ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-58875/2021 от 21.01.2022 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

27 января 2022 года                                           Дело № А60-58875/2021

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2022 года

Полный текст решения изготовлен 27 января 2022 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.А. Малышкиной,  при ведении  протокола судебного заседания секретарем Г.К. Кирпищиковым,  рассмотрел в судебном заседании дело  

по исковому заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТБО "ЭКОСЕРВИС" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о разрешении  разногласий, возникших при заключении договора,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 - паспорт,  ФИО2, представитель  по  доверенности,

от ответчика: ФИО3, представитель по доверенности.

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Истец указал, что ходатайство об объединении дел не поддерживает; суд оснований для объединения также не усматривает ввиду разного состава лиц, участвующих в делах, а также различных фактических обстоятельств.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Истец просит разрешить разногласия с региональным оператором в отношении способа коммерческого учета объема подлежащих вывозу ТКО: спорными являются два пункта договора № 5835/ЮЛ от 24.05.2021, не принятые региональным оператором в редакции истца,  ответчик, в свою очередь,  считает необходимым оставить пункты 15 и 38 в редакции договора (исх. письмо №2079 от 13.09.2021 г.).

 Редакция договора (регионального оператора):

«п. 15 - Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов либо по решению Регионального оператора исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления»;

«п. 38. - Приложения №1 и 2 к настоящему договору является его неотъемлемой частью...», при этом в приложениях указана общая контейнерная площадка и количество единиц расчета

Истцом в адрес ответчика направлен протокол разногласий от 03.09.2021, в котором п. 15 и 38 изложены следующим образом:

«п.15 –   Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», следующим способом: исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления»;

«п. 38. - Приложения №1 и 2 к настоящему договору является его неотъемлемой частью...», при этом в приложениях указан объем контейнера – 0,75 м. 3, и  в качестве места накопления   ТКО – контейнерная площадка, зарегистрированная за ФИО2, с которым у истца заключено соглашение  о совместном использовании и содержании контейнерной площадки от 14.09.2021.

Протокол урегулирования разногласий от 03.09.2021 г. истцом не подписан; письмом от 01.10.2021 г. истец просил ответчика отозвать протокол урегулирования разногласий от 03.09.2021 г., ссылаясь на незаконность отклонения ответчиком способа коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров.

В свою очередь, ответчик письмом исх. №2368 от 05.10.2021 г. уведомил истца об отсутствии оснований для отзыва протокола урегулирования разногласий к договору, а также о том, что истец согласно статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.         

Одновременно с этим ответчик уведомил истца о том, что в соответствии с пунктом 8(15) Правил №1156 - В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.

Отзывая в удовлетворении требований в редакции истца и   принимая доводы регионального оператора, суд исходит из следующего.

ООО «ТБО «Экосервис» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Западной административно-производственной зоны АПО-2, что подтверждается протоколом подведения итогов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по сообщению № 040418/23115044/02 Лот 1.

Между ООО «ТБО «Экоеервис» и Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО от 18.05.2018, началом деятельности регионального оператора является - 01.01.2019 в соответствии с дополнительным соглашением к Соглашению от 18.05.2018.

Таким образом, с 01.01.2019 региональный оператор - ООО «ТБО «Экоеервис» (далее -Общество, региональный оператор, ответчик) приступил к деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в зоне Западного АПО-2.

Образование отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.02.2016 по делу N 309-ЭС15-13978, А07-3169/14).

Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов. Таким образом, истец, ведя свою деятельность, образовывает ТКО, то есть, является отходообразователем -собственником ТКО (ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 17АП-917/2021-ГК Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А60-22378/2020).

В силу пункта 4 статьи 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" (далее - N 89-ФЗ) - Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности...(пункт 1 статьи 24.7. N 89-ФЗ).

Порядок заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила №1156).

В силу пункта 8.4. Правил №1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8.18. Правил №1156).

Таким образом, заключение договора осуществляется как по заявке потребителя, так и по предложению регионального оператора.

С учетом публичного характера договора с региональным оператором, обязательное подписание договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО на бумажном носителе не требуется, соответственно отношения между истцом и ответчиком по оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО фактически сложились с 01.01.2019 г. на основании публичного договора.

04 марта 2021 года от истца в адрес регионального оператора поступила заявка на заключение договора на бумажном носителе.

Из заявки следует, что потребитель осуществляет предпринимательскую деятельность, вид деятельности - промтоварный магазин, площадью 148 кв.м. Также в заявке указано, что вынос ТКО осуществляется в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках (КП); контейнерная площадка является ОБЩЕЙ (т.е. на нее носят отходы и другие потребители, юр. лица, МКД и др.); количество контейнеров на КП - 2 по 0,75 мЗ каждый.

