ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-57065/19 от 11.03.2020 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

13 марта 2020 года                                      Дело №А60-57065/2019

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2020 года

Полный текст решения изготовлен 13 марта 2020 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи  Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания А.А. Тихомировой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-57065/2019

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Евро-азиатская инвестиционная компания» (ИНН 6684016423, ОГРН 1146684004004)

к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Ревда, городского округа Дегтярск, Полевского городского округа УНД и ПР  Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий 

о признании недействительным предписания № 4 от 25.06.2019.

третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Территориальное управление Росимущества в Свердловской области

В судебном заседании участвовали:

от заявителя – В.А. Ташланов,  представитель, доверенность  от 21.10.2019, диплом;  А.И.Бекленищева, представитель, доверенность от 02.04.2019, паспорт, диплом;

от заинтересованного лица –   О.А. Заварухин, представитель, доверенность от 13.01.2020, удостоверение;  А.Г. Журавин, представитель, доверенность от 13.01.2020 № 13-15-11,  удостоверение.

от третьих лиц –  не явились, извещены надлежащим образом.

           Объявлен состав суда.  Права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявитель представил дополнительные письменные доказательства. Суд приобщил представленные документы к материалам дела.

         Общество с ограниченной ответственностью «Евро-азиатская инвестиционная компания» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Ревда, городского округа Дегтярск, Полевского городского округа УНД и ПР  Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий  № 4 от 25.06.2019.

         Заинтересованное лицо  просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон,  арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 22.05.2019 № 4 проведена плановая выездная проверка  ООО  «Евро-азиатская инвестиционная компания», расположенного по адресу: Свердловская область, г. Ревда, ул. Клубная, д. 14,  по выполнению установленных требований  в области гражданской обороны.

По результатам проверки органом государственного контроля (надзора) установлены следующие нарушения:

1.У организации отсутствует положение об организации и ведении

гражданской обороны (п.      1       ст.      9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»,  пункт    4    Положения    о гражданской   обороне   в   Российской Федерации,                 утвержденного постановлением            Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804;  пункты 3 - 5 Положения об организации и   ведении   гражданской  обороны   в муниципальных      образованиях      и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам        гражданской        обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных  бедствий  от 14.11.2008 № 687, п. 1 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 № 78;

2.Руководитель организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне, не прошел подготовку (п.    1      ст.     9 Федерального закона № 28-ФЗ;  подп. "а" п. 3, п. 4,   подп.  "г",   "д"   п.   5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны; п.    7    Положения    о гражданской   обороне   в   Российской Федерации; пункт 16.1 Положения об организации и ведении    гражданской    обороны    в муниципальных      образованиях      и организациях; п. 19.2 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 № 78;

3.Не проведены комплексные учения, обеспечивающие подготовку органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации, имеющей опасные производственные объекты, продолжительностью до 2 суток с периодичностью 1 раз в 3 года (п.    1      ст.      9 Федерального закона № 28-ФЗ; подп. "г", "д" п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны; п.   7   Положения    о гражданской   обороне   в   Российской Федерации;  пункт   16.1   Положения   об организации  и  ведении  гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п.п.  2  -  5,  24  Инструкции  по подготовке и проведению учений и тренировок;  п.  21.1   проверочного  листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 № 78

4.Отсутствуют документы, подтверждающие     проведение     в организации командно-штабных учений с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; подп."г", "д" п. 5Положения о подготовке населения в области гражданской обороны; п. 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п.п. 6, 10, 11, 24 Инструкции по подготовке  и проведению учений и тренировок, п. 23 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 №78

5. В организации не проводятся совместные штабные тренировки  (1      ст.      9 Федерального закона № 28-ФЗ;  подп. "г", "д" п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны; пункт 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п.п. 12 - 14, 24 Инструкции по подготовке  и  проведению учений и тренировок

          6.Работник организации, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны не прошел подготовку согласно занимаемой должности

(п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; подп. "а" п. 3, п. 4, подп. "г", "д" пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны;

П. 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п. 5 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны; п. 9 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках)организаций (п. 59.3 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 № 78).

