ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-57055/16 от 01.02.2017 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

01 февраля 2017 года                                                       Дело №А60-57055/2016

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П.Воронина рассмотрел дело по заявлениюУправления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу (далее - Управление)

к федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610)

о привлечении к административной ответственности.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Отводов суду не заявлено.

Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ФГУП «Почта России») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение лицензионных требований при оказании услуг связи, выразившихся в несоблюдении сроков осуществления почтовых переводов, в неоказании услуг почтовой связи объектом почтовой связи «Екатерининка 624561», т.е. не выполнении оператором почтовой связи качества услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, а именно – пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», статьи 5 абзаца 1 статьи 7, абзацев 2, 3 статьи 14, абзацев 1, 2, 4 статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», подпункта «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 № 234.

Заинтересованное лицо доводы о наличии нарушений таких требований не признает, ссылаясь на недоказанность нарушений, на соблюдение сроков пересылки почтовых переводов, а также на наличие основания для прекращения деятельности отделения почтовой связи в п. Екатерининка, население которого составляет 670 человек, тогда как в силу Приказа Минсвязи СССР от 27.04.1981 № 178 «О введении нормативов развития и размещения в городах и сельской местности сети отделений и пунктов почтовой связи системы Министерства связи СССР» размещение сельских отделений почтовой связи зависит от численности обслуживаемого населения, при этом одно отделение почтовой связи обслуживает 2000 человек; кроме того, считает данное правонарушение малозначительным.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

  Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу в ходе проведенного анализа поступившего из прокуратуры г. Первоуральска в Управление письменного обращения пользователя услуг почтовой связи по факту несвоевременного получения почтовых переводов и обращения ФКУ ЛИУ – 58 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области по факту неоказания услуг почтовой связи объектом почтовой связи «Екатерининка 624561» Краснотурьинского почтамта, сделан вывод о нарушении оператором почтовой связи лицензионных требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», статьей 5, абзацем 1 статьи 7, абзацами 2, 3 статьи 14, абзацами 1, 2, 4 статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», подпунктом «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи.

По данным фактам в отношении ФГУП «Почта России» путем составления протокола № АП-66/3/2988 21.11.2015 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившимся в осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено определение лицензии как специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; под «лицензионными требованиями и условиями» понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Пункт 1 статьи 29 Федерального закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) предусматривает, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

ФГУП «Почта России» имеет лицензию № 108074 от 11.04.2013 на предоставление услуг почтовой связи, сроком действия до 11.04.2018, согласно пункту 5 которой лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату; пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Оказание услуг осуществляется в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Министерством связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234 (далее - ПОУПС).

На основании подпунктов «а» и «в» пункта 46 ПОУПС операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

Как следует из материалов дела, оператором почтовой связи ФГУП «Почта России» на сети почтовой связи не соблюдаются сроки осуществления почтовых переводов денежных средств, что выразилось в том, что на объекте почтовой связи «Первоуральск 623103» бланки почтовых переводов оформляются и отправляются в информационный пункт Первоуральского почтамта с замедлением на 4 – 12 дней, а Первоуральском почтамте также нарушаются сроки обработки переводов, что приводит к замедлению пересылки денежных средств более чем на 10 дней.

ФГУП «Почта России» установлен срок осуществления переводов денежных средств с выплатой наличными (от момента приема перевода до возможности его выплаты), включая день приема, не более 2 дней, который оператором почтовой связи нарушается.

Довод заинтересованного лица о недоказанности данного нарушения, а также о том, что в соответствии с условиями договора от 04.02.2016 № 00664 между ОАО «Первоуральский динасовый завод» (ОАО «Динур») и ФГУП «Почта России» на оказание услуг по приему и обработке почтовых переводов обязанность по пересылке почтовых переводов у оператора почтовой связи возникает лишь с момента поступления в объект почтовой связи оформленных надлежащим образом бланков почтовых переводов и копии платежного поручения, и что  срок осуществления переводов следует исчислять именно с этого момента, подлежит отклонению, поскольку противоречит представленным доказательствам.

