ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-5893/17 от 24.03.2017 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

27 марта 2017 года                                                      Дело №А60-5893/2017

Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2017 года

Полный текст решения изготовлен 27 марта 2017 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.С. Кукушкиной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Техцентр-С»

к Уральскому управлению Ростехнадзора Федеральной службы  по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании незаконным предписания

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности  от 05.02.2017, паспорт;

от заинтересованного лица – ФИО2, представитель по доверенности № 2-К от 26.12.2016, паспорт.

 Отвода суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью «Техцентр-С» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания № К-6424 от 08.12.2016 года, вынесенного государственным инспектором Уральского управления Ростехнадзора Федеральной службы  по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3.

Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать.

         Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный  суд

УСТАНОВИЛ:

Предписание № К-6424 от 08.12.2016 года  выдано ООО «Техцентр-С» по фактам нарушений, зафиксированным в акте проверки от 08.12.2016 № К-6424.

Оспариваемым предписанием заявителю предписано в срок до 07.03.2017  принять меры по устранению выявленных нарушений, а именно:

- В результатах оценки соответствия, в том числе в дефектных ведомостях, отработавших назначенный срок службы лифтов рег.№№ К-395-Пд, К-396-Пд, К-397-Пд, К-398-Пд, К-399-Пд, К-400-Пд, К-590-Пд, К-726-Пд,К-725-Пд, К-724-Пд, К-723-Пд,К-722-Пд,К-899-Пд, К-897-Пд, К-896-Пд,К-944-Пд, К-943-Пд, К-942-Пд, К-962-Пд, К-1052-Пд, К-1051-Пд, К-1050-Пд, К-1049-Пд от 2014 года не указано, в целях приведения лифтов в соответствии с требованиями TP ТС 011/2011 Технический регламент таможенного союза «Безопасность лифтов», на несоответствие требованиям TPTC011/2011 замков дверей шахты и ловителей, на необходимость замены узлов лифтов согласно приложения «А» ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (привод дверей кабины, верхняя балка двери шахты), условиях возможного продления срока безопасной эксплуатации лифтов. Информация о замене указанных узлов в паспортах лифтов отсутствует.

- Срок службы лифтов после модернизации (5 лет) установлен без учета срока службы не замененных металлоконструкций и механизмов (приводов дверей кабины, верхняя балка двери шахты лифтов), которые устанавливают на основании результатов обследования и расчета остаточного ресурса узлов и механизмов, необходимость замены которых указана в приложении «А» ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты Общие требования безопасности при эксплуатации». Указанные сроки установлены в п. 2.8 протоколов №2 (в том числе № 2016-05-007 от 15.04.2016) «Технический контроль идентификация модернизированного лифта сертификату соответствия» результатов испытаний и измерений, проведенных на лифте, при полном техническом освидетельствовании (после модернизации), выданных ООО «Техцентр-С».

Полагая, что  данное предписание  является незаконным,  ООО «Техцентр-С» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Рассмотрев материалы дела, суд считает, что требования заявителя  удовлетворению не подлежат на основании следующего.

Согласно  ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта и незаконными действий (бездействия) необходима совокупность двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушения указанным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, 22.11.2016г. в Уральское управление Ростехнадзора поступило обращение ООО «Нижневартовсклифт» о том, что органом по сертификации ООО «Техцентр-С» в Едином реестре деклараций о соответствии зарегистрированы 23 декларации о соответствии Техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов» TP ТС 011/2011 23 модернизированных лифтов, отработавших назначенный срок службы. В действительности данные лифты не соответствуют требованиям технического регламента, что ставит под угрозу жизнь и здоровье людей.

В соответствии с распоряжением от 24.11.2016г. №К-6424р в период с 25.11.2016г. по 08.12.2016г. Управлением была проведена внеплановая документарная проверка ООО «Техцентр-С» с целью проверки соблюдения требований Технического регламента ТС «Безопасность лифтов».

В ходе проведения проверки Управлением были запрошены документы о проведении оценки соответствия лифтов, отработавших назначенный срок службы, требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» TP ТС 011/2011 - у ООО «Техцентр-С» и ООО «Новая Волна Курган» как организации, эксплуатирующей 11 из 23 лифтов, указанных в обращении ООО «Нижневартовсклифт».

