ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-60266/2021 от 25.01.2022 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

01 февраля 2022 года Дело №А60-60266/2021

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2022 года

Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2022 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.Ю. Достовалова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.В. Раднаевой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "УФАОРГСИНТЕЗ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 10 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительными решений об отказе в привлечении к административной ответственности от 11.05.2021 №10, от 25.05.2021 №13,

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 10.01.2022 (онлайн);

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности от 13.01.2022; ФИО3, представитель по доверенности от 10.01.2022.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

В адрес суда поступило заявление публичного акционерного общества "УФАОРГСИНТЕЗ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 10 (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительными решений об отказе в привлечении к административной ответственности от 11.05.2021 №10, от 25.05.2021 №13.

Определением суда от 25.11.2021 заявление принято судом к рассмотрению, назначено предварительное судебное заседание на 24.12.2021.

В предварительном судебном заседании от уполномоченного органа поступил отзыв с дополнительными документами.

Представленные документы приобщены к материалам дела.

Определением от 29.12.2021 предварительное судебное заседание завершено, дело назначено к судебному разбирательству.

В настоящем заседании заявитель поддержал заявленные требования.

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Уфаоргсинтез» (далее - ПАО «Уфаоргсинтез», Общество, налогоплательщик) в соответствии со ст. 179 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком акциза, имеет:

- свидетельство на переработку прямогонного бензина от 26.08.2015 серии 02 № 6896506,

- свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом от 26.08.2015 серии 02 № 6896504.

ПАО «Уфаоргсинтез» 24.11.2020 и 18.12.2020 представлены налоговые декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы за октябрь и ноябрь 2020 года соответственно (далее - декларация).

По данным декларации за октябрь 2020 года Обществом заявлен акциз к возмещению из бюджета в размере 329 893 744 руб., в том числе по бензолу в размере 65 487 171 руб.

По данным декларации за ноябрь 2020 года Обществом заявлен акциз к возмещению из бюджета в размере 343 109 099 руб., в том числе по бензолу в размере 51 807 944 руб.

В налоговой декларации по акцизам за октябрь 2020 года, представленной ПАО «Уфаоргсинтез» по коду операции 30023 «Сумма акциза, начисленная налогоплательщиком, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, при совершении операций, указанных в пп.25-27 п.1 ст. 182 НК РФ, подлежащая вычету в случае использования полученного (оприходованного) бензола, параксилола, ортоксилола для производства продукции нефтехимии» заявлен налоговый вычет в размере 86 936 365 руб. (по использованному бензолу в количестве 8 361,517 тонн, с повышающим коэффициентом).

В налоговой декларации по акцизам за ноябрь 2020 года, представленной ПАО «Уфаоргсинтез» по коду операции 30023, заявлен налоговый вычет в размере 80 260 811 руб. (по использованному бензолу в количестве 7 719,464 тонн, с повышающим коэффициентом).

В соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения признается получение бензола, параксилола или ортоксилола лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом. Для целей настоящей главы получением бензола, параксилола, ортоксилола признается приобретение бензола, параксилола, ортоксилола в собственность по договору с российской организацией.

Согласно п. 7 ст. 193 НК РФ ставка акциза на бензол, параксилол, ортоксилол определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну, в 2020 г. в отношении бензола применяется ставка акциза в размере 3 058 руб. за 1 тонну.

Порядок применения налоговых вычетов по акцизам при использовании бензола для производства продукции нефтехимии, указанным в п. 20 ст. 200 НК РФ, определен п. 20 ст.201 НК РФ, согласно которому налоговые вычеты производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:

1) копии свидетельства налогоплательщика на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;

2) в случае получения бензола, параксилола или ортоксилола налогоплательщиком - копии договора поставки (купли-продажи) бензола, параксилола или ортоксилола налогоплательщика с поставщиком бензола, параксилола или ортоксилола;

3) в случае получения бензола, параксилола или ортоксилола налогоплательщиком - реестра счетов-фактур, выставленных налогоплательщику поставщиком бензола, параксилола или ортоксилола, подтверждающего получение налогоплательщиком бензола, параксилола, ортоксилола, в отношении которых начислены суммы акциза, предъявленные к вычету в налоговом периоде. Форма и порядок заполнения указанного реестра счетов-фактур, порядок его представления в налоговые органы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