При этом сведения потребителя о том, что объем образованных ТКО составляет 1,5 мЗ, а также о способе коммерческого учета ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО региональным оператором не принимаются, ввиду того, что контейнерная площадка является ОБЩЕЙ (т.е. на нее носят отходы и другие потребители, юр. лица, МКД и др.), в связи с этим, производить коммерческий учет образованных истцом ТКО по количеству и объему контейнеров не представляется возможным (правовые основания к данному выводу изложены ниже).

Таким образом, на основании поступившей от истца заявки, Обществом в порядке пунктов 8(8)-8(10) Правил №1156 направлен истцу проект договора №5835/ЮЛ от 24.05.2021 г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор).

Истец подписал договор с протоколом разногласий от 03.09.2021 г., пункты договора 15,38 были переданы на рассмотрение суду.

Из материалов дела усматривается, что истец предпринимает меры к регистрации собственной контейнерной площадки, однако в настоящее время она отсутствует (не содержится в реестре контейнерных площадок, который уполномочены вести органы местного самоуправления, в частности администрация ГО Ревды).

Однако в надлежащем порядке зарегистрирована площадка ФИО2, в отношении которой в материалы дела представлено соглашение  о совместном использовании и содержании контейнерной площадки от 14.09.2021.

Вместе с тем, учет по «фактическом потреблению» в предложенной истцом редакции нормативно не предусмотрен и не может быть реализован, поскольку региональный оператор не является стороной соглашения и не может вести учет, в том числе выставлять платежные документы в отношении двух лиц, одновременно пользующихся один контейнером на одной контейнерной площадке.

Как пояснил ответчик, в таком случае не представляется возможным определить, какая часть ТКО приходится на истца;  расчет платы исходя из количества и объема контейнеров (то есть по «фактическому потреблению») не может применяться при заданных обстоятельствах, так как переход на такой вариант расчета с истцом возможен при соблюдении двух следующих условий:

1)      при реализации раздельного накопления ТКО;

2)      по решению регионального оператора, если это предусмотрено в заключенном между потребителем и региональным оператором в договоре.

Названные условия для перехода на коммерческий учет ТКО по количеству и объему контейнеров истцом не реализованы, а именно; у истца отсутствует раздельное накопление ТКО.

Согласно пункту 5 Правил №1156 - Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а)      расчетным путем исходя из;

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б)      исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В силу пункта 8 Правил №1156 - При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.

При совокупном толковании пункта 5 и пункта 8 Правил №1156 коммерческий учет исходя из количества и объема контейнеров возможен только при реализации истцом раздельного накопления ТКО.

Кроме того, орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" (абзац 2 пункта 13 (1) Правил №1156).

Согласно Постановлению Правительства от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», потребитель складирует ТКО в контейнеры для накопления ТКО, которые располагаются на контейнерных площадках, соответствующих определённым требованиям:

-        требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

-        правилам благоустройства муниципальных образований, на территории которого находится контейнерная площадка;

-        создание контейнерной площадки должно быть согласовано с органом местного самоуправления, либо контейнерная площадка должна быть создана органом местного самоуправления, контейнерная площадка должна быть включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО, который ведет орган местного самоуправления.

В силу пункта 28 Методических рекомендаций по организации и эксплуатации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Свердловской области, утвержденных приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 22.04.2019 №161 (далее - Приказ №161) для осуществления ТКО исходя из емкости и количества контейнеров необходимо:

1.      Оборудовать контейнерную площадку контейнерами для раздельного накопления ТКО;

2.      Сведения о контейнерной площадке включить в реестр мест (площадок) накопления ТКО

с учетом раздельного накопления ТКО путем направления заявления в орган местного

самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО;

3.      Заключить договор на утилизацию отсортированных из ТКО полезных фракций отходов;

4.      Согласовать решение об оборудовании контейнерной площадки контейнерами для раздельного накопления отдельных видов отходов с региональным оператором;

5.      Привести в соответствие по способу учета ТКО условия договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО в части осуществления учета объема ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.

Таким образом, для произведения расчетов стоимости услуги по обращению с ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления, необходимо, чтобы такая возможность была предусмотрена договором, а также необходимо включить в реестр мест (площадок) накопления ТКО с учетом раздельного накопления ТКО путем направления заявления в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Кроме того, согласно подпункту 2 пункта 30 Приказа №161-При учете ТКО исходя из факта образования расчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО осуществляется: - для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме (при раздельном накоплении ТКО) — с учетом объема контейнеров, вывезенных с контейнерной площадки в расчетный период, установленного единого тарифа на услугу регионального оператора. В случае если одними и       теми же контейнерами пользуется несколько юридических лиц, индивидуальных предпринимателей расчет за коммунальную услугу осуществляется с учетом количества расчетных единиц, в отношении которых установлен норматив накопления ТКО, относящихся к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, использующего контейнерную площадку.

