ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-60068/15 от 02.03.2016 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

03 марта 2016 года                                           Дело № А60-60068/2015

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2016 года

Полный текст решения изготовлен 03 марта 2016 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Д.В.Ефимова при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания    Хасановой И.А. рассмотрел в судебном заседании дело по  иску УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ, ЖКХ И СТРОИТЕЛЬСТВА ТАЛИЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (ИНН 6654007380, ОГРН 1026602231380) к Министерству финансов Свердловской области (ИНН 6661004608, ОГРН 1026605256589)

о взыскании 995000 руб. 00 коп.

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Российская  Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации,

при участии в судебном заседании:

от истца:   Обласова Т.В., представитель по доверенности от 15.02.2016,

от ответчика: извещен, представитель не явился.

от третьего лица: извещен,  представитель не явился.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствии представителя ответчика, третьего лица.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к  ответчику о взыскании  995000 руб. 00 коп. убытков.

Представитель ответчика в судебном заседании представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признал, просил в иске отказать.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих  в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

11 ноября 2014 года Управлением топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства ТГО был заключен муниципальный контракт № 0162300010314000077-01 с Богдановой К.А (продавец) на приобретение жилого помещения по адресу: Свердловская область, Талицкий район, пос. Троицкий, ул. Декабристов, д. 10, кв.6, общей площадью 56.70 кв.м. Стоимость приобретенного жилого помещения составила 995 000 рублей 00 копеек. Данная сумма перечислена продавцу платежным поручением № 668 от 20.11.2014г.

Распоряжением Управления по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа от 16.12.2014 № 366 квартира № 6 по адресу: Свердловская обл., Талицкий район, пос. Троицкий, ул. Декабристов, д. 10, зачислена в казну Талицкого городского округа и предоставлена Ваховой Т.Ю. и членам ее семьи на основании распоряжения Управления от 14.01.2015 № 1 в пользование по договору социального найма от 14.01.2015г.

Указанное жилое помещение предоставлено Ваховой Татьяне Юрьевне и членам ее семьи - сыну Вахову Евгению Владимировичу и дочери Ваховой Юлии Владимировне в связи с тем, что Вахов Е.В. относится к категории «ребенок - инвалид», это подтверждается справкой серии МСЭ-2006 № 0003602679 от 15.09.2008.

ГБУЗ СО «Талицкая ЦРБ» 13.04.2011г. выдано заключение № 212, согласно которому она имеет диагноз F 72.3 и по состоянию здоровья нуждается в предоставлении индивидуальной жилой площади в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Наличие вышеуказанного диагноза дает право Вахову Е.В. на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ.

Постановлением Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа от 13.04.201 1г. № 11 Вахова Т.Ю. и члены ее семьи Вахов Е.В. и Вахова Ю.В. признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В  соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Распоряжением Управления от 11.10.2013 № 147 Вахова и члены ее семьи включены в списки граждан, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования с момента признания их нуждающимися в жилых помещениях по категории «Семья, имеющая детей-инвалидов».

В связи с необходимостью несения расходов по предоставленным льготам при отсутствии их возмещения из соответствующего бюджета, Управление топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа обратилось в арбитражный суд с настоящим иском на основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее - Закон № 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части третьей статьи 17 вышеуказанного закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Федерального закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как указано ранее, статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Положениями ст. 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), а также положениями ст. 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Федерального закона № 131-ФЗ).

Как установлено судом ранее, решением жилищно-бытовой комиссии Управления городского хозяйства города Талица от 11.02.2009 № 1 Попов М.С. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен во внеочередной список.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации - Свердловская область.

Таким образом, субъект Российской Федерации - Свердловская область  обязана возместить истцу расходы на предоставление жилого помещения Вахову Е.В.

Проанализировав изложенные обстоятельства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании положений ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872 по делу N А60-23078/2014 Арбитражного суда Свердловской области.

В силу предписаний пп.1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ истец и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены, государственная пошлина по делу взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования  удовлетворить.

2. Взыскать со Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области за счет средств казны Свердловской области в пользу Управления топливно-энергетического комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа 995000 руб. 00 коп. в возмещение расходов, связанных с выплатой денежных средств на приобретение жилья инвалиду.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                         Д.В.Ефимов