4) в случае оприходования налогоплательщиком бензола, параксилола или ортоксилола - документов, подтверждающих оприходование бензола, параксилола или ортоксилола налогоплательщиком;

5) при использовании бензола, параксилола, ортоксилола для производства продукции нефтехимии самим налогоплательщиком:

копии одного из документов, подтверждающих факт использования бензола, параксилола, ортоксилола для производства продукции нефтехимии (накладной на внутреннее перемещение бензола, параксилола или ортоксилола, акта приема-передачи бензола, параксилола, ортоксилола между структурными подразделениями налогоплательщика, актов списания бензола, параксилола или ортоксилола на производство продукции нефтехимии, лимитно-заборной карты за налоговый период);

копий документов, подтверждающих оприходование (постановку на бухгалтерский учет) продукции нефтехимии, для производства которой использован бензол, параксилол или ортоксилол;

6) при использовании бензола, параксилола или ортоксилола для производства продукции нефтехимии иной организацией, оказывающей налогоплательщику услуги по производству продукции нефтехимии:

копии договора налогоплательщика с указанной организацией;

копии одного из перечисленных в подпункте 5 настоящего пункта документов, подтверждающих факт использования бензола, параксилола или ортоксилола для производства продукции нефтехимии указанной организацией;

копии акта приема-передачи продукции нефтехимии.

По результатам проведенных камеральных проверок налоговых деклараций общества по акцизам за октябрь-ноябрь 2020г. налоговым органом были вынесены решения № 10 от 11.05.2021 и № 13 от 25.05.2021 (далее – Решения), которыми налогоплательщику отказано в применении повышающего налогового вычета в соответствии с пунктом 20 статьи 200 НК РФ.

Не согласившись с Решениями Инспекции, Заявитель обратился с апелляционными жалобами в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 5 (далее – Межрегиональная инспекция), в которой просил отменить Решения Инспекции.

Решениями Межрегиональной инспекции от 23.08.2021 № 56-05-16/14001@, от 20.09.2021 № 56-05-16/15410@ апелляционные жалобы общества оставлены без удовлетворения, после чего заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Заявитель пояснил, что расчет суммы акциза, подлежащего вычету за октябрь 2020 года, произведен по следующей формуле:

Объем переданного бензола на производство изопропилбензола (тн/мес) * налоговая ставка * коэффициент 3,4 = сумма акциза, подлежащая вычету.

Сумма к вычету составила: 8361,517 тн (объем переданного в производство бензола)*3058 (налоговая ставка)* коэффициент 3,4 = 86 936 365 руб.

Из 8361,517 тн бензола, переданного в производство в октябре 2020 года,
76,940 тн составили потери бензола при производстве изопропилбензола.

Сумма к вычету по потерям бензола составила:

76,940 тн (объем потерь бензола в составе всего объема бензола переданного в производство)*3058 (налоговая ставка)* коэффициент 3,4 = 799 961 руб.

Расчет акциза к вычету за ноябрь 2020г. произведен Обществом в аналогичном порядке.

Налоговый орган полагает, что расчет вычета по налоговым декларациям за оспариваемые периоды произведен Обществом неверно.

В частности, за октябрь 2020г., из 76,940 тн потерь бензола, потери в объеме 58,74 тн являются фактическими потерями бензола и не могут быть признаны нормативными (являются сверхнормативными). В связи с этим, с учетом норм потерь бензола, установленных проектировщиком оборудования ГУП «Башгипронефтехим», а также в Постоянном технологическом регламенте производства изопропилбензола (603-609) производства изопропилбензола (603-609) и альфаметилстирола (М-1-2) производства фенола и ацетона
№ ТР-05766563-23-2018, равными 18,2 тн в месяц, налоговый орган исключает из потерь, заявленных налогоплательщиком 58,74 тн (76,940 тн – 18,2 тн), т.е. не признает их нормами технологических потерь в понимании абз. 2 п. 2 ст. 200 НК РФ.