Принимая во внимание указанное положение (подпункт 2 пункта 30 Приказа №161), с учетом сведений из искового заявления - истец для накопления ТКО использует чужую контейнерную площадку, принадлежащую ИП ФИО2 (а не истцу - ФИО1), которая зарегистрирована в реестре контейнерных площадок, расположенных на территории ГО Ревда - 09.09.2021 г., идентификационный номер 2.721.189.

Таким образом, принимая во внимание заявку потребителя на заключение договора с указанием информации об использовании в целях накопления ТКО общей контейнерной площадки (по адресу: ул. Лесная, д.1 г. Ревда), факта отсутствия у истца собственной контейнерной площадки, как следствие, отсутствие регистрации собственной контейнерной площадки (на имя ИП ФИО1) в реестре контейнерных площадок, отсутствие реализации истцом раздельного накопления ТКО, правовые основания к переходу на коммерческий учет, исходя из количества и объема контейнеров, отсутствуют.

Соответственно условия договора по пункту 18 и 38 в редакции протокола разногласий от 03.09.2021 г. к договору Обществом отклонены обоснованно.

Ссылки истца на существующее письмо ФАС России (№ВК/67016/21 от 11.08.2021 г.) являются несостоятельными, ввиду следующего.

ФАС России в разделе 4 письма отмечает: -

«Из вышеизложенного следует, что ограничение по способу коммерческого учета ТКО, предусмотренное пунктом 8 Правил N 505, установлено только для ситуации, когда применяется система раздельного сбора ТКО.

Таким образом, в случае отсутствия раздельного накопления ТКО на территории регионального оператора в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из фактического количества и объема контейнеров для накопления ТКО либо в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.

Иных ограничений на применение одного из способов коммерческого учета подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 указанные правила не содержат.

Сторонами может быть выбран предусмотренный подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 способ коммерческого учета, а именно по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, в случае если контейнеры потребителя и места (площадки) накопления ТКО соответствуют нормам действующего экологического законодательства и внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО.

В решении Верховного суда Российской Федерации от 07.02.2021 N АКПИ20-956 указано, что отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления ТКО позволяет собственнику ТКО осуществлять коммерческий учет ТКО в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета».

Вместе с тем, ответчик указал,  что на территории Свердловской области раздельное накопление ТКО потребителями реализуется успешно, раздельный сбор таких ТКО региональным оператором обеспечен, порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Свердловской области утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 26 декабря 2018 года № 969-ПП «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Свердловской области».

          Таким образом, в настоящее время принятие п. 15,38 в редакции истца не представляется возможным.

Кроме того, подход истца  о том, что обязательное раздельное накопление ТКО для расчета «по факту» предусмотрено только для потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира), а в отношении иных, к которым он себя относит, данное правило не применяется, не влечет удовлетворение его требований, поскольку, как указано выше, метод коммерческого учета по «фактическому потреблению» не может быть реализован при накоплении ТКО на чужой площадке различными потребителями, так как у регионального оператора отсутствует возможность  определить объем ТКО каждого из потребителей.

В то же время  редакция регионального оператора соответствует действующему правовому регулированию: согласно Приложению №1 и №2 к договору объем принимаемых ТКО за месяц определен для истца на основании утвержденных РЭК Свердловской области нормативов накопления ТКО (Постановление РЭК Свердловской области от 30.08.2017 N 77- ПК (ред. от 19.02.2021) "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных

отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования "город Екатеринбург")",  исходя из площади промтоварного магазина истца (147,5 кв.м.) объем принимаемых ТКО в месяц равен 3, 835 мЗ (147, 5 кв.м. *0,026 мЗ).

Цена (размер платы) по договору определена с учетом указанного объема ТКО в месяц (3,835 мЗ) и Единого тарифа регионального оператора, утвержденного РЭК Свердловской области (Постановление РЭК Свердловской области от 05.12.2018 N 200-ПК (ред. от 16.12.2020) "Об установлении региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами долгосрочных параметров регулирования, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования для формирования единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, с использованием метода индексации установленных тарифов и долгосрочных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую потребителям Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, на 2019 - 2021 годы").

Таким образом, каких-либо нарушений по определению объема образуемых истцом ТКО и соответственно размера платы по договору региональным оператором не допущено, в связи с чем указанные пункты договора следует принять в редакции ответчика.

Расходы по уплате госпошлины относятся на истца в порядке ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении исковых требований об урегулировании разногласий в редакции истца отказать.

2. Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора на оказание услуг по обращение с ТКО: изложить п.15,38 договора № 5835/ЮЛ от 24.05.2021 в редакции регионального оператора, содержащейся в протоколе разногласий от 03.09.2021 года.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                         И.А. Малышкина