        Защитное сооружение № П12660008443 (ул. Клубная, 14, вместимость 300 человек) ВУ-Шк

        Остальные пункты предписания касаются Защитного сооружения № П12660008443 вместимостью 300 человек и сводятся к следующему (п.п. 7- 23):

7.организацией не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию объекта гражданской обороны (п.      1       ст.      9 Федерального закона N 28-ФЗ;  п.    10    Положения    о гражданской   обороне   в   Российской Федерации; п.п. 2, 3 - 6, 10 - 12 Порядка  создания  убежищ   и  иных объектов гражданской обороны; п. 16.4 Положения об организации и ведении    гражданской    обороны    в муниципальных      образованиях      и организациях, п. 65.2 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от27.02.2018 № 78;

        8. В организации не ведется учет существующего объекта гражданской обороны (п.1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ;  п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны п. 66 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 № 78)

9.В организации отсутствует план мероприятий по: подготовке защитного сооружения гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, техническому обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, текущему и капитальному ремонтам защитного сооружения гражданской обороны (п. 1 ст. 9 Федерального законам 28-ФЗ; п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; Правила          эксплуатации защитных    сооружении    гражданской обороны; п. 16.4 Положения об организации и ведении    гражданской    обороны    в муниципальных      образованиях      и организациях, п. 67 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 N78

10.Организацией не проводятся мероприятия по подготовке защитного сооружения гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, техническому обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, текущему и капитальному ремонтам защитного сооружения гражданской обороны (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; Правила          эксплуатации защитных    сооружений    гражданской обороны; п. 16.4 Положения об организации и ведении    гражданской    обороны    в муниципальных      образованиях      и организациях, п. 68 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 № 78;

11. В организации надлежит оформить журнал  учета защитных соображений гражданской обороны (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п. 2.1, приложение № 5 к Правилам эксплуатации   защитных   сооружений гражданской обороны, п. 69 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 № 78.

12.Имеющийся паспорт защитного сооружения гражданской обороны, не согласован и не заверен организацией-балансодержателем (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях;п.    2.2    Правил    эксплуатации защитных    сооружений    гражданской обороны, п. 71.2 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 № 78;

          13.Организацией при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитных сооружений, условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время, условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п.п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных    сооружений    гражданской обороны, п. 73 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 №78;

            14.Организацией не обеспечено содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению защитных устройств и помещений для укрываемых (п. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ; п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п.п   3.2.3    -    3.2.10    Правил эксплуатации   защитных   сооружении гражданской обороны п. 74.2 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 № 78

         15.Организацией не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению  (п. 1 ст 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п.    3.2.11    -    3.2.25    Правил эксплуатации   защитных   сооружений гражданской обороны, п. 75 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 № 78)

  16.В защитном сооружении гражданской обороны организации отсутствуют: журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, сигнал оповещения гражданской обороны, план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых, план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны, инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию дизельных электростанций, инструкция по противопожарной безопасности, правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы дизельных электростанций, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов) (п. 3.6    Правил    эксплуатации защитных    сооружений    гражданской обороны, п. 77 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 № 78);

17.Организацией не проводятся мероприятия по оценке технического состояния: ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п.п 4.1.1-4.1.7, 4.2.1 - 4.2.6, 4.3.1-4.3.11, 4.4.1 - 4.4.5, 4.5.1 - 4.5.5 Правил эксплуатации   защитных   сооружений гражданской обороны, п. 78 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 № 78);

18.Организацией не производится техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе: планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; п.   16.4  Положения   оборганизации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п.п. 5.1.1 - 5.1.7, 5.2.1 - 5.2.4, 5.3.1 -5.3.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны,

п. 79 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 №78;