Верный расчет вычета, по мнению Инспекции, должен выглядеть следующим образом:

1)Расчет вычета по потерям бензола с применением коэффициента 3,4:

18,2 тн *3058 (налоговая ставка)* коэффициент 3,4 = 189 229 руб.

2)Расчет вычета по потерям бензола с применением коэффициента 1:

58,74 тн *3058 (налоговая ставка)* коэффициент 1 = 179627 руб.

Итого по потерям бензола заявлено к вычету правомерно: 368856 руб. (189 229 руб. +179627 руб.)

Излишне заявлено к вычету: 431105 руб. (799 961 руб. - 368856 руб.).

Итоговыми верными для расчета вычета, по мнению Инспекции, являются следующие формулы:

1) Расчет вычета по потерям бензола с применением коэффициента 3,4:

18,2 тн *3058 (налоговая ставка)* коэффициент 3,4 = 189 229 руб.

2) Расчет вычета по потерям бензола с применением коэффициента 1.

Объем сверхнормативных потерь бензола *3058 (налоговая ставка)* коэффициент 1.

Итоговая сумма правомерно заявленных вычетов составляет сумма, рассчитанная по формуле 1 + сумма, рассчитанная по формуле 2.

Основанием для применения вышеуказанного подхода Инспекции к расчету вычетов по акцизам послужили следующие выводы:

1)Исходя из данных, содержащихся в Проектной документации «Реконструкция производства изопропилбензола», выполненной ГУП «Башгипронефтехим», а также в Постоянном технологическом регламенте производства изопропилбензола (603-609) производства изопропилбензола (603-609) и альфаметилстирола (М-1-2) производства фенола и ацетона
№ТР-05766563-23-2018, норматив потерь бензола составляет 18,2 тн в месяц.

Норматив потерь, утвержденный Обществом, равный 0,978% при максимальной нагрузке установки и 0,99% при нагрузке установки 70%, превышает норматив потерь, установленный проектировщиком объекта и технологическим регламентом в 6 раз. Разница между нормативом, установленным проектировщиком объекта, технологическим регламентом и утвержденным Обществом нормативом, является сверхнормативной.

2)Отчетом ООО «Кипэнерго», выполненного с целью оценки фактических потерь углеводородов, идентификации потерь по источникам выбросов, разработки норм расхода топлива расчетным методом, составления топливного баланса, разработки мероприятий по сокращению безвозвратных потерь и расхода топлива, подтверждается, что потери, утвержденные Обществом, являются фактическими и не могут быть признаны нормативными.

3)Исходя из письма ФНС России от 24.09.2020 №СД-4-3/15637 нормируемые объемы потерь могут быть приняты к вычету на основании п. 20 ст. 200 НК РФ с коэффициентом 3,4 при использовании полученного (оприходованного) бензола, параксилола, ортоксилола для производства продукции нефтехимии, а в части сверхнормативных потерь, а также нормативных потерь при производстве из указанного сырья иной продукции, отличной от продукции нефтехимии, может применяться вычет в соответствии с п. 20 ст. 200 НК РФ, равный 1.

Оценив оспариваемые решения налогового органа на предмет их соответствия действующему законодательству, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу, что Инспекцией нарушены нормы материального права, а именно, примененный подход к расчету налогового вычета по акцизам противоречит нормам, содержащимся в п. 1 ст. 1, абз. 2 п. 2 ст. 200, пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ, что привело к принятию необоснованных и незаконных решений, повлекших нарушение прав Общества в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

Согласно п. 2 ст. 200 НК РФ в случае безвозвратной утери подакцизных товаров в процессе их производства, хранения, перемещения и последующей технологической обработки суммы акциза также подлежат вычету. При этом вычету подлежит сумма акциза, относящаяся к части товаров, безвозвратно утерянных в пределах норм технологических потерь.

В силу пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

Вопрос порядка разработки и утверждения нормативов технологических потерь бензола в процессе производства нефтехимической продукции законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не урегулирован.

Официальная позиция финансового и налогового ведомства заключается в том, что организации необходимо применять нормативы при учете технологических потерь.

Контролирующие органы разъяснили, что организация самостоятельно должна установить нормы потерь для каждого конкретного вида сырья и материалов исходя из технологических особенностей собственного производственного цикла и процесса транспортировки.

