620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
10 августа 2021 года Дело № А60-5494/2021
Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2021 года
Полный текст решения изготовлен 10 августа 2021 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Махониной В.А., при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1, рассмотрел в судебном заседании дело № А60-5494/2021
по искуФедерального агентства лесного хозяйства (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Бородулинское» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании права собственности отсутствующим,
при участии в судебном заседании:
от ООО «Бородулинское»: ФИО2 – представитель по доверенности от 13.04.2021, представлен диплом об образовании.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Бородулинское» с требованием о признании права собственности отсутствующим на земельный участок с кадастровым номером: 66:25:1415003:7.
Определением от 15.03.2021 иск принят судом к рассмотрению, назначено предварительное судебное заседание. Кроме того, судом привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Росреестра по Свердловской области.
В предварительном судебном заседании к материалам дела приобщены представленные документы истцом; отзыв с приложениями – представлены ответчиком.
В предварительном судебном заседании суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, с учетом мнения присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд назначил дату основного судебного заседания.
В судебное заседание от 31.05.2021 от ответчика поступил уточненный отзыв на исковое заявление.
Истец заявил ходатайство о приобщении дополнительных документов.
Представленные документы приобщены судом.
В судебном заседании объявлен перерыв до 03.06.2021.
В судебное заседание от 03.06.2021 от истца поступили дополнения к возражениям на отзыв.
Исходя из предмета спора, представленных в материалы дела документов, заслушав мнения представителей, суд установил необходимым предложить сторонам представить сведения об истории образования земельного участка, лицах, согласовавших границы земельного участка, порядке согласования границ земельного участка.
Поскольку истцу необходимо выполнить дополнительные процессуальные действия, на основании пункта 5 статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство по делу отложено.
В судебном заседании от 29.06.2021 ответчиком представлены дополнительные документов, которые приобщены к материалам дела.
От истца поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
Принимая во внимание необходимость предоставления сторонам дополнительных документов и формирования окончательной правовой позиции по спору, на основании части 5 статьи 158 АПК РФ, суд счел необходимым отложить судебное заседание по настоящему делу.
В судебном заседании 03.08.2021 от истца поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Рассмотрев ходатайство истца о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, арбитражный суд, исходя из положений статьи 51 АПК РФ, счел его необоснованным, поскольку оснований полагать, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на права и обязанности поименованного лица, не имеется.
Истцом представлены дополнительные пояснения, приобщены дополнительные документы.
Ответчиком представлено заключение кадастрового инженера, а также приобщены дополнительные документы.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Как следует из материалов дела, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости ООО «Бородулинское» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:25:1415003:7, площадью 39209 кв.м. (запись в Едином государственном реестре недвижимости 66-66-19/057/2014-56, дата регистрации права собственности 25.08.2014.
Спорный земельный участок отнесен к категории «земли сельскохозяйственного назначения».
В исковом заявлении истец приводит следующие доводы.
В соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг», при сопоставлении границ указанного земельного участка с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонд, выявлено, что границы спорного земельного участка пересекаются с землями лесного фонда Сысертского лесничества, Кашинского участкового лесничества, Кашинского участка в кв. 22 в части выделов 1,2, 3.
Общая площадь пересечения согласно заключению составляет 2181 кв.м.
В приложении к заключению представлена карта-схема графического совмещения границ спорного земельного участка с материалами лесоустройства и отмечены сведения о материалах лесоустройства 1998 г. с внесенными изменениями на 01.01.2018 (границы участка, пересечения границ).
