ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-56234/14 от 19.02.2015 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д. 4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

19 февраля 2015 года                                                           Дело № А60-56234/2014

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.Б. Мартемьянова рассмотрел в порядке упрощенного производства делопо заявлению Сухоложского городского прокурора Худолеева В.А.

к индивидуальному предпринимателю Шкрябец Александру Николаевичу (ИНН: 663302089372, ОГРНИП: 304663335100031)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной   ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда от 30.12.2014 заявление Сухоложского городского прокурора Худолеева В.А. принято к производству с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства (п. 3 ч. 1 ст. 227 АПК РФ). Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Отводов суду не заявлено.

Сухоложский городской прокурор Худолеев В.А. (далее – заявитель, прокурор) обратился с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Шкрябец Александра Николаевича (далее – заинтересованное лицо, предприниматель) к административной ответственности, предусмотреннойч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заинтересованное лицо факт правонарушения не оспаривает, отзыв (возражений) на заявление не представило.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Как следует из материалов дела, Сухоложской городской прокуратурой 10.12.2014 по заданию прокуратуры Свердловской области совместно с Уральским управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ГИБДД ОМВД по городскому округу Сухой Лог проведена проверка предпринимателя по вопросу соблюдения действующего законодательства при осуществлении деятельности, связанной с перевозкой пассажиров автомобильным транспортом.

В ходе проверки установлено, что предприниматель имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом,оборудованным для перевозок более 8 человек, от 06.12.2012 № АСС-66-077755; ежедневно принадлежащий предпринимателю автобус НК-6120, госномер С 865 РО, совершает междугородние рейсы по маршруту № 771 «г. Сухой Лог –  г. Екатеринбург».

При этом установлен факт осуществления заинтересованным лицом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно,

- путь следования указанного автотранспортного средства (маршрут) и параметры его движения (места остановок) не соответствуют условиям договора перевозки, установленным в технических документах с обязательным соблюдением Правил дорожного движения.

Паспорт маршрута перевозчика (предпринимателя) № 771 в качестве остановочного пункта для посадки пассажиров не предусматривает остановку, расположенную по адресу: г. Сухой Лог, ул. Октябрьская, напротив д. 18, где был выявлен факт посадки пассажиров. Данный остановочный пункт не указан в паспорте маршрута, кроме того он (остановочный пункт) не соответствует требованиям, предъявляемым к остановочным пунктам.

- на момент проверки перевозка пассажиров осуществлялась с нерабочим регистрирующим оборудованием, предназначенным для регистрации режимов движения, труда и отдыха водителей (тахографом);

- предпринимателем не проводятся вводный инструктаж по охране труда; первичный/повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте.

По результатам проверки составлен акт проверки от 10.12.2014.

По факту выявленного нарушения в отношении предпринимателя прокурором вынесено постановление от 15.12.2014 о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена            ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении заинтересованноголица к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, направлены прокурором в арбитражный суд.

Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением(лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 названного Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридическоголица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если данным Кодексом не установлено иное.

В ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» указано, что лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в ч. 3 ст. 1 указанного Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В силу п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение), установлены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров.

В силу подп. «з», «и» п. 4 названного Положения лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются, в том числе, соблюдение лицензиатом требований, установленных         ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать в соответствии с требованиями данного Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Как усматривается из паспорта автобусного маршрута № 771 «г. Сухой Лог – г. Екатеринбург», предприниматель по указанному маршруту осуществляетперевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии с п. 4, 6 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009            № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Согласно            п. 3, 4, 7, 11, 12, 15 данных Правил регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям; расписание составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства; расписание размещается во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, в которых предусмотрена обязательная остановка транспортного средства; остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров по их требованию осуществляется, если: а) пассажир, находящийся в транспортном средстве, заранее уведомит кондуктора или водителя о необходимости остановки транспортного средства в соответствующем остановочном пункте; б) в остановочном пункте имеются лица, ожидающие прибытия транспортного средства; остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров; остановочные пункты, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию, должны иметь надпись «По требованию».