Документами, обосновывающими величину потерь, включаемых в расходы, могут являться технологические карты, сметы технологического процесса или иные аналогичные документы, не имеющие унифицированной формы и утвержденные уполномоченными руководством предприятия лицами. То есть, в таких документах могут быть рассчитаны указанные нормативы технологических потерь.

Указанная позиция отражена, например, в письмах Минфина России от 09.06.2014 №03-03-06/1/27690, от 26.08.2013 №03-03-10/34845, от 05.07.2013 №03-03-05/26008, от 31.01.2011 №03-03-06/1/39.

Таким образом, нормы технологических потерь определяются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из особенностей конкретного производственного процесса на основании собственных документов, утвержденных уполномоченными лицами организации.

Налоговыми органами в оспариваемых решениях при расчете вычета по акцизам за основу принимается, в частности, материальный баланс, составленный проектной организацией. Указанный материальный баланс не подтверждает тот факт, что потери, содержащиеся в нем (отдувка от 73 на пароэжекторную установку в объеме 55,5 тн/год, отдувка от 83 на пароэжекторную установку в объеме 50,4 тн/год, декантированная вода в объеме 112,6 тн/год) являются нормами.

Указанный подход противоречит вышеизложенной позиции контролирующих органов прежде всего в силу того, что указанный материальный баланс составлен не самим налогоплательщиком, а проектной организацией; из норм НК РФ не следует, что нормы потерь должны быть рассчитаны (определены) проектной организацией.

Кроме того, в силу п. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Из определения проектной документации следует, что она содержит в себе возможные (предполагаемые), а не реальные (фактические) особенности технологической установки. При этом технологические особенности конкретной установки, в том числе нормы технологических потерь, устанавливаются непосредственно в процессе производства продукции.

В силу п. 6.1 Свода правил СП 157.1328500.2014 «Правила технологического проектирования нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов», утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 23.06.2014 №360, при определении материального баланса технологической установки или нефтеперерабатывающего (нефтехимического) комплекса различают расчетный и товарный материальный баланс.

Товарный материальный баланс технологической установки или нефтеперерабатывающего (нефтехимического) комплекса составляется на их балансовую производительность с учетом технологических потерь (п. 6.3 СП 157.1328500.2014).

Согласно п. 3.1 СП 157.1328500.2014 балансовая производительность - показатель эффективности технологической установки или нефтеперерабатывающего (нефтехимического) комплекса, характеризующий суммарный выпуск продукции за определенный период времени.

Из указанного определения следует, что суммарным выпуском продукции признается фактическая выработка продукции с учетом особенностей производственного цикла.

Расчетный же материальный баланс составляется с учетом номинальной производительности и является основным для расчета и выбора технологического оборудования (п. 6.2 СП 157.1328500.2014).

Номинальная производительность - показатель эффективности технологической установки или нефтеперерабатывающего (нефтехимического) комплекса, характеризующий максимально возможный выпуск продукции за определенный период времени при условии отсутствия непредусмотренных перерывов, задержек и простоев в течение этого периода (п. 3.6
СП 157.1328500.2014).

В Проектной документации «Реконструкция производства изопропилбензола», выполненной ГУП «Башгипронефтехим», а также в Постоянном технологическом регламенте производства изопропилбензола (603-609) производства изопропилбензола (603-609) и альфаметилстирола (М-1-2) производства фенола и ацетона №ТР-05766563-23-2018 зафиксированы потери, идентифицированные в рамках расчета и выбора технологического оборудования, но не норматив потерь, соблюдение которого требуется для обеспечения безопасной и эффективной работы оборудования, выпуска продукции. Кроме того, в документах отсутствует указание на то, что приведенные размеры потерь приходятся лишь на объем бензола, перерабатываемого на объекте 603-609.

Кроме того, в отраслевых нормативно-правовых актах в области химико-технологических производств отсутствует указание об обязательном отражении в проектной документации, технологическом регламенте размеров нормативов потерь.