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» на профессиональной основе осуществляет работы по лесоустройству, является всероссийским научно-производственным учреждением, созданным на базе государственных лесоустроительных предприятий и специализируется ведении информационных баз лесного хозяйства и государственном учете лесного фонда. Согласно положению ФГБУ «Рослесинфорг» основными целями и предметом деятельности является дистанционный мониторинг использования лесов, обобщения документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, учета информации о сделках с древесиной, эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней, проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесс в, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, определение границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков, информационных услуг в области лесных отношений. ФГБУ «Рослесинфорг» обладает актуальной информацией о состоянии лесного фонда Российской Федерации, о его составе, количественных и качественных характеристик лесов. Кроме того, специалисты учреждения обладают достаточными знаниями в области картографии для осуществления картографического наложения спорных границ земельных участков с границами земельного участка, относящегося к категории «земли лесного фонда», обладая достоверной и актуальной информацией о лесном фонде.
Факт принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда подтверждается сведениями Россельхознадзорa, установленного актом административного обследования объекта земельных отношений № 31-09.
Государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Свердловской области проведена административное обследование объекта земельных отношений назначения с кадастровым номером 66:25:1415003:7, в ходе которого на всей площади произрастает древесная (преимущественно сосна), кустарная (шиповник, ива) и травянистая растительность, характерная для смешенных лесов зоны Среднего Урала.
Следов ведения сельскохозяйственной деятельности (возделывание сельскохозяйственных культур, обработка почвы, сенокошение, выпас скота) не обнаружено.
Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:154, который отнесен к категории «земли лесного фонда», что подтверждено свидетельством о праве собственности от 24.11.2008 № 66 АГ 472074, от 25.08.2010 № 66АД 504308. Сведения об участке с кадастровым номером 66:25:0000000:154 внесены по результатам государственной регистрации Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в ЕГРН в 2008 года, в том числе информация о принадлежности земельного участка на праве собственности Российской Федерации.
Сведения о площади внесены с предоставлением краткой характеристики территории, описания лесных участков, планов лесных участков, не по результатам межевания, а на основании информации о распределении лесных земель Сысертского лесничества, по данным материалов лесоустройства и государственного учета лесного фонда, с описанием лесных участков.
Указанные обстоятельства регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:154 свидетельствует об учете участка в государственном лесном фонде. При этом земельные участки подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Перевод земельного участка из состава земель лесного фонда возможен только в установленном законом порядке с обязательным согласованием собственника.
Доказательств перевода земель лесного фонда Сысертского лесничества, Кашинского участкового лесничества, Кашинского участка в кв. 22 в части выделов 1,2, 3 в иную категорию земель в установленном законом порядке у Рослесхоза не имеется, равно как и доказательств, свидетельствующих о прекращении права собственности Российской Федерации на данные земельные участки.
Таким образом, учитывая, что сведения о квартале выделе 1,2,3 Сысертского лесничества, Кашинского участкового лесничества, Кашинского участка содержатся в государственном лесном реестре, в иную категорию земель в установленном законодательством порядке не переведены, формирование и постановка на кадастровый учет в их границах вышеуказанного спорного участка произведена в нарушение действующего законодательства.
Указание ответчиком категории земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, при установлении факта наложения на земли лесного фонда не изменяет правового статуса земель лесного фонда и не влечет прекращения зарегистрированного права собственности Российской Федерации.
Кроме того, следы ведения сельскохозяйственной деятельности на спорном земельном участке отсутствуют.
На основании изложенного, истец обратился в арбитражный суд с требованием признать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Бородулинское» отсутствующим на земельный участок с кадастровым номером 66:25:1415003:7, расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский район, в части наложения указанного земельного участка на лесной участок с кадастровым номером 66:25:0000000:154, на площади наложения 2181 кв.м, в выделе 22, части 1,2,3 Сысертского лесничества, Кашинского участкового лесничества, Кашинского участка в указанных в просительной части искового заявления координатах.
Также, исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:25:1415003:7 в части, наложения на лесной участок с кадастровым номером 66:25:0000000:154, в соответствии с заключением Уральского филиала ФГБУ «Сослесинфорг».
Изучив доводы лиц, участвующих в деле, оценив, представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 АПК РФ).