Согласно подп. «к» п. 4.3.3.3 ГОСТ Р «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования» путь следования автотранспортного средства (маршрут) и параметры его движения (расписание, скорость, места остановок и т.п.) должны соответствовать условиям договора перевозки, установленным в технических документах с обязательным соблюдением правил дорожного движения.

Факт посадки пассажиров при движении по маршруту № 771 на остановке, неуказанной в качестве остановочного пункта для посадки пассажиров в паспорте маршрута № 771 «г. Сухой Лог – г. Екатеринбург», подтверждается материалами дела, в частности названным паспортом маршрута, актом проверки от 10.12.2014, объяснениями водителя автобуса, пассажира, и предпринимателем не оспаривается.

Сухоложской городской прокуратурой также установлено, что данный остановочный пункт не соответствует требованиям, предъявляемым к остановочным пунктам.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», приложению № 2 к приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров на междугородних рейсах, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, подлежат оснащению техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами).

В силу п. 3 приложения № 5 к названному приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36, 4.7.6 ГОСТ Р 51709-2001 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» тахографы должны быть работоспособны, метрологически поверены в установленном порядке и опломбированы; после выпуска транспортного средства на линию водитель контролирует работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации.

Факт того, что на момент проверки перевозка пассажиров осуществлялась с нерабочим регистрирующим оборудованием, предназначенным для регистрации режимов движения, труда и отдыха водителей (тахографом) также подтверждается материалами дела и предпринимателем не оспаривается.

В то же время суд считает, что факт того, что предпринимателем проводятся вводный инструктаж по охране труда, первичный/повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте, материалами дела не подтвержден, поскольку данный факт в акте проверки не зафиксирован (фактически вся проверка осуществлялась на остановке; прокурором документы, касающиеся проведения инструктажей, не истребовались).

Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждаются выявленные прокурором нарушения предпринимателем требований действующего законодательства, а именно: остановка (посадка пассажиров) не на остановочном пункте, указанном в паспорте маршрута, перевозка пассажиров с нерабочим тахографом, что, в свою очередь, свидетельствует о нарушении предпринимателем подп. «з», «и» п. 4 Положения.

Следовательно, в действиях предпринимателя имеется событие вмененного ему административного правонарушения.

Из объяснений предпринимателя следует, что он факт нарушений признает.

С учетом изложенного, поскольку доказательств принятия заинтересованным лицом всех зависящих от него мер по недопущению нарушений требований и условий, предусмотренных лицензией, в материалах дела не содержится, суд считает, что в действиях (бездействии) предпринимателя имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Нарушений процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности судом не установлено. Срок давности привлечении к административной ответственности не истек; оснований для применения положений о малозначительности к совершенному предпринимателем правонарушению в данном случае не имеется, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

Учитывая указанные обстоятельства, характер совершенного предпринимателем правонарушения, а также то, что ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение предприниматель не привлекался (доказательств обратного в материалах дела не имеется), суд считает необходимым применить в отношении предпринимателя наказание в виде административного штрафа в пределах минимального размера санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в сумме 3000 руб.

Руководствуясь ст. 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Привлечь индивидуального предпринимателя Шкрябец Александра Николаевича (ИНН: 663302089372, ОГРНИП: 304663335100031; 01.08.1948 года рождения; место рождения: г. Сухой Лог Свердловской области; адрес: 624800, Свердловская область, г. Сухой Лог, ул. Белинского, д. 54в, кв. 8) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 3000 (три тысячи) руб.

Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

УФК по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области)

ИНН: 6658033077

КПП: 665801001

БИК: 046577001

ОКАТО: 65401000000

КБК: 41511690010016000140

р/с 40101810500000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области

Назначение платежа: административный штраф.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

3.Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                       В.Б. Мартемьянов