19. Организацией не производится планово-предупредительный ремонт технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе: планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения (п.      1      ст.     9 Федерального закона N 28-ФЗ; п.    10    Положения    о гражданской   обороне   в   Российской Федерации; п.   16.4   Положения   об организации  и  ведении  гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п.п. 5.1.1 - 5.1.7, 5.2.1 - 5.2.4, 5.3.1 -5.3.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, п. 80 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 №78;

          20.Организацией не осуществлена подготовка к проведению мероприятий по приведению защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе: отсутствует обозначение защитных сооружений гражданской обороны, маршрут движения укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны, порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми (п.     1       ст.      9 Федерального закона N 28-ФЗ; п.    10    Положения    о гражданской   обороне   в   Российской Федерации; п. 16.4 Положения об организации  и  ведении  гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п.п. 6.1.1 - 6.1.4, 6.2.1 - 6.2.6, 6.3.1 -6.3.6, 6.4.1 - 6.4.5 Правил эксплуатации защитных    сооружений    гражданской обороны, п. 81 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 N 78;

          21.Организацией не созданы звенья для обслуживания защитного сооружения гражданской обороны в мирное время (п.      1       ст.     9 Федерального закона N 28-ФЗ; п.    10    Положения    о гражданской   обороне   в   Российской Федерации; п.   16.4   Положения   об организации   и   ведении   гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п.1.4, схема "А" приложения N 1 Правил      эксплуатации      защитных сооружений гражданской обороны, п. 82 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 №78);

          22.Организацией не создана группа (звено) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны в зависимости от его вместимости для поддержания в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в нем укрываемых (п.      1      ст.      9 Федерального закона № 28-ФЗ; п.    10    Положения    о гражданской   обороне   в   Российской Федерации;

П.   16.4   Положения   об организации  и  ведении  гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п.п. 1.4, схемы "А", "Б", "В", "Г"    приложения    №     1     Правил эксплуатации   защитных   сооружений гражданской обороны; пункт 4 Типового порядка создания нештатных        формирований        по обеспечениювыполнения мероприятий по гражданской обороне, п. 83 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 № 78);

         23.Организацией не обеспечивается постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению, условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время, условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (п.  1       ст.      9 Федерального закона N 28-ФЗ; п. 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; п.п. 2-15 Порядка содержания и использования  защитных  сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства Российской    Федерации    по    делам гражданской  обороны,   чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 № 575, п. 85 проверочного листа (списка контрольных вопросов) к приказу МЧС России от 27.02.2018 №78).

          По результатам проверки заинтересованным лицом вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны  за № 4 от 25.06.2019.

Полагая, что указанное предписание является незаконным, Общество обратилось с заявлением в суд.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

При рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 1 Федерального закона № 28-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 68, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы (пункт 3 названного Положения).

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдают предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом.

Статьей 7 Федерального закона № 28-ФЗ предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В ходе проверки  заинтересованное лицо пришло  к выводу о том, что у организации отсутствует положение об организации и ведении гражданской обороны. Действительно, в соответствии с п. 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, порядок подготовки к ведению гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.

В соответствии с п.п. 3 - 5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 № 687, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).

 План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

  Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.

Подготовка к ведению гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований, а в организациях на основе планов гражданской обороны организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Между тем, Положение об организации и ведении гражданской обороны разработано и утверждено 01.03.2019, находится в пользовании организации.

 Как пояснил заявитель, на момент проведения проверки документ не был представлен контролирующему органу ошибочно, в связи с большим объемом документов, требуемых для представления надзорному органу. Таким образом,  предписание в части п. 1 обязывающего разработать для организации положение об организации и ведения гражданской обороны  следует признать недействительным. Оснований обязывать заявителя исполнять уже фактически исполненную обязанность не имеется, документ представлен в дело и датирован 19.03.2019, то есть оформлен до начала контрольных мероприятий.  

 В ходе проверки также установлено, что руководитель организации, не

отнесенной к категории по гражданской обороне, не прошел подготовку.