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, при этом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав или защиту законного интереса.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав2)
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в Едином государственном реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, признание зарегистрированного права отсутствующим является самостоятельным способом защиты, обеспечивающим восстановление прав истца посредством исключения из ЕГРН записи о праве собственности ответчика на объект.
Требование о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно, и данная регистрация нарушает право собственника, которое не может быть защищено предъявлением иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения. (Обзор судебной практики Верховного Суде РФ № 2 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018).
Материалами дела установлено, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности заявителю, образован путем выдела из земельного участка 66:25:0000000:347 категории сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения сельского хозяйства и сельскохозяйственного назначения.
Ответчик приобрел в собственность исходный участок в следующем порядке.
В 1981 году определены координаты характерных точек границ совхоза «Бородулинский», по результатам подготовлено «Дело по изготовлению и выдаче государственного акта совхоза «Бородулинский». Исполнительным комитетом Сысертского районного совета народных депутатов РСФСР принято решение от 17.11.1981 № 264-13 о предоставлении в бессрочное пользование для ведения сельского хозяйства земельного участка 7393 га. Совхозу «Бородулинский».
Позднее исходный земельный участок предоставлен совхозу Бородулинский Сысертского района в постоянное пользование общей площадью 6 639 га., для ведения сельскохозяйственного производства (Свидетельство о праве собственности на землю от 29.10.1993 № 470)
На основании постановления правительства Свердловской области от 04.12.2000 992-ПП исходный земельный участок передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ДГУП «Кипучий ключ» в постоянное пользование для ведения сельскохозяйственного производства. Право постоянного (бессрочного) пользования ДУШ «Кипучий ключ» зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.05.2001, о чем Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним выдано свидетельство серии 66 АВ от 04.05.2001 № 283596.Согласно правоудостоверяющего документа категория земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование для ведения сельскохозяйственного производства.
Исходный земельный участок с присвоенным на тот момент кадастровым номером 66:25:0000000:0070 предоставлен ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования. Категория земли: земли сельскохозяйственного назначения (свидетельство о государственной регистрации права серии 66 АБ 447761 выдано 23.08.2004.
В последующем земельному участку присвоен кадастровый номер 66:25:00 00 000:0114.
Земельный участок 66:25:0000000:0114 на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 30 декабря 2005 № 6715 передан в собственность ответчика из государственной собственности Свердловской области по договору купли-продажи от 15.02.2006 № 299.
Право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:0114 зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним 23.03.2006, запись № 66-66-19/010/2006-233.
Согласно правоустанавливающему документу (договор купли-продажи) и правоудостоверяющего документа (свидетельство о государственной регистрации) земельный участок отнесен к категории земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения сельского хозяйства и сельскохозяйственного назначения.
В дальнейшем в связи с выделом из исходного участка других участков изменялся кадастровый номер исходного участка с 66:25:0000000:0114 на 66:25:0000000:0196, с 66:25:0000000:0196 на 66:25:0000000:347. Категория земельного участка оставалась неизменной: земли сельскохозяйственного назначения.
В силу статьи 5 Земельного кодекса РСФСР отнесение земель к категориям, производится в соответствии с основным целевым назначением.
Согласно статье 12 Земельного кодекса РСФСР в постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.
Соответственно, исходный земельный участок, из которого в последующем выделен спорный участок с кадастровым номером 66:25:1415003:7, относился исторически к землям категории сельскохозяйственного назначения и передан в собственность ответчика.
Основанием для передачи земельного участка 66:25:0000000:0114 сельскохозяйственного назначения в собственность ответчика является пункт 2 статьи 3 ФЗ Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» который вступил в силу 29.10.2001. Дата принятия решения о предоставлении ответчику земельного участка 30.12.2005, заключения договора купли-продажи 15.02.2006 и дата государственной регистрации права собственности ответчика 23.03.2006.
В свою очередь, право Российской Федерации на лесной участок возникло на основании статьи 8 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ как указано в свидетельстве о государственной регистрации права федеральной собственности в разделе «Документы основания», вступившего в силу 01.01.2007 , а право федеральной собственности зарегистрировано 05.12.2008.
