АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
12 мая 2010 года Дело №А60-5567/2010-С9
Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 12 мая 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания судьей Г.Н. Подгорновой рассмотрел в судебном заседании дело по иску государственного учреждения Свердловской области «Синячихинское лесничество» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к закрытому акционерному обществу «Фанком» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 158426 руб. 68 коп.
В судебном заседании участвовали:
от истца: ФИО1, представитель, доверенность от 11.01.2010 г., паспорт;
от ответчика: ФИО2, представитель, доверенность № 37 от 11.01.2010г., паспорт.
Права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Истец просит приобщить к материалам дела дополнительные письменные доказательства. Ходатайство судом удовлетворено. Иных ходатайств не заявлено.
Государственное учреждение Свердловской области «Синячихинское лесничество» просит взыскать с закрытого акционерного общества «Фанком» ущерб, причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в сумме 158426 руб. 68 коп.
Ответчик требования не признал, ссылаясь на нарушения, допущенные истцом в ходе осуществления мероприятий по контролю, на необоснованность применения при исчислении суммы ущерба постановления Правительства РФ от 08.05.2007 г. № 273.
В судебном заседании, начавшемся 06.05.2010 г. в 14 часов 50 минут, был объявлен перерыв до 12.05.2010 г. до 15 часов 50 минут. После перерыва заседание возобновлено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей, суд
УСТАНОВИЛ:
На основании лесорубочных билетов №№ 90, 94 от 21.10.2008 г., выданных в соответствии с договором аренды участков лесного фонда № 2 от 17.05.2005 г., ЗАО «Фанком» на территории Синячихинского лесничества в кварталах №№ 11, 12, 31 осуществляло заготовку древесины способом сплошной рубки. Срок окончания заготовки и вывозки древесины в соответствии с лесорубочными билетами – 31.12.2008 г.
Государственным учреждением Свердловской области «Синячихинское лесничество» по окончании срока действия лесобилетов проведены освидетельствования указанных лесных участков, в ходе которых выявлены следующие нарушения:
- неудовлетворительная очистка мест рубок на площади в 6,5 га.;
- уничтожение подроста на площади в 1,7 га;
Данные нарушения отражены в протоколах освидетельствования мест рубок от 30.09.2009г., составленных, как следует из протоколов, в присутствии представителя ЗАО «Фанком» ФИО3, действовавшего на основании доверенности № 137 от 01.01.2009 г.
По результатам освидетельствований на основании постановления Правительства РФ от 08.05.2007 г. № 273 истец начислил ущерб в общей сумме 158426 руб. 68 коп.
Претензионные письма государственного учреждения Свердловской области «Синячихинское лесничество», врученные ЗАО «Фанком» 02.12.2009г., оставлены обществом без ответов и удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса Российксой Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Частью 1 статьи 96 Лесного кодекса Российксой Федерации (далее ЛК РФ) предусмотрено, что государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных п/п 36 и 37 ст. 81 Кодекса.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26.10.2007 г. № 1046-ПП, указанное Министерство является отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительной власти Свердловской области, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере управления лесными ресурсами, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов на территории Свердловской области.
В силу п. 2 указанного Положения Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению лесными участками, находящимися в государственной собственности Свердловской области.
Согласно п/п 7 п. 9 Положения Министерство осуществляет на территории Свердловской области государственный контроль в сфере охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в части государственного лесного контроля и надзора в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории Свердловской области, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством, а согласно п/п 15 п. 9 предъявляет иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды.
С 01.01.2010г. вступил в силу п. 12 ч.1 ст. 1 Федерального закона от 14.03.2009 г. № 32-ФЗ, которым ст. 96 ЛК РФ дополнена частью 2.1. Согласно указанной норме государственный лесной контроль и надзор могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Кодекса.
В соответствии с п.п. 5,6 ст. 22 Устава ГУСО «Синячихинское лесничество» учреждение имеет права на проведение освидетельствований мест рубок, составление актов по результатам их проведения, начисление неустоек и обращение в суд.