 Между тем, в соответствии с подп. "а" п. 3, п. 4, подп. "г", "д" пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны: лица, подлежащие подготовке, подразделяются на следующие группы: а) руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  главы муниципальных образований,  главы местных администраций  и руководители организаций        (далее        именуются        -        руководители). Документов, подтверждающих обучение руководителя организации в ОНД и ПР  не представлено,  следовательно п. 2 предписания является законным и обоснованным. Довод заявителя о том, что подготовка пройдена в ноябре 2019 года не может служить основанием для отмены п.2 предписания, поскольку подготовка осуществляется на основании заявок, которые заявитель должен был заблаговременно подать в соответствующий орган.

Проверкой также установлено, что организацией не проведены комплексные учения, обеспечивающие подготовку органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации, имеющей опасные производственные объекты, продолжительностью до 2 суток с периодичностью 1 раз в 3 года.

В соответствии с подпунктами "г", "д" пункта 5 Положения о подготовке

населения в области гражданской обороны:

разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;

осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;  разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне; организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы; (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 19.04.2017 планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне;

В соответствии с пунктами 2 - 5, 24 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок подготовка органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на комплексных учениях (далее - КУ). КУ продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты. КУ планируются и проводятся в целях: достижения высокой слаженности в работе руководителей организаций, органов управления, формирований и служб при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, восстановления систем жизнеобеспечения и ведения гражданской обороны; совершенствования приемов и способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивого функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного    времени; проверки качества выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, паспортов безопасности территорий муниципальных образований, деклараций безопасности и паспортов безопасности опасных объектов, оценки состояния гражданской обороны, муниципальных и объектовых звеньев единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их фактической готовности к решению задач по предназначению, надежности систем управления, связи и оповещения.

КУ могут быть совмещены с учениями вышестоящих организаций. Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Приказ о проведении комплексных учений составлен в апреле 2019 года, учения запланированы и в плане стоит 2018 год. По сценарию учений должны привлекаться сторонние аварийные организации, однако подтверждающих документов проведения комплексных учений в ОНД и ПР  не представлено.

В ходе проверки установлено отсутствие документы, подтверждающих проведение в организации командно-штабных учений с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов.

В соответствии с подпунктами "г" пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны: г) организации: планируют и проводят учения и тренировки         по     гражданской       обороне.

В соответствии с пунктом 6 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок: подготовка органов управления и сил по достижению слаженности и оперативности в управлении действиями нижестоящих органов управления и сил при проведении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на командно-штабных учениях (далее - КШУ).

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера": Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.

В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера": Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

Документы о проведенных совместных командно-штабных учений заявителем не представлено.

Также в организации не проводятся совместные штабные тренировки.

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.

В соответствии с п. 8  указанного постановления командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

В соответствии с пунктами 12 - 14 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок совершенствование практических навыков органов управления по организации и управлению мероприятиями гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении штабных тренировок (далее -ШТ). ШТ   могут         быть совместные         и раздельные.

Совместные ШТ проводятся с привлечением органов управления и всех

структурных подразделений организации с целью отработки взаимодействия между ними         и       достижения         слаженности       действий.

Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления или отдельными структурными подразделениями организации. Документы о проведенных штабных тренировках в ОНД и ПР заявителем не         представлены.

В ходе проверки установлено, что работник организации, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны не прошел подготовку согласно занимаемой должности.

В соответствии с подп. «г» п. 2, подп. «д» п. 4, п. 5, подп. «б» п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходит, в том числе руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, а также уполномоченных работников -получение дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.

Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.

Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации или курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в учебно- методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.1.2. Приказ МЧС России от 23.05.2017 № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации.

Инженер по охране труда Зыкова Татьяна Федоровна по совместительству назначена уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны (приказ №18-03 от 01.03.2019 года).

