ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-6003/09 от 03.04.2009 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

10 апреля 2009г. Дело № А60-6003/2009-С2

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2009г.

Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2009г.

  Арбитражный суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи О. В. Абозновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей О. В. Абозновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

  Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе

к Открытому акционерному обществу «Группа ЛСР»

третье лицо: Открытое акционерное общество «Завод железобетонных изделий «Бетфор»

об обязании приведения обязательного предложения в соответствии требованиями закона,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 представитель по доверенности №13 от 24.03.2009г.

от ответчика: ФИО2 представитель по доверенности №6 от 20.03.2009г.

от третьего лица: извещен, не явился

Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явился. Заявление рассматривается в порядке, установленном ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в его отсутствие, по имеющимся материалам.

Разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе обратилось с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу «Группа ЛСР» третье лицо: Открытое акционерное общество «Завод железобетонных изделий «Бетфор» об обязании Открытого акционерного общества «Группа ЛСР» привести обязательное предложение Открытого акционерного общества «Группа ЛСР» о приобретении ценных бумаг Открытого акционерного общества «Завод железобетонных изделий «Бетфор» в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах путем представления в РО ФСФР России в УрФО обязательного предложения о приобретении акций Открытого акционерного общества «Завод железобетонных изделий «Бетфор», соответствующего требованиям Закона об акционерных обществах и направления в адрес Открытого акционерного общества «Завод железобетонных изделий «Бетфор» обязательного предложения о приобретении акций Открытого акционерного общества «Завод железобетонных изделий «Бетфор» », соответствующего требованиям Закона об акционерных обществах.

Ответчик исковые требования не признал, указав, что порядок определения цены приобретаемых акций установлен п.4 ст.84.2 ФЗ «Об Акционерных обществах».

Предлагаемая цена приобретения одной акции ОАО «Бетфор» - не ниже ее рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком - Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «ОРБИТА», в размере 4 200 руб. Также предлагаемая цена приобретения одной акции - не ниже наибольшей цены, по которой в течение шести месяцев, предшествующих дате направления в ОАО «Бетфор» Обязательного предложения, ОАО «Группа ЛСР» или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести соответствующие акции ОАО «Бетфор», поскольку аффилированное лицо ОАО «Группа ЛСР» - ООО «УК «ЛСР Урал» осуществляло многократные приобретения акций ОАО «Бетфор» (более ста сделок) по цене от 900 рублей до 5000 рублей за одну акцию. Наибольшая цена приобретения одной акции ОАО «Бетфор» в размере 5000 руб. была установлена договором купли-продажи ценных бумаг от 17.07.2008г., заключенного между ООО «УК «НОВА-ГРУПП» и ФИО3

Таким образом, руководствуясь положениями п.4 ст.84.2 ФЗ «Об Акционерных обществах», ответчик правомерно установил цену выкупа 1 акции ОАО «Бетфор» в рамках обязательного предложения в размере 5000 рублей.

Кроме того, ответчик указал, что на момент подачи иска истец обладал в отношении ответчика полным объёмом принудительно-властных правомочий, предусмотренных законом, и фактически реализовывал данные правомочий путём направления ответчику соответствующих предписаний.

Кроме того, поскольку исковое заявление не содержит конкретных сведений о том, в чем именно выражается нарушение публичных интересов со стороны ответчика, ответчик полагает, что истец обратился в суд с настоящим иском не в защиту публичных интересов, а в защиту прав акционеров ОАО «Бетфор» на отчуждение акций по цене, соответствующей требованиям закона.

Истец в судебное заседание 03.04.2009г. представил дополнение к отзыву, в котором указал возражения на отзыв ответчика.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Согласно п .1 ст. 84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение).

Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в открытое общество.

ОАО «Группа ЛСР» 02.10.2008г. представило в РО ФСФР в Уральском федеральном округе обязательное предложение о приобретение ценных бумаг ОАО «Завод железобетонных изделий «Бетфор».