Таким образом, дата возникновения основания права федеральной собственности и сама государственная регистрация права федеральной собственности на земельной участок возникли позднее даты принятия решения о передаче в собственность ответчика спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Следовательно, ссылки истца на положения Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ как на основание права федеральной собственности на спорный земельный участок не состоятельны.
Статья 5 Лесного кодекса Российской Федерации содержит легальное определение леса, как объекта правоотношений, а именно лес представляет собой экологическую систему или природный ресурс.
Земельный участок в силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации представляет собой недвижимую вещь - часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Следовательно, лес и земельный участок это разные объекты правоотношений.
Лесным законодательством, действовавшим в период с 1977 по 2007 года, установлено, что все леса образовывали лесной фонд, который состоял из:
- лесов государственного значения;
- «колхозных лесов» (статья 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977)
Леса (лесной фонд) находился в государственной собственности до 29.01.1997 (статья 3 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977).
С 29.01.1997 в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 право собственности на лесной фонд стало разграничиваться на федеральную и собственность субъекта Российской Федерации.
Между тем, указанные нормативные акты определяют вещно-правовой режим в отношении лесов, а не земельных участков под ними.
В свою очередь, вся земля в СССР, в том числе под лесным фондом (лесами) находилась в исключительной государственной собственности (статья 6 Конституции СССР 1936).
Отнесение земельных участков лесного фонда к исключительной федеральной собственности состоялось в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, который вступил в силу 01.01.2007 (статьи 7,8 Лесного кодекса Российской Федерации). Таким образом, до 01.01.2007 земельные участки лесного фонда находились в государственной собственности без разграничения на федеральную и собственность субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность Российской Федерации).
Таким образом, собственность субъекта Российской Федерации является также государственной собственностью.
Приказ от 30.12.2005 № 6715 принят в отношении земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации - Свердловской области, что не противоречить лесному и земельному законодательству Российской Федерации, действовавшему в указанным период.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ № 576 от 07.08.2002 г. «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принималось уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 1 Постановления Правительства Свердловской области от 14 мая 2002 № 317-ПП решения о предоставлении земельных участков в собственность юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в собственности которых находится расположенное на таких земельных участках недвижимое имущество, решение о приватизации которого было принято Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, принимаются Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области»
Земельный участок № 66:25:0000000:0114 ранее предоставлен на основании решения органа государственной власти Свердловской области, на земельном участке находятся объекты недвижимости, приобретенные ответчиком из государственной собственности субъекта РФ - Свердловской области.
Соответственно, в силу пункта 3 Постановления Правительства Свердловской области от 14.05.2002 № 317-ПП уполномоченным органом на момент принятия решения о приватизации земельного участка 66:25:0000000:0114 являлось - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Кроме того, согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Формулировка вышеуказанной статьи указывает, что нормы Лесного кодекса являются специальными относительно норм гражданского и земельного законодательства Российской Федерации, могут устанавливать изъятия из общих положений гражданского и земельного законодательства Российской Федерации. Если подобных изъятий не установлено, применяются общие правила, содержащиеся в гражданском и земельном законодательстве.
Таким образом, в статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации прямо указано, что лесное законодательство регулирует, прежде всего, отношения по поводу лесов, как природных ресурсов, а не земельных участков и отношений по поводу оборота земельных участков как объектов гражданских прав.
В свою очередь, пункт 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к земельным отношениям нормы законодательства об охране лесов применяются в том случае, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. В согласно статье 2 Земельного кодекса Российской Федерации нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу.
На основании вышеизложенного следует, что установленный приоритет норм земельного законодательства Российской Федерации, регулирующих отношения по поводу земли, относительно таких же норм, содержащихся в лесном законодательстве Российской Федерации.
Земельное законодательство состоит из федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который вступил в силу 29.10.2001, является частью земельного законодательства Российской Федерации.
