АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
08 декабря 2021 года Дело №А60-56542/2021
Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2021 года
Полный текст решения изготовлен 08 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Фоминой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Палкиной рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 Ёрибека Жангиевича (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об изменении размера наказания в виде административного штрафа по постановлению №663320210033008 от 06.10.2021,
при участии в судебном заседании
от заявителя: не явились, извещены,
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности № 1 от 11.01.2021.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 Ёрибек Жангиевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо) об изменении размера наказания в виде административного штрафа по постановлению №663320210033008 от 06.10.2021.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 11.11.2021 заявление принято к производству, назначено судебное заседание на 08.12.2021.
01.12.2021 от заинтересованного лица поступил отзыв на заявление.
08.12.2021 в судебное заседание явилось заинтересованное лицо.
Суд в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определил провести судебное заседание в отсутствие заявителя.
Суд в порядке ст. 159 АПК РФ определил приобщить к материалам дела отзыв и материалы административного дела.
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения требования.
Арбитражный суд рассматривает материалы дела по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области 06.10.2021 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №663320210033008 от 06.10.2021, в соответствии с которыми предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.15.25 КоАП РФ в виде штрафа в общем размере 221 541 руб.
Полагая, что данное постановление вынесено заинтересованным лицом незаконно, ИП ФИО1 Ё.Ж. обратился с заявлением в арбитражный суд.
Заявитель просит назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 221 541 руб. в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ снизить ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера.
При рассмотрении спора суд исходит из следующего.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 в период со 02.09.2021 по 17.09.2021 проведена документарная проверка соблюдения валютного законодательства (соблюдение работодателем-резидентом норм статей 13, 14 Закона № 173-ФЗ) в отношении: индивидуального предпринимателя ФИО1 Ёрибека Жангиевича, ИНН <***>. Проверяемый период: с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 Ёрибек Жангиевич (Работодатель) заключил трудовые договоры с гражданами Республики Таджикистан (Работники):
1. Трудовой договор № 18 с иностранным гражданином (обладающим патентом) от 04.03.2020 с Шарипзода Джумабеки Мирзо ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно которому работник принимается на должность - продавец непродовольственных товаров, местом работы работника является магазин «Планета одежды и обуви» но адресу: <...>.
2. Трудовой договор № 19 с иностранным гражданином (обладающим патентом) от 01.06.2020 е ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно которому работник принимается на должность продавец непродовольственных товаров, местом работы работника является магазин «Планета одежды и обуви» по адресу: <...>.
3. Трудовой договор № 20 с иностранным гражданином (обладающим разрешением на временное проживание) от 15.09.2020 с ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно которому работник принимается на должность - продавец непродовольственных товаров, местом работы работника является магазин «Галактика одежды и обуви» по адресу: <...>.
4. Трудовой договор № 22 с иностранным гражданином (обладающим разрешением на временное проживание) от 16.10.2020 с ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно которому работник принимается на должность - продавец непродовольственных товаров, местом работы работника является магазин «Галактика одежды и обуви» по адресу: <...>.
В нарушение части 2, 3 статьи 14 Закона № 173-ФЗ в проверяемом периоде индивидуальный предприниматель ФИО1 Ёрибек Жангиевич, во исполнение заключенных трудовых договоров, выплачивала гражданам Республики Таджикистан: Шарипзода Джумабеки Мирзо, ФИО3 по адресу: <...> и гражданам Республики Таджикистан: ФИО4, ФИО5 по адресу: <...> заработную плату в наличной форме в валюте Российской Федерации по платежным ведомостям в общей сумме 295 388,00 руб.
Данный факт подтверждается платежными ведомостями №3 от 27.01.2020, №5 от 13.02.2020, №7 от 27.02.2020, №9 от 13.03.2020, №11 от 27.03.2020, №13 от 10.04.2020, №16 от 27.04.2020, №18 от 15.05.2020, №21 от 27.05.2020, № 23 от 15.06.2020, №27 от 15.07.2020, №30 от 14.08.2020, №33 от 27.08.2020, №36 от 11.09.2020, №37 от 25.09.2020, №38 от 15.10.2020, №39 от 26.10.2020, №40 от 15.11.2020, №41 от 27.11.2020, №42 от 15.12.2020, № 43 от 28.12.2020.