Зыкова Татьяна Федоровна трудоустроена в ООО «Евро-азиатская инвестиционная компания» в должности инженер по охране труда и технике безопасности 14 разряда, по совместительству исполняет обязанности уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, работает по совместительству. Имеет соответствующую подготовку и прошла обучение в области гражданской обороны (ПП РФ от 02.11.2000 N 841, Приказа МЧС России от 23.05.2017 N 230), что подтверждается удостоверением № 330 от 05.06.2015 года, выданным начальников УМЦ ГОЧС Свердловской области, по программе подготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в объеме 36 часов, удостоверением № 356 от 07.04.2017 года, выданным начальников УМЦ ГОЧС Свердловской области, по программе подготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны Свердловской областной.

Установленный временной срок прохождения обучения не истек (методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны), в связи с чем, пункт 6 предписания подлежит признанию недействительным.

 Пункты с 7 по 23 предписания касаются нарушений,  выявленных  в отношении принадлежащего заявителю защитного сооружения  №П12660008443 , по ул. Клубная, 14 (г.Ревда).

 Проверкой  установлено, что заявителем не соблюдаются требования  п.      1  ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ;    Положения    о гражданской   обороне   в   Российской Федерации; Положение  об организации  и  ведении  гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

 Оспаривая  предписание  в указанной части, заявитель указывает, что обязанности по соблюдению данных норм у него не имеется, поскольку  обязанность содержать убежище у Общества отсутствует.

 Между тем, проверкой установлено, что 28.10.2014 ООО «Евро-азиатская инвестиционная компания» приобрело в собственность у ООО «Ревдинский хлеб» здание административно-бытового корпуса с пристроем и подвалом. Площадь общая 1955,7кв.м., свидетельство о государственной регистрации права 66 АЖ 678160 от 28.10.2014, расположенное по адресу: г. Ревда, ул. Клубная, 14. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Согласно информации,  размещенной на сайте Росреестра, собственником объекта недвижимости расположенного по адресу: Свердловская область, г. Ревда, ул. Клубная, является ООО «Евро-азиатская инвестиционная компания» с 21.10.2014 № 66-66-18/72/2014-753.

Данный подвал является защитным сооружением, состоит в Главном управлении МЧС России по Свердловской области (инв. №210025-66). Защитное сооружение внесено в государственный реестр Российской Федерации за № П12660008443.

Объекты гражданской обороны отнесены исключительно к федеральной собственности и не подлежат приватизации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994г. №359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» указанное защитное сооружение передано ТУ Россимущества в Свердловской области по договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 09.06.2003 №А-511 ООО Ревдинский хлеб. В последующем ООО «Ревдинский хлеб» продал защитное сооружение (спецподвал) в составе административно - бытового корпуса ООО «Евро-азиатская инвестиционная компания».

ООО «Евро-азиатская инвестиционная компания», являясь собственником данного спецподвала, обязан сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов       по       эксплуатации       защитных       сооружений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, в соответствии с которым в обязанности организаций включено создание в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объектов гражданской обороны, а также обеспечение сохранности существующих объектов гражданской обороны и принятие мер по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию (п. 10). В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (п. 13).

Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утвержденным в целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию ЗС ГО в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам) установлено, что при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность:

защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;

герметизации и гидроизоляции всего сооружения;

инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

 Таким образом, именно на заявителе лежит обязанность    содержать спорное убежище. При таких обстоятельствах,  требования п. 7-23 предписания  являются законными и  обоснованными.

Таким образом, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению – в части п.п. 1, 6  предписания от 25.06.2019 № 4, принятого Отделом надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Ревда, городского округа Дегтярск, Полевского городского округа УНД и ПР  Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.  Заявленные требования удовлетворить частично.

2. Признать недействительными  п.п. 1, 6  предписания от 25.06.2019 № 4, принятогоОтделом надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Ревда, городского округа Дегтярск, Полевского городского округа УНД и ПР  Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области.

3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области  в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Евро-азиатская инвестиционная компания» (ИНН 6684016423, ОГРН 1146684004004) 3000 (три тысячи) руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

4.В удовлетворении заявленных требований  в остальной части отказать.

5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

6.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

7. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта.

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии 371-42-50.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

8. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

  9. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

10. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии (343) 371-42-50.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                        Н.И. Ремезова