Приказ № 6715 о предоставлении ответчику земельного участка 66:25:0000000:114 принят 30.12.2005, а договор купли-продажи земельного участка от 15.02.2006 № 299 заключен на основании пункта 2 статьи 3 ФЗ Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», как лицу имеющему, земельный участок сельскохозяйственного назначения на праве постоянного (бессрочного) пользования (прежний кадастровый номер 66:25:0000000:0070, свидетельство о государственной регистрации права серии 66 АБ 447761 выдано 23.08.2004).
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ № 137-ФЗ в редакции, действовавшей на дату принятия приказа от 30.12.2005 № 6715, юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.01.2008 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как видно конструкция изложенной нормы определяет обязанность субъекта права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переоформить свое право на право аренды или собственности. Не зависимо от категории земельного участка земельный участок предоставляется (переоформляется) на другом праве в неизменном виде. Положения пункта 2 статьи 3 ФЗ № 137-ФЗ не содержат правил об исключении из состава переоформляемых земельных участков каких-либо частей, в том числе «колхозных лесов».
При указанных обстоятельствах, принятый Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области приказ о предоставлении земельного участка ответчику, договор купли-продажи земельного участка от 15.02.2006 № 299 соответствует требованиям пункта 2 статьи 3 ФЗ № 137-ФЗ.
Согласно с пункту 2 статьи 77 ЗК РФ закреплено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу пункта 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий.
Земельный участки сельскохозяйственного назначения могут находится в собственности государственной, муниципальной и частной.
Правительством Российской Федерации 21.09.2020 принято постановление от 21.09.2020 № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения».
В силу пункта 5 Постановления № 1509 использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются правообладателями земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса.
Действующее законодательство Российской Федерации напрямую указывает, что «сельские леса» могут располагаться на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства Российской Федерации № 1509 от 21.09.2020 правообладатели земельных участков, на которых расположены леса, в течение 2-х лет со дня вступления в силу нормативного акта или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Ответчиком 28.05.2021 направлено уведомление об использовании леса на земельном участке в Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия по Свердловской области, в Росреестр и Россельхознадзор.
Таким образом, факт нахождения лесов на части Земельного участка Ответчика, осуществление Истцом лесоустройства не могут подтверждать принадлежность указанной части к категории «земли лесного фонда» и ее нахождение в федеральной собственности.
Из искового заявления следует, что ответчиком спорная часть земельного участка не используется. При этом, истец ссылается на проведение административного обследования объекта Земельного участка Государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Свердловской области
Согласно акту от 21.08.2020 № 31/09 следов ведения сельскохозяйственной деятельности (возделывание сельскохозяйственных культур, обработка почвы, сенокошение, выпас скота) не обнаружено.
Выводы государственного инспектора по результатам обследования и самого ответчика основываются на Постановлении Правительства РФ «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ» от 23.04.2012 № 369.
В силу указанного нормативного акта признаками не использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения являются:
-на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
-на сенокосах не производится сенокошение;
-на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
-на пастбищах не производится выпас скота;
Как указывает ответчик, государственным инспектором не установлена деятельность, связанная с использованием пашни, сенокосов и пастбищ. В силу статей 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, признаки неиспользования перечисленные в акте характерны для сельскохозяйственных угодий.
В свою очередь, на землях сельскохозяйственного назначения, помимо сельскохозяйственных угодий могут находится мелиоративные защитные лесные насаждения.
В силу статьи 1 ФЗ № 477-ФЗ от 27.12.2019 мелиоративные защитные лесные насаждения - лесные насаждения естественного происхождения или искусственно созданные на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, в целях предотвращения деградации почв на пастбищах, эрозии почв и защиты от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования климаторегулирующих, почвозащитных, противоэрозионных, водорегулирующих и иных полезных функций лесных насаждений в целях сохранения и повышения плодородия земель.