В соответствии с ответами ОМВД России по городу Сухой Лог на запросы Межрайонной ИФНС России № 19 по Свердловской области о предоставлении запрашиваемой информации граждане Республики Таджикистан: Шарипзода Джумабеки Мирзо, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в проверяемом периоде вида на жительство не имели и для целей валютного регулирования и валютного контроля признавались нерезидентами.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее- Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ) валютные операции между резидентом и нерезидентом осуществляется без ограничений.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением:
1) передачи физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
3) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования либо в качестве выгодоприобретателя наследственного фонда (статья 123.20-3 Гражданского кодекса Российской Федерации);
4) приобретения и отчуждения физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
5) перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
6) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;
7) расчетов физических лиц - резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании при международных перевозках;
8) расчетов, осуществляемых физическими лицами - резидентами в соответствии с частью 6.1 статьи 12 настоящего Федерального закона;
9) перевода без открытия банковского счета физическим лицом - резидентом в пользу нерезидента на территории Российской Федерации, получения физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковского счета на территории Российской Федерации от нерезидента, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать соответственно только ограничение суммы перевода и суммы получения перевода;
10) получения физическими лицами - резидентами наличной иностранной валюты при оплате и (или) возмещении им юридическими лицами - резидентами расходов, связанных со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации, а также погашения такими физическими лицами - резидентами юридическим лицам - резидентам неизрасходованных авансов, выданных в связи со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации.
Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, влечет административную ответственность по ч.1 ст. 15.25 КоАП России.
Объектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП России, выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка.
Объективную сторону совершенного правонарушения образует противоправное действие, выразившееся в осуществлении незаконных валютных операций путем реализации нерезиденту товаров по внешнеэкономическому договору, не являющемуся договором розничной купли - продажи, за наличный расчет, минуя банковские счета.
Факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ подтверждается материалами дела и не опровергнут заявителем.
Доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
У заявителя имелась возможность для соблюдения норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации, однако им не были приняты зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации, что послужило причиной и условием совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении, административным органом не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный в ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, при вынесении оспариваемого постановления соблюден.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, отсутствуют.
Административный орган при назначении наказания руководствовался, тем, что ИП ФИО1 Ё.Ж. является субъектом малого предпринимательства (категория-микропредприятие) с 10.01.2018, согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Ранее ИП ФИО1 Ё.Ж. к административной ответственности не привлекался.
При этом допущенное индивидуальным предпринимателем нарушение посягает на установленный порядок в сфере валютного регулирования, обеспечивающий устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка, а валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение безопасности государства и граждан, включая преодоление оттока капитала, борьбу с коррупцией, теневой и криминальной экономикой (пункты 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, действующей на момент совершения данного административного правонарушения). Указанный документ утратил силу со 02.07.2021 г. в связи с изданием Указа Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
Как считает Инспекция, в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, которые в силу указанных норм КоАП РФ могут являться основанием для замены меры административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение и, как следствие, отсутствуют правовые основания для применения норм статьи 4.1 Л КоАП РФ.
Основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
Арбитражный суд рассматривает заявление ИП ФИО1 Ё.Ж. в рамках заявленных им требований в просительной части заявления.
Согласно ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Принимая во внимание принцип соразмерности наказания совершенному правонарушению, признание факта нарушения предпринимателем, оказания содействия административному органу в рамках дела об административном правонарушении, суд признает возможным уменьшить размер штрафа в два раза.
Таким образом, постановление №663320210033008 от 06.10.2021, принятое Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в части привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 Ёрибека Жангиевича к административной ответственности в виде назначения административного штрафа в размере, превышающем 221 541 руб. следует признать незаконным и изменить в части назначения административного штрафа в размере, превышающем 110 770 руб. 50 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Изменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)№663320210033008 от 06.10.2021 по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 Ёрибека Жангиевича (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения по ч.1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения административного наказания, снизив административный штраф до 110 770 руб. 50 коп.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья И.В. Фомина