В результате проверки было выявлено 3 нарушения ООО «Техцентр-С» требований Технического регламента «Безопасность лифтов», ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и ГОСТ Р 53783-2010 «Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации», зафиксированных в акте проверки от 08.12.2016г. №К-6424:

- в результатах оценки соответствия лифтов не указано на несоответствие требованиям технического регламента замков дверей шахты и ловителей;

- срок службы лифтов после модернизации (5 лет), установленный декларациями соответствия, истекает в нарушение п.5.5 ст.6 Технического регламента «Безопасность лифтов» не 15.02.2020г., а до соответствующей даты в 2021 году;

- в протоколе №2 №2016-05-007 от 15.04.2016г. дата следующего технического освидетельствования лифтов установлена на июнь 2017г., что превышает установленный срок 12 месяцев.

Оспаривая предписание, заявитель ссылается на следующие обстоятельства.

В оспариваемом предписании указано, что ООО «Техцентр-С» допустило нарушения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» TP ТС 011/2011, ГОСТа Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации», ГОСТа Р 53783-2010 «Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации». Но данные ГОСТы не входят в область аккредитации испытательной лаборатории ООО «Техцентр-С».

Кроме того, Технический регламент ТС 011/2011 не содержит требований безопасности к замкам дверей шахты лифта и ловителям.

ГОСТ Р 55964-2014 применяется на добровольной основе, отсутствует в перечнях стандартов, обеспечивающих соблюдение требований TP ТС 011/2011, утверждённых решением Комиссии таможенного союза от 18.11.2011г. №824.

ГОСТ Р 53783-2010 «Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации» также отсутствует в указанных выше перечнях и даже в Федеральном информационном фонде стандартов.

Ростехнадзор не имел полномочий на проведение проверки аккредитованного ООО «Техцентр-С» и вынесение в отношении него предписания. Данные полномочия имеет Росаккредитация в соответствии с п.2 ч.2 ст.27 ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28.12.2013г. №412-ФЗ в случае поступления в Росаккредитацию информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства РФ к деятельности аккредитованных лиц, фактах нарушения правил выполнения работ по сертификации и (или) фактах представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений или возможности таких нарушений.

При проведении проверки Управлением были допущены грубые нарушения ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008г. №294-ФЗ: в соответствии с распоряжением №К6424р от 24.11.2016г. была назначена внеплановая документарная проверка на 10 дней до 08.11.2016г., фактически проверка закончилась 08.12.2016г., срок проверки не продлевался. В распоряжении №К6424р от 24.11.2016г. отсутствовал перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. Ростехнадзор 24.11.2016г. направил ООО «Техцентр-С» запрос о предоставлении документов, не связанных с обращением ООО «Нижневартовсклифт» и не указанных в распоряжении о проведении проверки.

Согласно ст. 5 «Обеспечение соответствия требованиям безопасности» TP ТС 011/2011 соответствие лифтов и устройств безопасности лифтов техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственнолибо выполнением требований взаимосвязанныхс техническим регламентом Таможенного союза стандартов.

Возражая на требования заявителя, заинтересованное лицо ссылается на следующее.

Уральское управление Ростехнадзора в ходе документарной проверки в период с 24.11.2016г. по 08.12.2016г. не проверяло аккредитованное лицо -испытательную лабораторию ООО «Техцентр-С» - на соответствие его требованиям законодательства РФ к деятельности аккредитованных лиц. Для целей данной проверки (проверка соблюдения ООО «Техцентр-С» установленных TP ТС 011/2011 требований безопасности для устранения угрозы жизни и здоровью людей) области аккредитации испытательной лаборатории проверяемого лица не имели значения. При проведении проверки в период с 24.11.2016г. по 08.12.2016г. аккредитация ООО «Техцентр-С» как органа сертификации вообще была приостановлена с 26.08.2016г. по 30.01.2017г. согласно сведениям Национальной части единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме.

