ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-58527/18 от 28.11.2018 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

04 декабря 2018 года                                                    Дело №А60-58527/2018

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2018 года

Полный текст решения изготовлен 04 декабря 2018 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина   при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Н. Глубоковских рассмотрел в судебном заседании дело №А60-58527/2018по  заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «УРАЛ-СТ»  (ИНН 6670463319, ОГРН 1186658004719)

к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о  признании незаконным акта проверки № 29-08-11-642 от 28.09.2018 и  предписания № 29-08-11-642 от 28.09.2018,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности № 03/01 от 01.01.2018;

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности № 29-05-37-76 от 28.04.2018.

          Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено.

ООО «Управляющая жилищная компания «УРАЛ-СТ» обратилась в арбитражный суд с требованием признать незаконными и отменить акт проверки № 29-08-11-642 от 28.09.2018 и  предписание № 29-08-11-642 от 28.09.2018, выданные Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.

В предварительном судебном заседании заявитель уточнил требование и просит признать незаконными и отменить предписание № 29-08-11-642 от 28.09.2018 Департамента в части пунктов № 9, № 10, № 11, ссылаясь на то, что управляющая компания в рамках при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами не обязана содержать внутридворовые дороги и проезды, в связи с чем, возложение на общество оспариваемым предписанием такой обязанности нарушает права и законные интересы управляющей компании и является незаконным.

Департамент представил отзыв с возражениями, считает предписание законным, просит в удовлетворении требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «УЖК «Урал-СТ» обязательных требований, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в части соблюдения требований к содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирных домов по адресу: <...>/А, ул. Мира, д. 1/Б, ул. Мира, д. 1/Г (акт проверки от 28.09.2018 № 29-08-10-642).

 По результатам проверки Департаментом управляющей компании выдано предписание от 28.09.2018 № 29-08-11-642 об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства, пунктами 9, 10 и 11 которогона управляющую компанию возложена обязанность устранить повреждения асфальтового покрытия на внутридворовых проездах жилых домов по ул. Мира, д.1/А, ул. Мира, д. 1/Б, ул. Мира, д. 1/Г.        

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 № 431-ПП, является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля на территории Свердловской области и наделен полномочиями выдавать предписания об устранении нарушений требований законодательства.

 Таким образом, оспариваемое предписание выдано Департаментом в рамках предоставленных полномочий.

Согласно части  2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с пунктом  1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в числе прочего имущества, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Вместе с тем, внутридворовые проезды по адресу: <...>/А, ул. Мира, д. 1/Б, ул. Мира, д. 1/Г, не являются общим имуществом собственников помещений многоквартирных домов и обязанность по их содержанию не может быть возложена на управляющую компанию.

В соответствии с пунктом 11.4 «Сеть улиц и дорог» Свода правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89) (СП 42.13330.2011) улично-дорожную сеть населенных пунктов проектируется в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспорта, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки; в составе улично-дорожной сети выделяются улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы.

         Категории улиц и дорог городов назначаются в соответствии с классификацией, согласно которой внутрикварталъный проезд отнесен к категории «улицы и дороги местного значения», основное назначение дороги - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.

        В соответствии с Правилами дорожного движения понятие «дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения; дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии», «проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств».

         Таким образом, внутриквартальные дороги в г. Екатеринбурге в районе домов д.1/А, д. 1/Б, д. 1/Г по ул. Мира - обустроенная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов.

          В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее  -  Федеральный закон № 257-ФЗ) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления, которое как собственник в соответствии со статьей 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

          В соответствии с пунктом 6 статьи 3 и статьей 15 Федерального закона             № 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

         Согласно статье 12 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а в силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

        Согласно статье 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги подразделяются в зависимости от их значения на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или муниципального значения и автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам не общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользованииисполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

Как усматривается из материалов дела, внутридворовые проезды, проходящие около жилых домов в <...>/А, ул. Мира, д. 1/Б, ул. Мира, д. 1/Г - дорога (дороги), по которой осуществляется проезд транспортных средств к жилым зданиям, расположенным на внутриквартальной территории, т.е. эта дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного крута транспортных средств и пешеходов, из чего следует, что указанные внутриквартальные проезды по классификации, предусмотренной Законом № 257-ФЗ, относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенным для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3 статьи 5 этого Закона).

         В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ  осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

          Аналогичные положения содержат и пункты 3,5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 37 которого местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.        

         Пунктом 6 части 2 статьи 9 Устава муниципального образования «город Екатеринбург» установлено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         Поскольку участки дорог внутриквартальных проездов проходящих в районе домов № 1/А, № 1/Б, № 1/Г по ул. Мира в г. Екатеринбурге, относятся к автомобильным дорогам местного значения, то в силу выше перечисленных правовых норм содержание автомобильных дорог местного значения является обязанностью органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1.2. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (ред. от 27.02.2017) «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме») (далее – Постановление № 290) утверждён минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

         Перечень работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома утвержденный Постановлением № 290  не содержит обязанность управляющей компании по проведению работ по содержанию дорог (ремонту, асфальтированию и т.д.).

        Таким образом, управляющая компания не несет обязанность по содержанию автомобильных дорог, соответственно на ООО «УЖК «Урал-СТ» не может быть возложена обязанность по ремонту указанных внутридворовых проездов.          

          Довод Департамента о том, что такая обязанность следует из пункта 17 приложения 7 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», является не обоснованным, поскольку данным нормативным актом к обязанностям управляющей компании отнесены ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмостки ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников, что, в отличие от внутриквартальных проездов, может входить в состав общего имущества многоквартирных домов.      

           Поскольку Департаментом не установлено и не доказано, что внутридворовые проезды у домов № 1/А, № 1/Б, № 1/Г по ул. Мира в г. Екатеринбурге относятся к общему имуществу этих многоквартирных домов, основания для возложения на ООО «УЖК «Урал-СТ» обязанности по ремонту этих проездов отсутствуют, в связи с чем требования, содержащиеся в пунктах 9,10,11 предписания Департамента от 28.09.2018 № 29-08-11-642 являются незаконными, в связи с чем требование заявителя о признании незаконным предписания в этой части следует удовлетворить.

          Расходы по государственной пошлине в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать незаконными пункты 9, 10 и 11 предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 28.09.2018 № 29-08-11-642 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

3. Взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «УРАЛ-СТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы в размере 3000 рублей.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта.

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                                             С.П. Воронин