ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-58510/15 от 24.02.2016 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

26 февраля 2016 года                                           Дело № А60-58510/2015

Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2016 года

Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2016 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Д.В.Ефимова при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лариной О.В. рассмотрел в предварительном судебном заседании дело по  иску УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ, ЖКХ И СТРОИТЕЛЬСТВА ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (ИНН 6654007380, ОГРН 1026602231380)к Министерству финансов Свердловской Области (ИНН 6661004608, ОГРН 1026605256589)

о взыскании 537000 руб. 00 коп.

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Российская  Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации,

при участии в судебном заседании:

от истца:   Обласова Т.В., представитель по доверенности от15.02.2016,

от ответчика: извещен, представитель не явился.

от третьего лица: извещен,  представитель не явился.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствии представителя ответчика, третьего лица.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к  ответчику о взыскании  537000 руб. 00 коп. убытков.

Представитель ответчика в судебном заседании представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признал, просил в иске отказать.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих  в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

11.09.2012г. Талицким районным судом Свердловской области вынесено заочное решение по делу № 2-543/2012 (мотивированное решение составлено 17.09.2012г.), в соответствии с которым на Управление топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства ТГО  была возложена обязанность предоставить Поповой Л.Л. -законному представителю Попова Максима Сергеевича и членам ее семьи Попову М.С.. Парфенову А.В. жилое помещение на условиях социального найма не ниже установленных социальных норм, действующих на момент предоставления жилья, на трех членов семьи, с учетом права Попова М.С. на дополнительную площадь (с учетом жилой площади, имеющейся в собственности у Поповой Л.Л. в размере 49.7 кв.м.) на территории г. Талица благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Данное решение вступило в законную силу 02.11.2012г.

Попов М.С. - инвалид (категория «ребенок-инвалид»), это подтверждается справкой серии МСЭ-2009 № 0875236 от 06.10.2009. Заключением ВК ГБУЗ СО «Талицкая ЦРБ» от 20.01.2012г. № 123 Попову М.С. установлены диагнозы F 20.00, F 07. которые подтверждают его право на предоставление дополнительной жилой площади в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Наличие вышеуказанного диагноза дает право Попову М.С. на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ.

Решением жилищно-бытовой комиссии Управления городского хозяйства города Талица от 11.02.2009 № 1 Попов М.С. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен во внеочередной список.

Во исполнение вышеуказанного решения Управлением было приобретено жилое помещение по адресу: Свердловская обл.. г. Талица. ул. Ленина, д.88, кв.39, общей площадью 28.70 кв.м.

В соответствии с муниципальным контрактом № 0162300010314000061-01 от 05.10.2014. заключенным истцом (покупатель) с Сенцовой Н.Ф. (продавец), стоимость приобретенного жилого помещения составила 537 000 рублей 00 копеек. Данная сумма перечислена продавцу платежным поручением № 595 от 15.10.2014г.

Распоряжением Управления по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа от 05.11.2014 № 294 квартира № 39 по адресу: Свердловская обл.. г. Талица, ул. Ленина, д.88. зачислена в казну Талицкого городского округа и предоставлена Поповой Л.Л. и ее семье в пользование по договору социального найма № 6 от 24.11.2014г.

В  соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Вступившим в законную силу решением Талицкого районного суда Свердловской области по делу  № 2-543/2012 установлено, что Попов М.С. - инвалид (категория «ребенок-инвалид»), это подтверждается справкой серии МСЭ-2009 № 0875236 от 06.10.2009. Заключением ВК ГБУЗ СО «Талицкая ЦРБ» от 20.01.2012г. № 123 Попову М.С. установлены диагнозы F 20.00, F 07. которые подтверждают его право на предоставление дополнительной жилой площади в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

В силу ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  вступившее в законную силу решение суда  общей юрисдикции  по ранее рассмотренному гражданскому делу  обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных  решением суда общей юрисдикции и имеющих  отношение к лицам, участвующим в деле.

В связи с необходимостью несения расходов по предоставленным льготам при отсутствии их возмещения из соответствующего бюджета, Управление топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа обратилось в арбитражный суд с настоящим иском на основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее - Закон № 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части третьей статьи 17 вышеуказанного закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Федерального закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как указано ранее, статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Положениями ст. 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), а также положениями ст. 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Федерального закона № 131-ФЗ).

Как установлено судом ранее, решением жилищно-бытовой комиссии Управления городского хозяйства города Талица от 11.02.2009 № 1 Попов М.С. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен во внеочередной список.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации - Свердловская область.

Таким образом, субъект Российской Федерации - Свердловская область  обязана возместить истцу расходы на предоставление жилого помещения Попову М.С.

Проанализировав изложенные обстоятельства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании положений ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872 по делу N А60-23078/2014 Арбитражного суда Свердловской области.

В силу предписаний пп.1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ истец и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены, государственная пошлина по делу взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования  удовлетворить.

2. Взыскать со Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области за счет средств казны Свердловской области в пользу Управления топливно-энергетического комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа денежные средства в 537000 руб. 00 коп в возмещение расходов, связанных с выплатой денежных средств на приобретение жилья инвалиду.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                         Д.В.Ефимов