ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-54345/2021 от 02.02.2022 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

08 февраля 2022  года                                                         Дело №А60-54345/2021

Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2022  года

Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2022 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Мельниковым  рассмотрел дело по заявлениюмуниципального предприятия "Серовавтодор" (ИНН <***>; <***>, ОГРН <***>)

к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о  признании недействительным предписания №343-1 от 14.05.2021 в части

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, паспорт; ФИО2, приказ от 12.01.2009, паспорт;

от заинтересованного лица – ФИО3, представитель по доверенности от 15.11.2021 № 05-01/25063, уд.; ФИО4, представитель по доверенности от 09.12.2021 № 05-01/27600, уд.

Отводов составу суда не заявлено.

Заявитель просит признать недействительным предписание Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  №343-1 от 14.05.2021  в части п.1.2, 1.3, 2.1, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 и 3.6.

Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать.

Заявитель представил возражения на отзыв, которые приобщены к материалам дела.

Заявитель уточнил требования, просит признать недействительным предписание Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  №343-1 от 14.05.2021  в части п. 1.2, 2.1, 3.3, 3.5.

Уточнение заявленных требований принято судом на основании ст. 49 АПК РФ.

Заинтересованное лицо представило дополнение, которое приобщено к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

14.05.2021 Уральским межрегиональным Управлением Росприроднадзора  по результатам проведенной плановой выездной проверки в отношении Муниципального предприятия «Серовавтодор» был составлен акт проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя № 343.

По результатам проведенной плановой выездной проверки, совместно с актом проверки было выдано предписание № 343-1 от 14.05.2021 г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Полагая, что указанное предписание является незаконным в части п. 1.2, 2.1, 3.3, 3.5.  муниципальное предприятие"Серовавтодор" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей  заявителя и заинтересованного лица, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из нижеследующего.

Согласно  ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта и незаконными действий (бездействия) необходима совокупность двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушения указанным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1.2 в срок до 13.09.2021 МП «Серовавтодор» необходимо выполнить мероприятия по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий. А также, разработать мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ), согласованные с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) установлено, что в целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Согласно пункта 10. статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 131 б-р.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона № 96-ФЗ установлено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (главы 1, 8 Методических указаний «Регулирование Выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» РД 52.04-52-85).

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее -Требования).

Согласно пункту 6 Требований, разработка мероприятий при НМУ проводится на основании данных документации по инвентаризации стационарных источников и выбросов.

Согласно пункту 20 Требований, разработанные и согласованные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на осуществление    регионального    государственного    экологического    надзора, мероприятия при НМУ могут корректироваться. После корректировки мероприятия при НМУ согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в рекомендуемый срок, указанный в пункте 19 настоящих Требований.

Согласно пункту 21 Требований, корректировка мероприятий при НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25%.

Производственная деятельность МП «Серовавтодор», при эксплуатации объекта негативного воздействия на окружающую среду (далее - HBOC) I категории (код объекта 65-0166-0000044-П), связана с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и осуществляется по адресу: 7 км автодороги Серов -         Екатеринбург.

Для объекта НВОС № 65-0166-0000044-П (7 км автодороги Серов -Екатеринбург) МП «Серовавтодор» отсутствуют мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в период НМУ, согласованные с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области. Кроме того, заявителем не ведется учетная документация, включающая в себя журнал регистрации уведомлений о наступлении НМУ, а также мероприятия по снижению выбросов (журналы для записей предупреждений периодов НМУ).

Согласно данным ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на территории городского округа Серова в периоде 2020 года было передано 13 предупреждений о наступлении НМУ, первой степени опасности. Данная информация не занесена в журнал регистрации уведомлений о наступлении НМУ и мероприятий по снижению выбросов.

Достаточность мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, разработанных для конкретного предприятия с учетом особенностей его деятельности и места расположения, подтверждается в рамках согласования таких мероприятий органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, чего МП «Серовавтодор» не было осуществлено (Письмо Минприроды России от 25.06.2021 № 20-50/8842-ОГ).

Согласно пункту 2.1 предписания, в срок до 11.04.2022 заявителю необходимо привести в соответствие с Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» (далее - Приказ Минприроды от 08.12.2020 № 1030), программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду Свалки твердых бытовых отходов МП «Серовавтодор».

В ходе проверки законному представителю МП «СЕРОВАВТОДОР» было направлено Требование № 1 о предоставлении сведений и документов от 11.05.2021 г., в котором выражалась необходимость в предоставлении Программы мониторинга окружающей среды, согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 № 1030 (далее -Программа мониторинга).

В Программе мониторинга указано, что «в полной мере невозможно оценить влияние свалки ТБО на окружающую среду по компоненту «почва», так как исследования фоновой пробы почвы, характерной для данного района не проводились». Однако, согласно Программе мониторинга, для компонента «подземные воды» отбор фоновой пробы МП «СЕРОВАВТОДОР» проводит.

Также необходимо отметить, что согласно подпункту в) пункта 7 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 № 1030, программа мониторинга разрабатывается на основе имеющихся данных о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Лицами, ответственными за проведение мониторинга, могут быть использованы: данные о фоновом состоянии окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов.

