставка транспортного налога в 2019 году установлена в размере:
- для автобусов с мощностью двигателя до 200 л.с. включительно - 32,9 руб./л.с,
- для автобусов с мощностью двигателя свыше 200 л.с. - 66,2 руб./л.с,
- для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно - 7,3 руб./л.с,
- для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно - 11,7 руб./л.с,
- для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно - 19,1 руб./л.с,
- для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. - 56,2 руб./л.с.
В соответствии с пп.3-1 п.1 ст.4 Закона № 43-03 от уплаты транспортного налога освобождаются организации и граждане, на которых зарегистрированы легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 киловатт) включительно, - за каждый такой зарегистрированный на них легковой автомобиль.
Согласно п.3 ст.4 Закона № 43-03 налоговая льгота по транспортному налогу, предусмотренная в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется организации или гражданину, на которых зарегистрирован легковой автомобиль с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 киловатт) включительно, на основании сведений, представляемых в соответствии с федеральным законом органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в налоговые органы.
По данным налогового органа в соответствии с пп.3-1 п.1 ст.4 Закона № 43-03 в отношении легкового автомобиля ГАЗ-3110 (Н989РК) с мощностью двигателя 81 л.с. установлена льгота в виде освобождения от налогообложения. Сумма налоговой льготы составляет 81 руб. х 2,5 руб./л.с. = 203 руб. (код налоговой льготы «20210/0004000103-1»), где 2,5 руб./л.с. - ставка налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно.
Всего по результатам камеральной налоговой проверки сумма доначисленного за 2019 год транспортного налога составила 20469 + 270679 руб. = 291148 руб.
Предприятие привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату транспортного налога за 2019 в виде штрафа в размере 58 229 руб. 60 коп.
На основании указанного решения, заинтересованным лицом выставлено требование.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Полный перечень сведений, которые должно содержать требование об уплате налога, определен п. 4 ст. 69 НК РФ.
Форма требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов утверждена приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам».
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 52 Постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении споров о признании такого требования недействительным по мотиву не указания в нем каких-либо из перечисленных сведений судам необходимо учитывать следующее. В основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление. Поэтому требование об уплате налога не может быть признано недействительным в связи с отсутствием в нем сведений, указанных в пункте 4 статьи 69 Кодекса, если такие сведения содержатся соответственно в решении, налоговой декларации, налоговом уведомлении и на эти документы имеется ссылка в данном требовании.
Таким образом, из содержания требования об уплате налога, пеней налогоплательщику должно быть ясно, на каком основании налоговый орган выявил наличие задолженности или неправильную уплату налогов за прошедшие налоговые периоды, на основании чего начислены предъявленные к взысканию пени.
В противном случае, налогоплательщик будет лишен возможности определить для себя основания и проверить правильность начисления предъявленной к уплате суммы пеней, которая в случае неисполнения требования налогового органа об их добровольной уплате может быть взыскана в принудительном бесспорном порядке.
Таким образом, в оспариваемом требовании № 61169 от 26.08.2020 отражены все сведения, предусмотренные п. 4 ст. 69 НК РФ.
В требовании содержатся сведения о сумме задолженности по транспортному налогу в сумме 291 148руб., пеней по транспортному налогу в размере 14 450руб. 65 коп. и штрафов в размере 58 229руб. 60 коп. Указан срок исполнения требования до 09.10.2020, а также имеются сведения о мерах по взысканию налога (страховых взносов) и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога (страховых взносов), которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Кроме того, в оспариваемом требовании указано, что основанием взыскания налогов, пени послужило решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.07.2020 №3090.
При таких обстоятельствах, оснований для признания недействительным требования налогового органа у суда не имеется.
Доводы заявителя о том, что транспортные средства утилизированы, а следовательно, не являются объектами налогообложения по транспортному налогу несостоятельны.
Налоговый кодекс в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст. 362 Налогового кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15.12.2011 № 12223/10 сформирована правовая позиция, согласно которой списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога.
Данный вывод сделан с учетом того, что при утилизации (списании) транспортного средства юридическое лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения по месту его регистрации, представив в указанный уполномоченный орган регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорт транспортного средства.
В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе, по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий не совершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Заявителем в подтверждение своей позиции представлена копия ответа на запрос из ГУ МВД России по Свердловской области без номера и даты с приложением в табличном виде распечатки из базы данных по состоянию на 26.06.2019. Изучив сведения, содержащиеся в данном ответе, сопоставив информацию с представленными налоговым органом документами, суд делает вывод, что информация, указанная в выписке, не соотносится с информацией, представленной налоговым органом. Так, транспортные средства, поименованные в таблице ГИБДД, не совпадают с теми, в отношении которых произведено доначисление налога. Между тем, заявитель ссылается на утилизацию автотранспортных средств. Утилизационные акты предприятием не представлены. Документы, свидетельствующие об утилизации автотранспортных средств, баланс за спорный период также не представлены Обществом. Документы об отчуждении имущества акже отсутствуют в деле. Ответ из ГИБДД поучен по состоянию на середину отчетного периода и не подтверждает в этой связи обстоятельств по всему отчетному периоду. В отношении двух автотранспортных средств – госномера В074МС196, В029ХР196 следует, что владельцем является заявитель.
Поскольку заявителю при подаче заявления предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины, на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Сысертское автотранспортное предприятие» Сысертского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>)в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Н.И. Ремезова