Таким образом, ГУСО «Синячихинское лесничество наделено правом на осуществление лесного контроля.
Согласно ст. 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы для исчисления размера ущерба. Предъявленный к взысканию ущерб в сумме 158426 руб. 68 коп. определен истцом в соответствии с указанным постановлением.
Однако отношения по заготовке древесины по лесорубочным билетам №№ 90, 94 сложились, как указано выше, в рамках договора аренды участков лесного фонда РФ от 12.05.2005 г., пунктом 5.3 которого предусматривалось, что за нарушение лесохозяйственных требований при осуществлении лесопользования с арендатора взыскиваются неустойки в размерах, предусмотренных Правилами отпуска древесины на корню, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 г. № 551 (далее – Правила).
Подпунктом «е» пункта 72 Правил неустойка за повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению в соответствии с лесорубочным билетом или ордером, установлена в размере 3-кратной стоимости создания и выращивания лесных культур до возраста, соответствующего возрасту поврежденного или уничтоженного подроста или лесных культур, определяемой по действующим расчетно-технологическим картам и другим нормативам затрат, в то время как размер ущерба, начисляемого за данное нарушение в соответствии с таксами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.08.2007 г. № 273, составляет 5-кратную стоимость создания уничтоженных лесных культур.
Как видно из лесорубочного билета № 94 от 21.10.2008 г., условие о сохранении подроста в нем отсутствует; не включено требование о сохранении подроста и в технологическую карту разработки лесосеки, копия которой представлена истцом, что, по мнению суда, с учетом указанного в лесобилете способа рубки не позволяет применить к лесозаготовителю ответственность за уничтожение подроста на лесосеке, переданной в рубку по данному лесобилету. Таким образом, следует отказать в удовлетворении требований на сумму 49093 руб. 92 коп., составляющую ущерб за уничтожение подроста на площади в 0,8 га.
Учитывая приведенные выше положения п. 1 ст. 15 ГК РФ, принимая во внимание наличие договорных отношений по аренде участков лесного фонда, суд считает необходимым при взыскании ущерба ограничиться размером, установленным договором.
Таким образом, ущерб в связи с уничтожением подроста и молодняка следует ограничить размером неустойки, что составит 33138 руб. 40 коп. исходя из следующего расчета: 0,9 га х 12273,48 х 3.
Поскольку размер ущерба, исчисленного в связи с ненадлежащей очисткой лесосек в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2007 г. № 273, не превышает размера установленной договором неустойки, суд считает его подлежащим взысканию в полном объеме, то есть в сумме 54102 руб. 10 коп.
Таким образом, всего подлежит взысканию ущерб в сумме 87240 руб. 50 коп., в остальной части в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Доводы ответчика о допущенных учреждением в ходе проведения освидетельствований нарушениях Указаний по освидетельствованию мест рубок…, утвержденных приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 г. № 130, не приняты судом во внимание, поскольку данные нарушения, по мнению суда, на результаты проверок не повлияли. Во всяком случае, доказательств обратного в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ ответчиком не представлено.
Так, составленные по результатам освидетельствований протоколы содержат данные о количестве и объемах нарушений, подписаны всеми лицами, участвовавшими в освидетельствовании. Сроки проведения освидетельствований исходя из характера выявленных нарушений также, по мнению суда, на их результат не повлияли.
Довод ответчика о фиктивности протоколов опровергается, по мнению суда, участием в освидетельствованиях представителя ответчика, расписавшегося в протоколах и тем самым выразившего согласие с количеством и объемом выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Фанком» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 624691, <...>) в доход федерального бюджета ущерб в размере 87240 (восемьдесят семь тысяч двести сорок) руб. 50 коп., а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3167 (три тысячи сто шестьдесят семь) руб. 88 коп. пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
2. В остальной части в удовлетворении требований отказать.
3.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья Г.Н. Подгорнова