Также к одному из видов агролесомелиорации относится создание мелиоративных защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков, в том числе предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, в целях защиты указанных земель и земельных участков от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения (полезащитная агролесомелиорация).
Таким образом, использованием земельных участков сельскохозяйственного назначения, покрытых мелиоративными защитными лесными насаждениями, будет являться сам факт нахождения таких насаждений на земельных участках в целях защиты указанных земель и земельных участков от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения.
На Земельном участке ответчика расположен лес, относящийся к мелиоративным защитным лесным насаждениям, который ответчик, согласно уведомлению от 28.05.2021, использует для сельскохозяйственной деятельности.
Кроме того, в случае направления правобладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения уведомления об использовании леса в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509 в силу пункта 7 постановления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В связи с изложенным, доводы истца о неиспользовании земельного участка по назначению, не подтверждены материалами дела.
Согласно пункту 52 постановления Пленума ВС РФ № 10, постановления Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
То есть, законодательство Российской Федерации связывает возможность защиты права избранным ответчиком способом при условии, что ответчик является владельцем земельного участка. При этом, в силу статьи 65 АПК РФ бремя доказывания данного обстоятельства возлагается на заявителя требований, вне зависимости имеются ли у противоположной стороны доказательства собственного владения спорной вещью.
Доводы ответчика надлежащим образом истцом не опровергнуты, факта владения истцом спорной частью земельного участка документально не подтвержден. Как следует из материалов дела, ответчик использует лесные насаждения, расположенные на земельном участке для защиты сельскохозяйственных угодий, то есть в сельскохозяйственной деятельности.
Кроме того, ответчиком в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера выполненного индивидуальным предпринимателем ФИО3 о наличии наложения земельного участка с кадастровым номером 66:25:1415003:7 на земли лесного фонда при формировании границ совхоза.
Согласно выводам представленного в материалы дела заключения кадастрового инженера, земельный участок с кадастровым номером 66:25:1415003:7 , площадью 39209 кв.м., расположенный по адресу; Свердловская область, Сысертский район, согласно дела по изготовлению и выдаче государственного акта совхоза «Бородулинский» Сысертского района Свердловской области 1981 года, входит в границы земельного участка, предоставленного совхозу и не накладывается на земли государственного лесного фонда.
Суд оценил по правилам статьи 71 АПК РФ указанное заключение кадастрового инженера, заключение мотивировано, выводы ясны, противоречий в выводах отсутствуют.
Доказательств, опровергающих выводы заключения кадастрового инженера, в материалы дела не представлено (статья 65 АПК РФ).
Как указано выше возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена только лицу, которое в соответствии с данными ЕГРН является собственником этого имущества и одновременно им владеет, в том случае, если по каким-либо причинам на данное имущество одновременно зарегистрировано право собственности за другим лицом.
Из приведенных выше положений норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что исковые требования могли быть удовлетворены только в случае установления того, что истец, в соответствии с данными ЕГРН, продолжает оставаться собственником и владельцем спорных земельных участков, а право ответчика зарегистрировано незаконно, при этом он не владеет этими участками, вследствие чего к нему не может быть предъявлен иск о признании права отсутствующим и исключении сведений из ЕГРН.
Согласно данным ЕГРН участок не относится к землям лесного фонда. Оснований для их признания относящимися к таковым землям с учетом представленных в дело документов у суда не имеется.
Иного истцом не доказано из материалов дела не следует.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статьи 8, 9 АПК РФ). Доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения (не совершения) ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9, части 1 и 3 статьи 65, часть 1 статьи 66 АПК РФ). Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела документы, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, учитывая пояснения, данные истцом и ответчиком, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд полагает исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к обществу с ограниченной ответственностью «Бородулинское» о признании права собственности отсутствующим не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные издержки наряду с государственной пошлиной включаются в состав судебных расходов.
Из разъяснений, изложенных в пункте 12 Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46, следует, что у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ).
Руководствуясь ст.110, 167-170, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении иска отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья В.А. Махонина