Согласно абз. 6 п. 2 ст. 84.2, в обязательном предложении должна быть указана предлагаемая цена приобретаемых ценных бумаг или порядок ее определения (с учетом требований абзаца шестого пункта 2 статьи 84.1 настоящего Федерального закона), а также ее обоснование, в том числе сведения о соответствии предлагаемой цены приобретаемых ценных бумаг требованиям пункта 4 статьи. Как следует из представленного в материалы дела предложения, предлагаемая ответчиком цена за одну обыкновенную именную бездокументарную акцию ОАО «Бетфор» составила 5000 руб.

Вместе с тем, согласно ст. 84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах» в случае, если ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг или обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг менее чем шесть месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги).

Если в течение шести месяцев, предшествующих дате направления в открытое общество обязательного предложения, лицо, направившее обязательное предложение, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести соответствующие ценные бумаги, цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже наибольшей цены, по которой указанные лица приобрели или приняли на себя обязанность приобрести эти ценные бумаги.

В обоснование предлагаемой цены, ответчик в обязательном предложении указал, что цена приобретения определена из расчета наибольшей цены совершения последней сделки (5000 руб.), по которой в течении шести месяцев, предшествующих дате направления настоящего обязательного предложения, аффилированное лицо ОАО «Группа ЛСР» - ООО «УК «ЛСР Урал» приобрело приобретаемые на основании настоящего обязательного предложения, с учетом того, что ценные бумаги ОАО «Бетфор» не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, принимая также во внимание, что цена, определенная независимым оценщиком - ООО НПП «Орбита», составила 4200 руб.

В случае определения рыночной стоимости ценных бумаг независимым оценщиком к обязательному предложению, направляемому в открытое общество, должна прилагаться копия отчета независимого оценщика о рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг (ст. 84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Как следует из представленного заключения, объектом оценки являлась одна именная обыкновенная акция ОАО «Бетфор» в составе миноритарного пакета. Стоимость одной акции в указанном пакете составила 4200 руб.

Вместе с тем, Федеральным законом «Об акционерных обществах» предусмотрено, что оценке подлежит рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги). При этом закон не указывает, в каком миноритарном, либо мажоритарном пакете находится оцениваемая акция, также закон не предусматривает учет в расчете стоимости одной акции скидок на недостаток контроля и недостаток ликвидности, как это указано в расчете оценщика.

Согласно отчету об оценке, величина рыночной стоимости одной именной обыкновенной акции ОАО «Бетфор» в составе 100% пакета составила 6997 руб.

На основании изложенного, суд счел, что обязательное предложение ОАО «Группа ЛСР» о приобретении ценных бумаг ОАО «Завод железобетонных изделий «Бетфор» не соответствует требованиям, установленным в законе. Установленные законом требования относительно определения выкупной цены акций, не обращающихся на торгах, основаны на определении их справедливой, т.е. рыночной цены. При этом, как полагает суд, безосновательно исходить при определении цены выкупа из стоимости одной акции именно в составе миноритарного пакета. Закон предусматривает определение рыночной стоимости одной акции, соответственно при оценке должна определяться именно ее рыночная стоимость, независимо от того, в составе какого пакета - миноритарного или мажоритарного, данная акция приобретается.

Возражения ответчика относительно того, что им определена цена акций в соответствии с п. 4 ст. 84.2, а именно не ниже наибольшей цены, по которой в течении шести месяцев, предшествующих дате направления в ОАО «Бетфор» обязательного предложения, ОАО «Группа ЛСР» или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести соответствующие акции ОАО «Бетфор» - 5000 руб., судом отклоняются, поскольку из смысла положений указанной выше статьи следует, что при наличии заключения оценщика о стоимости одной акции, данное правило не применяется. Выкуп акций не может производиться по цене ниже наибольшей цены, по которой приобретены ценные бумаги, но в том случае, если на момент направления обязательного предложения их рыночная стоимость выше, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (ст. 84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Возражения ответчика относительно того, что истец не имеет права на предъявление заявленных требований, также подлежат отклонению.

