ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-59768/20 от 02.03.2021 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

03 марта 2021 года                                      Дело №А60-59768/2020

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2021 года

Полный текст решения изготовлен 03 марта 2021 года

          Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи  Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Я.Р. Хасановой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-59768/2020 по заявлению Администрации городского округа Верхняя Пышма (ИНН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании решения и предписания от 28.08.2020 №066/01/18.1-3460/2020,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>)

В судебном заседании участвовали:

от заявителя – ФИО2, представитель, доверенность  от 11.01.2021 № 01-01-24/1, паспорт, диплом;

от заинтересованного лица –  ФИО3, представитель,  доверенность от 20.02.2021 № 210, удостоверение, диплом;

от третьего лица- ФИО4, представитель, доверенность 66АА6231803 от 19.08.2020, паспорт.

Объявлен состав суда. Права и обязанности разъяснены.  Отводов суду  не заявлено.   Третье лицо представило отзыв.  Суд приобщил документы к материалам дела.

Администрация городского округа Верхняя Пышма обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании недействительным решения и предписания от 28.08.2020 №066/01/18.1-3460/2020.

Заинтересованное лицо  требования не признало.

Третье лицо поддерживает позицию Свердловское УФАС России, представлен отзыв.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

В Управление поступила жалобаиндивидуального предпринимателя ФИО1 (вх. № 01-22769 от 20.08.2020) на действия (бездействие) уполномоченного органа в лице Администрации ГО Верхняя Пышма в рамках деятельности Управления архитектуры и градостроительства, совершенные при осуществлении процедуры, включенной в п. 57 Исчерпывающего перечня процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2017 № 346) и выразившиеся в предъявлении к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, при отказе во внесении изменений в разрешение на строительство объекта: Складское здание со встроенной газовой котельной, расположенное по адресу: <...>

По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом вынесены решение и предписание антимонопольного органа от 28.08.2020 по жалобе №066/01/18.1-3460/2020.

Согласно решению жалоба ИП ФИО1 в части предъявления требования о предоставлении технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения признана обоснованной, в остальной части – необоснованной, уполномоченный орган в лице Администрации городского округа Верхняя Пышма признан нарушившим ч. 10 ст. 51 ГрК РФ, п. 33 Административного регламента № 202, что выразилось в предъявлении к документам требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ. Предписанием уполномоченному органу в лице Администрации городского округа Верхняя Пышма предложено в течение 5 рабочих дней со дня его получения принять все зависящие от него меры по исключению из причин отказа, содержащихся  в письме  Администрации  городского округа Верхняя Пышма  (исх. № 779 от 13.08.2020) пункта 3.

Не согласившись с решением и  предписанием,  Администрация городского округа Верхняя Пышма обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Как следует из материалов дела, 18.05.2020 ИП ФИО1 обратился в Администрацию ГО Верхняя Пышма с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство объекта «Складское здание со встроенной газовой котельной по адресу: Свердловская область, городского округ Верхняя Пышма, ул. Петрова, 3». Администрацией ГО Верхняя Пышма подготовлено решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство (исх. № 502 от 29.05.2020).

Правительство Российской Федерации  в соответствии с ч. 2 ст. 6 ГрК РФ утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.

Постановлением правительства Российской Федерации  от 28.03.2017 № 346 в соответствии с ч. 2 ст. 6 ГрК РФ утвержден Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения (далее - Исчерпывающий перечень № 346), который вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления, то есть 30.09.2017.

К процедурам, связанным с осуществлением строительства, реконструкции объектов капитального строительства нежилого назначения согласно п. 57 Исчерпывающего перечня № 346 относится внесение изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство).

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с ч. 2 ст. 51 ГрК РФ осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Под разрешением на строительство в ч. 1 ст. 51 ГрК РФ понимается документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ).

Порядок выдачи разрешений на строительство, в том числе внесения изменений в разрешение на строительство объектов капитального строительства регулируется Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на территории городского округа Верхняя Пышма» (утв. Постановлением Администрации ГО Верхняя Пышма от 26.02.2019 № 202, далее - Административный регламент № 202).

Пунктом 54 Административного регламента № 202 установлен перечень административных процедур: прием заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;         рассмотрение уведомления, заявления и документов;        формирование и направление межведомственного запроса в органы (организации), участвующие в предоставлении муниципальной услуги;подготовка уведомления, разрешения, внесение изменений в разрешение на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в виде отдельного документа либо уведомления о несоответствии объекта, письменного отказа в предоставлении муниципальной услуги; выдача (направление) результата предоставления муниципальной услуги.

Согласно письму Администрации ГО Верхняя Пышма (исх. № 779 от 13.08.2020) основаниями отказа в во внесение изменений в разрешение на строительство послужили: пункт 3 ч. 21.15 ст. 51 ГрК РФ - несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи. При этом градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, а именно:

В случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В порядке межведомственного взаимодействия установлено, ГПЗУ на вновь образованный земельный участок получено не было. Ранее выданный ГПЗУ, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков.

ИП ФИО1 указывает на то, что, применяя данную норму, уполномоченный орган проигнорировал тот факт, что положения ч. 21.7 ст. 51 ГрК РФ относятся исключительно к случаям образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков. В ситуации с земельным участком с кадастровым № 66:36:0107002:177 следует руководствоваться положением ч. 21.6 ст. 51 ГрК РФ, поскольку земельный участок с кадастровым № 66:36:0107002:177 был образован путем объединения земельных участков с кадастровыми №№ 66:36:0107002:140 и 66:36:0107002:8 в марте 2020 года. О переходе к ИП ФИО1 прав собственности на земельный участок с кадастровым № 66:36:0107002:8 уполномоченный орган был уведомлен. Земельный участок с кадастровым № 66:36:0107002:140 находится на праве собственности у ИП ФИО1

Частью 10 ст. 51 ГрК РФ установлено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов.

Не допускается требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги (п. 33 Административного регламента № 202).

Согласно ч. 21.14 ст. 51 ГрК РФ в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик в силу п. 2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагается ГПЗУ, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.

Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в п.п. 1 - 5, ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, запрашиваются органами, указанными в абз. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно. По межведомственным запросам органов, указанных в абз. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса (ч. 7.1 ГрК РФ).

Вместе с тем, поскольку уполномоченный орган в письме (исх. № 779 от 13.08.2020) не предъявлял требование о предоставлении ГПЗУ, постольку Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода. При этом ссылка в отказе на ч. 21.7 ст. 51 ГрК РФ не может рассматриваться, как требование образовать земельный участок путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков.

Согласно п. 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской от 16.02.2008 № 87 указанные документы должны быть приложены к пояснительной записке проектной документации, а именно к текстовой части Раздела 1 «Пояснительная записка» в полном объеме.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство установлен ч. 21.15 ст. 51 ГрК РФ, одним из которых является отсутствие документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (п. 1). При этом по указанному основанию уполномоченный орган не отказывал во внесении соответствующих изменений, поскольку в отказе в качестве основания указан именно и только п. 3 ч. 21.15 ст. 51 ГрК РФ, то есть  несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи.

На основании изложенного, суд считает, что в действиях Администрации присутствовали нарушения ч. 10 ст. 51 ГрК РФ, а также п. 33 Административного регламента № 202, выразившегося в предъявлении к документам требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Таким образом, оспариваемое решение, а также выданное на его основании предписание являются законными и обоснованными.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

        1.В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

 3.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                        Н.И. Ремезова