АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
18 января 2019 года Дело №А60-57634/2018
Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2019 года
Полный текст решения изготовлен 18 января 2019 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И.Ремезовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Кирьяк рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Фьючер Медиа» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>)
о признании недействительным решения №19 от 05.07.2018,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: ФИО1, представитель, доверенность от 11.01.2018, паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель, доверенность № 144 от 25.12.2018, удостоверение;
от третьего лица: не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда, ходатайств не заявлено.
Закрытое акционерное общество «Фьючер Медиа» (далее- заявитель, ЗАО «Фьючер Медиа») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением и с учетом уточнения просит признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – Свердловское УФАС России, заинтересованное лицо) от 05.07.2018 по делу № 19 в части п. 1 и п. 2 решения, то есть в части установления антимонопольным органом нарушений, допущенных непосредственно ООО «Фьючер Медиа».
Заинтересованное лицо требования не признает, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Третье лицо отзыва не представило.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило обращение МУГИСО о распространении рекламы, в том числе, на рекламных конструкциях, установленных по адресам: ул. Ясная, 2, ул. Ленина 24/8, ул. Радищева, 1, ул. Малышева, 5, то есть, в 2-х километровой зоне от внешних границ стадиона «Екатеринбург Арена», что свидетельствует о наличии признаков нарушения требований ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ « О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конференций FIFA 2017 года и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Закон о Чемпионате мира по футболу).
По результатам рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области вынесено решение по делу № 19 от 09.07.2018.
В соответствии с данным решением реклама, распространяемая с 04.06.2018 на рекламных конструкциях, расположенных в <...> (медиаэкран), ул. Ленина, 24/8 (крышная конструкция (медиаэкран)), ул. Радищева, 1 (медиаэкран), ул. Малышева, 5 (медиаэкран), признана ненадлежащей, как не соответствующей требованиям ч.1 ст. 18 Закона о Чемпионате мира по футболу, поскольку реклама распространена на расстоянии ближе чем две тысячи метров от внешних границ места осуществления спортивных соревнований - стадиона «Екатеринбург-Арена», при отсутствии соответствующего договора с FIFA или уполномоченной организацией FIFA либо письменного согласия FIFA или уполномоченной организации FIFA на осуществление указанной деятельности.
Считая, что названное решение по делу № 19 от 09.07.2018, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, в оспариваемой части является незаконными, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящими заявлениями.
Суд считает, что требования заявителей подлежат удовлетворению в силу следующего.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предметом спора по делам о признании решений и действий незаконными, ненормативного правового акта недействительным является требование, направленное, прежде всего, на исключение последствий, порожденных действием (решением, актом). Следовательно, в рассматриваемом случае, исходя из положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания данного ненормативного правового акта недействительным необходимо соблюдение двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемого решения действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Целями Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1 ФЗ «О рекламе»).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что 04.06.2018 на рекламных конструкциях, размещенных в <...> (медиаэкран), ул. Ленина, 24/8 (крышная конструкция (медиаэкран)), ул. Радищева, 1 (медиаэкран), ул. Малышева, 5 (медиаэкран), то есть на расстоянии ближе, чем две тысячи метров от внешних границ места осуществления спортивных соревнований - стадиона «Екатеринбург-Арена», была распространена информация «Суперсемейка», «Московский театр «Ленком», эксклюзивные показы, «ФИО3, эксклюзивные показы, «Гастроли российских театров, Малый театр».
Информация, размещенная на всех вышеуказанных рекламных конструкциях является рекламой хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также мероприятий (театральных показов, кинопоказа мультфильма), направлена на привлечение внимания к данным объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
В Письме ФАС России от 16.03.2012 №ИА/7867 «О рекламе на дорожных знаках» разъяснено, что к информации, направленной на формирование и поддержание интереса к определенному лицу и его продвижение на рынке относится указание следующей информации о лице: наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя или название торгового предприятия данного лица (независимо от указания вида деятельности), выполненное с использованием товарных знаков, логотипов или иных индивидуализирующих данное лицо обозначений, цветов: контактная информация о лице (почтовый адрес, телефон, адрес сайта, электронной почты и т.п.); характеристика, описание лица, его деятельности,; информация о производимых или реализуемых товарах.
Согласно ч.9 ст.40 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» требования к рекламе, особенности размещения, распространения рекламы в период подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года устанавливаются Законом о Чемпионате мира по футболу.
Согласно ч.1 ст. 18 Закона о Чемпионате мира по футболу в период с наступления даты за один месяц перед датой проведения соответствующего спортивного соревнования до наступления даты, следующей после даты финального матча, а также в период с наступления даты за два дня перед датой предварительной или финальной жеребьевки до наступления даты, следующей после даты окончания соответствующей жеребьевки, размещение, распространение рекламы в местах осуществления мероприятий и на расстоянии ближе чем две тысячи метров от внешних границ мест осуществления спортивных соревнований, а также в воздушном пространстве над такими местами допускаются только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченной организацией FIFA либо получения от FIFA или уполномоченной организации FIFA письменного согласия на осуществление указанной деятельности.
Временной период, о котором идет речь в ч. 1 ст. 18 Закона о подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, установлен с 14.05.2018 (первый футбольный матч в рамках чемпионата мира по футболу состоится 14.06.2018) по 16.07.2018 (15.07.2018 - дата финального матча).
Распространение рекламы на расстоянии ближе чем две тысячи метров от внешних границ места осуществления спортивных соревнований - стадиона «Екатеринбург-Арены» - зафиксировано актами от 04.06.2018, то есть в обозначенный временной период в определенной зоне.