Технический регламент ТС 011/2011 вопреки доводам ООО «Техцентр-С» прямо устанавливает требования безопасности к замкам дверей шахты лифта и ловителям, что ему необходимо было учесть при проведении оценки соответствия лифтов требованиям TP ТС 011/2011:

замок двери шахты - автоматическое устройство, предназначенное для запирания двери шахты (ст.2 TP ТС 011/2011);

ловители - устройство, предназначенное для остановки и удержания кабины (противовеса) на направляющих при превышении установленной величины скорости и (или) при обрыве тяговых элементов (ст.2 TP ТС 011/2011).

Пунктом 1 ст. 6 TP ТС 011/2011 установлено, что подтверждение соответствия лифта и устройств безопасности лифта, указанных в приложении 2, требованиям технического регламента осуществляется в форме обязательной сертификацииперед выпуском их в обращение на территории государств - членов Таможенного союза.

В перечень устройств безопасности лифтов, указанных в приложении 2 TP ТС 011/2011 указаны замок двери шахты (п.3) и ловители (п.4).

Указанные в жалобе лифты не оборудованы сертифицированными замками и ловителями, так как были введены в эксплуатацию до вступления в силу TP ТС 011/2011 (15.02.2013г.).

Следовательно, они должны быть в соответствии с п.5.5 TP ТС 011/2011 приведены в соответствие с требованиями этого технического регламента в срок, не превышающий 7 лет с даты вступления его в силу (до 15.02.2020г.).

ГОСТ Р 55964-2014 действительно применяется на добровольной основе, отсутствует в перечнях стандартов, обеспечивающих соблюдение требований TP ТС 011/2011, утверждённых решением Комиссии таможенного союза от 18.11.2011г. №824, поскольку введён в действие 01.09.2014г. после принятия технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» в 2011г. Но в п.4 Предисловия к ГОСТу указано, что данный стандарт может быть применён на добровольной основе для соблюдения требований TP ТС «Безопасность лифтов». Таким образом, ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» является взаимозависимым с TP ТС 011/2011 и обеспечивает выполнение требований безопасности, установленных техническим регламентом.

ГОСТ Р 53783-2010 «Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации» (в акте Управления №К6424 от 08.12.2016г. опечатка 53183-2010 вместо 53783-2010) входит в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применений и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (перечень утверждён решением Комиссии таможенного союза от 18.10.2011 г. №824).

Доводы ООО «Техцентр-С» об отсутствии у Уральского управления Ростехнадзора   полномочий   по   проведению   в   отношении   него как аккредитованного лица внеплановой документарной проверки основаны на неправильном толковании действующего законодательства.

В соответствии с пп. «в» п.1 постановления Правительства РФ от 13.05.2013г. №407 государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов на стадии эксплуатации осуществляется Ростехнадзором.

Внеплановая документарная проверка ООО «Техцентр-С» была проведена в соответствии с пп. «а» п.2 ч.2 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008г. №294-ФЗ: поступление в Управление информации (обращение ООО «Нижневартовсклифт») об угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей в связи с нарушениями требований TP ТС «Безопасность лифтов» при проведении ООО «Техцентр-С» оценки соответствия 23 лифтов требованиям безопасности, установленных этим техническим регламентом.

Предметом внеплановой проверки Росаккредитацией аккредитованных лиц является согласно статье 27 ФЗ-412 соответствие аккредитованного лица требованиям законодательства РФ к деятельности аккредитованных лиц.

Предмет оспариваемой проверки сформулирован в п.6 распоряжения Управления от 24.11.2016г. №К-6424р: соблюдение обязательных требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».

Таким образом, должностные лица Управления провели внеплановую документарную проверку в соответствии с пп. «а» п.2 ч.2 ст. 10 ФЗ-294 и постановлением Правительства РФ от 13.05.2013г. №407, а не в соответствии с п.2 ч.2 ст.27 ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28.12.2013г. №412-ФЗ.

В соответствии с п.7 распоряжения №К6424р от 24.11.2016г. срок внеплановой документарной проверки - не более 10 рабочих дней с 25.11.2016г. до 08.12.2016г. В последний день проверки 08.12.2016г. были составлены и вручены ООО «Техцентр-С» акт проверки и предписание №К6424 от 08.12.2016г. Срок проверки составил 10 рабочих дней, продления срока проверки не требовалось, нарушения ст.11 и ст. 14 ФЗ-294 отсутствуют.