Так, в соответствии с ответом УФПС Свердловской области – филиал ФГУП «Почта России» от 08.11.2016 № 1.5.6.2.5.2.2.-10/4280 на запрос Управления о предоставлении информации, отправка денежных переводов в адрес гражданина-получателя денежных средств через ОПС Первоуральск 623103 за август 2016 года осуществлена с нарушением контрольных сроков, в частности, за август 2016 года ОАО «Динур» денежные средства перечислены 10.08.2016, перевод оформлен и отправлен в информационный пункт Первоуральского почтамта 18.08.2016, за сентябрь – 09.09.2016 и 21.09.2016, в октябре – 10.10.2016 и 14.10.2016 соответственно, т.е. с нарушением сроков.

Соблюдение порядка и срока пересылки денежных переводов входит в объем лицензионных требований, установленных названным постановлением Правительства Российской Федерации, в связи с чем нарушение этих сроков образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Помимо этого, Управлением при проверке обращения ФКУ ЛИУ – 58 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области по факту неоказания услуг почтовой связи объектом почтовой связи «Екатерининка 624561» Краснотурьинского почтамта установлено, что данный объект почтовой связи закрыт с 20.06.2012 без согласования с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, т.е. предприятием не был соблюден установленный режим работы объекта почтовой связи, что является нарушением условий, предусмотренных лицензией № 108074 от 11.04.2013, разделом XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87.

Довод заинтересованного лица об отсутствии у него обязанности обеспечивать деятельность объекта почтовой связи в малочисленном населенном пункте, подлежит отклонению.

В соответствии с требованиями пунктов 1 и 2 «Порядка присвоения почтовых индексов объектам почтовой связи организаций федеральной почтовой связи», утвержденного приказом Мининформсвязи РФ от 09.11.2004 № 26 , при принятии организацией федеральной почтовой связи (далее - ОФПС) решений о создании, размещении, изменении режима работы, а также ликвидации объектов почтовой связи, соответствующие документы представляются в Федеральное агентство связи, которое принимает решение о выдаче, изменении или изъятии почтового индекса объекта почтовой связи либо об отказе в осуществлении предлагаемых изменений.

Таким образом, ликвидация объекта почтовой связи должна осуществляться с соблюдение порядка, чем достигается соблюдение утвержденных в установленном порядке нормативов размещения в городах и сельской местности сети отделений и пунктов почтовой связи, что также входит в объем лицензионных требований.

Изменение режима работы объекта почтовой связи повлекло увеличение расходов получателей почтовый отправлений, печатных изданий, поскольку большинство почтовых отправлений доставляются только при оплате дополнительных услуг по доставке, чем нарушаются принципы доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования и что является нарушением пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», подпункта «в» пункта 46 ПОУПС.

Факты выявленных нарушений полностью подтверждены материалами дела и предприятием не опровергнуты, в связи с чем, в действиях ФГУП «Почта России» имеется событие вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ФГУП «Почта России», установленная административным органом, выразилась в том, что у данного юридического лица, допустившего правонарушение, имелась возможность соблюдения условий лицензии, но им не приняты все зависящие от него меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; не обеспечен контроль за соблюдением требований законодательства о лицензировании. При этом указанное лицо в установленном законом порядке не ограничивалось в исполнительной и распорядительной деятельности.

Таким образом, в действиях заинтересованного лица содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, которые препятствовали бы привлечению предприятия к административной ответственности, не имеется, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется, поскольку заинтересованным лицом неоднократно нарушаются условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), что отрицательно характеризует поведение правонарушителя и свидетельствует об отсутствии исключительности обстоятельств совершения правонарушения.

 Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.

         Таким образом, требования Управления о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности подлежат удовлетворению.

         При назначении наказания следует учесть указанные выше обстоятельства совершения правонарушения, последствия в виде снижения качества услуг доступной почтовой связи и нарушение прав пользователей данных услуг, неоднократность привлечения предприятия к административной ответственности за нарушения лицензионных требований, в связи с чем штраф следует определить в размере 35000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные Управлением Роскомнадзора по Уральскому Федеральному округу требования удовлетворить.

2. Привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276; место нахождения (адрес): 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 35000 (тридцать пять тысяч) рублей.

Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:      

Получатель: УФК по Свердловской области (Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу), лицевой счет: 04621А19930; БИК 046577001, счет № 40101810500000010010, Уральское главное управление Центрального банка Российской Федерации (Уральское ГУ Банка России г. Екатеринбург), ИНН 6659107821, КПП 667801001, КБК 09611690040046000140, ОКТМО 65701000, УИН 09600000000003575007.

 Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

3. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru. В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья                                                                                С.П.Воронин