При этом антимонопольный орган указывает, что у ЗАО «Фьючер медиа» осуществляющей распространение рекламы на вышеуказанных рекламных конструкциях отсутствуют договоры с FIFA или уполномоченной организацией FIFA либо письменное согласие FIFA или уполномоченной организации FIFA на осуществление указанной деятельности.
Для регламентирования организации и проведения Кубка Мира ФИФА 2018, Кубка Конфедерации ФИФА 2017 года между Администрацией города Екатеринбурга, международной федерацией футбола (ФИФА) и Автономным некоммерческой организацией «Организационный комитет Россия 2018/2022» (ЛОК) было подписано Соглашение с Принимающим городом, заключенное в 2012 году.
В Администрации города Екатеринбурга вопросы организации мероприятий Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года были отнесены к Комитету по организации значимых общероссийских и международных мероприятий (распоряжение от 12.12.2013 3229-р «Об утверждении Положения о Комитете по организации значимых общероссийских и международных мероприятий Администрации города Екатеринбурга.
14 ноября 2017 года ЗАО «Фьючер Медиа» была подана заявка в адрес Председателя указанного Комитета о согласовании размещения рекламной информации на рекламных конструкциях в границах двух километровой зоны внешних границ места осуществления спортивных соревнований в период с 14 мая 2018 года по 16 июля 2018 года.
Запрос ЗАО «Фьючер Медиа» о возможности размещения рекламной информации на рекламных конструкциях расположенных на расстоянии ближе чем две тысячи метров от внешних границ мест осуществления спортивных соревнований в период с 14 мая 2018 года по 16 июля 2018 года был направлен в АНО «Организационный комитет Россия 2018/2022».
Письмом № 18558-ЛОК-02 от 17.05.2018 АНО «Оргкомитет «Россия - 2018» выражено согласие на размещение рекламы третьих лиц, не являющихся конкурентами коммерческих партнеров FIFA на рекламных конструкциях расположенных в двухкилометровой зоне стадиона «Екатеринбург Арена» в нематчевые дни.
После получения согласия АНО «Оргкомитет «Россия - 2018», выраженного в письме № 18558-ЛОК-02 от 17.05.2018 года ЗАО «Фьючер Медиа» с июня 2018 года возобновило размещение рекламной информации с учетом ограничений, предусмотренных в указанном письме.
АНО «Оргкомитет «Россия - 2018» по согласованию размещения рекламной информации во время проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в адрес УФАС по Свердловской области было направлено письмо № 19668-ЛОК-02 от 28.06.2018 года, в котором указано, что в силу заключенного 20.12.2010 года между Оргкомитетом и Международной федерацией футбольных ассоциаций (FIFA) соглашения «Об организации и проведении соревнований» Оргкомитет назначен FIFA в качестве организации, отвечающую за организацию и проведение соревнований в принимающей стране.
Также, в указанном выше письме было указано, что согласие на размещение рекламной информации на условиях, изложенных в письме № 18558-ЛОК-02 от 17.05.2018 года было получено Оргкомитетом непосредственно у FIFA и только после этого Оргкомитет направил информацию об этом в адрес Администрации города Екатеринбурга.
Таким образом, из материалов дела следует, что заявителем было получено письменное согласие по осуществление указанной деятельности, действия Общества соответствовали условиям ч.1 ст. 18 Закона о Чемпионате мира по футболу, согласно которой в период с наступления даты за один месяц перед датой проведения соответствующего спортивного соревнования до наступления даты, следующей после даты финального матча, а также в период с наступления даты за два дня перед датой предварительной или финальной жеребьевки до наступления даты, следующей после даты окончания соответствующей жеребьевки, размещение, распространение рекламы в местах осуществления мероприятий и на расстоянии ближе чем две тысячи метров от внешних границ мест осуществления спортивных соревнований, а также в воздушном пространстве над такими местами допускаются только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченной организацией FIFA либо получения от FIFA или уполномоченной организации FIFA письменного согласия на осуществление указанной деятельности.
В письме Международной Федерации Футбола (заверенный перевод имеется в материалах дела) указано, что в неигровые дни размещать рекламу разрешено).
При таких обстоятельствах суд полагает, что действия заявителя не образуют нарушения, вменяемого Обществу заинтересованным лицом, поскольку на размещение рекламы на рекламных конструкциях, расположенных на расстоянии ближе чем две тысячи метров от внешних границ мест осуществления спортивных соревнований в отношении рекламных конструкций по ул. Ясная, 2, по ул. Малышева, 5, по пр-т Ленина, 24/8, ул. Радищева, 1, письменное согласие FIFA, а также уполномоченной организации FIFA на размещение рекламной информации, расположенных на торговых центрах в двухкилометровой зоне стадиона «Екатеринбург Арена», в нематчевые дни было получено.
При изложенных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение от 09.07.2018 по делу № 19, принятое Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, в части установления нарушений в действиях ЗАО «Фьючер Медиа» (п.п. 1, 2 решения) в отношении рекламных конструкций по адресам: ул. Ясная, 2, ул. Ленина 24/8, ул. Радищева, 1, ул. Малышева, 5.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Закрытого акционерного общества «Фьючер Медиа» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Закрытого акционерного общества «Фьючер Медиа» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3000 (три тысячи)руб. – в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Возвратить Закрытому акционерному обществу «Фьючер Медиа» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб. Подлинное платежное поручение № 734 от 09.10.2018 остается в материалах дела.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение». В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе «Дополнение».
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья Н.И. Ремезова