Частью 3 ст. 11 ФЗ-294 установлено, что в процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора).

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований, орган государственного контроля (надзора) направляет в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении документарной проверки (ч.4 ст. 11 ФЗ-294).

Положения ч.4 ст. 11 ФЗ-294 указаны в п. 11 распоряжения Управления о проведении внеплановой документарной проверки от 24.11.2016г. №К6242р. После изучения имеющихся в распоряжении Управления документов был сделан запрос от 24.11.2016г. №20-00-10/14185 в ООО «Техцентр-С» о предоставлении документов, необходимых для достижения целей и задач проверки, с приложением копии указанного распоряжения.

Таким образом, должностные лица Управления при проведении внеплановой документарной проверки ООО «Техцентр-С» действовали в соответствии с требованиями ст.11 ФЗ-294.

Кроме того, как пояснил представитель заинтересованного лица,  после устного извещения 23.11.2016г. Управлением ООО «Техцентр-С» о получении обращения ООО «Нижневартовсклифт» и необходимости подготовить соответствующие документы ООО «Техцентр-С» 23 ноября 2016г. были отменены все 23 декларации соответствия, указанные в обращении ООО «Нижневартовсклифт», в протоколе №2 от 15.04.2016г. (п.3 нарушений) дата следующего технического освидетельствования лифта (06.2017г.) была исправлена на надлежащую (04.2017г.). Однако это было исправлено только в протоколе №2, хранящемся в ООО «Техцентр-С». В экземпляре протокола №2, представленном в Управление ООО «Новая Волна Курган», по-прежнему была указана дата (06.2017), нарушающая 12-месячный срок, установленный п.4 ст.6 TP ТС 011/2011.

Эксплуатирующими организациями были заключены договоры со специализированными организациями АО «Курганлифт» и ООО «Лифтсервис-М» на техническое обслуживание лифтов. В период с 2011 по 2014г.г. ООО «Техцентр-С» были проведены обследования лифтов и выданы эксплуатирующим и специализированным организациям дефектные ведомости, указывающие нарушения требований безопасности при эксплуатации лифтов. В 2016г. специализированные организации провели модернизацию лифтов, устранив нарушения, указанные в дефектных ведомостях. ООО «Техцентр-С» в 2016г. на основании заявлений специализированных организаций была проведена оценка соответствия 23 лифтов, отработавших назначенный срок службы.

В 2016 г. по результатам проведения оценки соответствия 23 лифтов, отработавших назначенный срок службы, требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ООО «Техцентр-С» были выданы эксплуатирующим организациям 23 декларации соответствия этих лифтов требованиям TP ТС «Безопасность лифтов» на 5 лет со сроком действия до соответствующей даты 2021г., нарушающим требования п.5.5 TP ТС 011/2011 (7 лет с даты вступления регламента в силу - 15.02.2020г.).

В период с 09.12.2016г. по 28.12.2016г. ООО «Техцентр-С» были выданы эксплуатирующим организациям взамен отменённых 23.11.2016г. деклараций соответствия лифтов требованиям TP ТС 011/2011 заключения по результатам обследования лифтов, отработавших назначенный срок службы. Во всех заключениях указано, что лифты не соответствуют требованиям безопасности, установленным TP ТС 011/2011. Также в заключениях указано, что выявленные несоответствия необходимо устранить до 15.02.2020г., для чего рекомендовано заменить лифты на новые - отечественного или импортного производства. Данные заключения полностью устранили нарушения, выявленные Уральским управлением Ростехнадзора при проведении внеплановой документарной проверки ООО «Техцентр-С».

В период с 07.03.2017г. по 09.03.2017г. Уральским управлением Ростехнадзора была проведена внеплановая документарная проверка выполнения ООО «Техцентр-С» оспариваемого предписания. Актом проверки от 09.03.2017г. №К-974 установлено выполнение ООО «Техцентр-С» предписания Управления от 08.12.2016г. №К6424.

С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                    Н.ФИО4