Согласно странице 7 Программы мониторинга, представленной предприятием по Требованию № 1 от 11.05.2021 г., «право пользования земельным участком с кадастровым номером 66:61:0104001:3, площадью 10 га (100000 кв.м.), принадлежит МП «Серовавтодор» на основании Решения исполнительного комитета Серовского городского Совета народных депутатов от 24.01.1980 г. № 25 «Об отводе земельного участка под городскую свалку» и Свидетельство о праве собственности на землю № 8 от 11.09.1996. В настоящее время ведутся работы по уточнению границ земельного участка (письмо ООА СГО «КУМИ» от 27.05.19 № 1631)».

Согласно пункта 9 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 № 1030, при выборе мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды при разработке программы мониторинга для объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 предусматриваются следующие места отбора проб:

а)        для атмосферного воздуха и почв - на границе территории,
соответствующей пределам негативного воздействия;

б)        для поверхностных водных объектов - в месте выпуска сточных вод, поступающих с объекта размещения отходов в водный объект;

в)        для подземных водных объектов - в местах отбора проб, обоснованных в проектной документации объекта размещения отходов.

Из вышесказанного следует, что не предоставляется возможность определить границу негативного воздействия на окружающую среду свалкой ТБО МП «СЕРОВАВТОДОР», так как не определены границы самого объекта.

В нарушение требований природоохранного законодательства Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду Свалки твердых бытовых отходов МП «СЕРОВАВТОДОР», 2021 г. не соответствует положениям Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду».

Учитывая изложенное, представленные в возражении доводы заявителя по выявленным нарушениям установленных требований в части охраны земель не опровергают выводы, сделанные в ходе плановой выездной проверки.

Согласно пункту 3.3 предписания, в срок до 11.04.2022 МП «Серовавтодор» необходимо провести мероприятия по выводу из эксплуатации, а также рекультивации объекта размещения отходов после полного заполнения полигона.

Как следует из дополнения к отзыву и пояснений представителя заинтересованного лица  после рассмотрения соответствующих  возражений заявителя, Управлением исключен пункт 3.3 из  оспариваемого предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 343-1 от 14.05.2021.

Согласно пункту 3.5 предписания, в срок до 13.09.2021 МП «Серовавтодор» представить характеристику объекта размещения отхода - «Свалка твердых бытовых отходов» для включения его в государственный реестр объектов размещения отходов с указанием в ней достоверной информации в части указания вместимости объекта размещения отходов.

МП «Серовавтодор» в адрес Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, правопреемником которого является Управление, представило характеристику объекта размещения отходов (далее- ОРО) «Свалка твердых бытовых отходов», составленной на основании инвентаризации проведенной в 2015 году письмом от 10.06.2015 № 343 и приложенные к ней материалы (от 15.06.2015 вх. № 11177) для включения ОРО в государственный реестр размещения отходов (далее - ГРОРО).

На основании вышеуказанного ОРО включен в ГРОРО приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.07.2015 № 625 под № 66-00193-Х-00625-310715. Согласно характеристике «Свалка твердых бытовых отходов», составленной на основании инвентаризации проведенной в 2015 году от 10.06.2015 г., объект введен в эксплуатацию в 1980 г., проектная вместимость ОРО 327 500 м3 (81 875 т.).

В ходе проверки Управлением в адрес МП «Серовавтодор» направлено требование о предоставлении сведений и документов от 23.04.2021 №1 (далее -требование №1), с целью предоставления технической и проектной документации на объект размещения отходов - «Свалка твердых бытовых отходов», включенный в ГРОРО (№66-00193-Х-00625-310715).

В ответ на требование № 1 МП «Серовавтодор» представило письмо от 27.04.2021 № 166, согласно которому:

- по состоянию на 27.04.2021 техническая и проектная документация на объект размещения отходов № в ГРОРО 66-00193-Х-00625-310715 отсутствует;

При этом в ходе проверки МП «Серовавтодор» не представило техническую, проектную документацию, которая содержит информацию о вместимости объекта размещения отходов - «Свалка твердых бытовых отходов».

 МП «Серовавтодор» не представлена документация, обосновывающая возможность эксплуатации объекта размещения отходов «Свалка твердых бытовых отходов» относительно именно такой вместимости, с учетом оценки уровня негативного воздействия на окружающую среду, а также с учетом уже накопленного экологического ущерба, что противоречит статьям 32, 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Факт выявленных нарушений, указанных в оспариваемом  предписании (п.1.2, п.2.1 и п.3.5) , подтвержден представленными доказательствами (в том числе актом проверки), в связи с чем у Управления имелись основания для направления МП «Серовавтодор» предписания с указанием на устранение выявленных нарушений в установленный в нем срок.

Как следует из отзыва заинтересованного лица, Управление  указывает, что МП «Серовавтодор» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об оспаривании положений выданного предписания, нарушив, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, трехмесячный срок для подачи такого заявления, что является основанием для отказа в его рассмотрении судом.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

 Согласно ч.2 ст. 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 N 367-О разъяснил, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Вместе с тем, нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.

Из материалов дела следует,  и сам  заявитель указывает,  что оспариваемое предписание получено  им 21.05.2021. С требованием о его отмене, в оспариваемой части,  МП «Серовавтодор»  обратилось в Арбитражный суд Свердловской области  только 21.10.2021, то есть по истечении срока, установленного ч.4 ст.198 АПК РФ.

Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока обществом в суде не заявлялось. При этом заявителем не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока, установленного для защиты нарушенного права.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постанолвлении от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока, установленного ч.4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, оснований для признания предписания №343-1 от 14.05.2021 недействительным  у  суда не имеется.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                  Н.В. Гнездилова