В соответствии с п. 2 ст. 84.9 обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляется лицом, направившим обязательное предложение в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество. Таким органом в соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. №317, Приказом ФСФР России от 22.06.2006г. №06-69/пз-н «О территориальных органах ФСФР», является РО ФСФР России в УрФО.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных» функции по осуществлению государственной защиты прав инвесторов возложены на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, который в целях защиты прав и законных интересов инвесторов вправе обращаться в суд с исками и заявлениями в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов.

Федеральный орган исполнительный орган по рынку ценных бумаг также в целях государственной защиты прав инвесторов наделен полномочиями по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытого акционерного общества. Таким образом, арбитражный суд полагает обоснованными в данной части доводы истца относительно того, что защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг направлена непосредственно на защиту публичных интересов - интересов в поддержании устойчивости и привлекательности рынка ценных бумаг в России.

РО ФСФР России в УрФО направило в адрес ответчика предписание о приведении обязательного предложения о приобретении ценных бумаг Открытого акционерного общества «Завод железобетонных изделий «Бетфор» в соответствие с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 года № 208-ФЗ (Исх. № 10576-003/04 от 14.10.2008 г.). Срок исполнения данного предписания истек 14.11.2008г. Согласно пункту 2.7 Положения в случае направления предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о приведении добровольного или обязательного предложения, касающегося приобретения эмиссионных ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в соответствие с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» лицо, направившее указанное добровольное или обязательное предложение в общество, обязано его отозвать, в том числе путем направления в общество нового добровольного или обязательного предложения, или обжаловать предписание в арбитражном суде. При этом новое добровольное или обязательное предложение может быть направлено в общество не ранее даты его представления в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В связи с неисполнением указанного предписания, РО ФСФР России в УрФО выдало повторное предписание (Исх. № 12871-003/04 от 09.12.2008 года), со сроком исполнения до 19.01.2009 года. х

11.01.2009г. в РО ФСФР России в УрФО представлен отчет об итогах принятия обязательного предложения, согласно которому ответчик не только не отозвал обязательное предложение, не соответствующее требованиям, но и приобрел акции эмитента на основании такого обязательного предложения по цене не соответствующей требованиям пункта 4 статьи 84.2 Закона об акционерныхобществах.

В соответствии с п.5 ст. 84.9 ФЗ «Об акционерных обществах» Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в случае пропуска срока направления им предписания вправе обратиться в арбитражный суд по месту нахождения открытого общества с иском о приведении соответствующего предложения, указанных уведомления или требования в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона по основаниям, указанным в пункте 4 настоящей статьи.

Таким образом, законодательно предусмотрена возможность ФСФР обратиться в суд с требованиями о приведении обязательного предложения в соответствие с законом даже в том случае, если контролирующим органом установлены такие нарушения, но срок на направление предписания истек. В тех случаях, когда направленные контролирующим органом предписания не исполнены, арбитражный суд полагает, что у истца тем более имеются основания для обращения в суд с подобным иском.

Поскольку обращение в суд как способ защиты предусмотрен законом об акционерных обществах, принимая во внимание неисполнение ответчиком требований контролирующего органа, которые арбитражный суд рассмотрел и полагает их законными и обоснованными, суд счел, что истец правомерно обратился в суд с настоящими требованиями.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В связи с тем, что истец, как орган государственной власти, в соответствии со ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, она подлежит взысканию с ответчика непосредственно в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 17, 110, 167-171Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Исковые требования удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Группа ЛСР» привести обязательное предложение Открытого акционерного общества «Группа ЛСР» о приобретении ценных бумаг Открытого акционерного общества «Завод железобетонных изделий «Бетфор» в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах путем представления в РО ФСФР России в УрФО обязательного предложения о приобретении акций Открытого акционерного общества «Завод железобетонных изделий «Бетфор», соответствующего требованиям Закона об акционерных обществах; направления в адрес Открытого акционерного общества «Завод железобетонных изделий «Бетфор» обязательного предложения о приобретении акций Открытого акционерного общества «Завод железобетонных изделий «Бетфр», соответствующего требованиям Закона об акционерных обществах.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья О. В. Абознова