Значения потерь сырья в проектной документации ГУП «Башгипронефтехим», а также в Постоянном технологическом регламенте производства изопропилбензола (603-609) производства изопропилбензола (603-609) и альфаметилстирола (М-1-2) производства фенола и ацетона
№ТР-05766563-23-2018, не тождественны нормативам технологических потерь для целей налогообложения акцизом (п. 2 ст. 200 НК РФ).

С учетом положений СП 157.1328500.2014, суд принимает во внимание доводы Общества о том, что материальный баланс, отраженный в проектной документации, является расчетным, следовательно, на его основе невозможно определить реальные нормы технологических потерь.

С целью определения расхода материалов при максимальной производительности производства изопропилбензола после его реконструкции, проведенной в соответствии с проектной и рабочей документацией «Реконструкция производства изопропилбензола», выполненной ГУП «Башгипронефтехим», Обществом в период с 30.11.2017 по 14.12.2017 проведен опытный пробег технологической установки, о чем составлен отчет, утвержденный главным инженером 12.01.2018.

В результате опытного пробега Обществом установлено, что потери сырья от общей массы загруженного в производство сырья составили 0,978%.

После ввода реконструированного объекта в эксплуатацию, Обществом в период с 06.12.2018 по 12.12.2018 повторно проведен опытный пробег, в результате которого потери сырья от общей массы загруженного в производство сырья составили 0,92%.

При этом в отчете по опытному пробегу, утвержденному 31.01.2019, указано, что в проектной документации не учтены потери продуктов по дыхательным воздушкам емкостного оборудования, по сальниковым уплотнениям насосов, арматур, клапанов; основные потери приходятся на вакуум создающую установку ПЭУ (пароэжекционная установка).

Указанные позиции относятся к потерям бензола.

Кроме того, Инспекцией в адрес ГУП «Башгипронефтехим» направлен запрос о представлении пояснений превышения потерь в 6 раз. В ответе ГУП «Башгипронефтехим» сообщило, что выполненная им проектная документация не учитывает технологические потери, связанные с подготовкой оборудования и коммуникаций к ремонту (опорожненение, продувки и т.д.), с проведением пуско-наладочных работ и потери, образующиеся в процессе эксплуатации оборудования и коммуникаций через неплотности (утечки газов и жидкостей). Фактическую величину потерь определяет эксплуатирующая организация, т.е. ПАО «Уфаоргсинтез».

Вышеуказанная информация подтверждена и ответом ГУП «Башгипронефтехим» от 17.01.2020 №1-193э на запрос Общества от 16.01.2020 №01/77.

То есть, взятые налоговыми органами за основу расчета вычетов величины потерь из проектной документации, в отсутствие вышеуказанных потерь, невозможно считать нормативными.

Методика нормирования и учета потерь нефти и нефтепродуктов закреплена в Инструкции по нормированию и учету потерь нефти и нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих предприятиях от 30.09.1974 (далее – Инструкция). Согласно Инструкции потери для каждого типа установки разрабатываются на основе изучения типов и мощностей действующих аналогичных технологических установок, достижений передовых предприятий отрасли, степени интенсификации и модернизации технологических установок с учетом фактический достигнутого уровня потерь. При этом, согласно Инструкции, значение норматива потерь рассчитывается как разность значений объема сырья и значения суммы произведённых продуктов, полуфабрикатов, реализуемых отходов.

Результаты опытного пробега приняты Обществом в качестве фактических значений при расчете норм потерь в соответствии с методикой, определенной Инструкцией. На основе проведенных опытных пробегов Обществом утверждены нормы потерь сырья и готовой продукции на период с 2019 по 2023 годы, согласно которым норма составила 0,978%.

Фактические значения технологических потерь ежемесячно подтверждаются Отчетами по переработке бензина, бензола, сырья и иных продуктов и производству продукции.

Ежемесячно осуществляется сравнение значений норм потерь с фактическими достигнутыми показателями потерь за отчетный месяц, что подтверждается ежемесячными отчетами о выполнении нормативов потерь сырья и продуктов нефтехимии.

Так, на примере октября 2020 года норматив потерь бензола при производстве изопропилбензола составляет 0,92%, что в тоннах составило 76,940 тн:

- Объем бензола, взятый в переработку (8361,517 тн)/Общий объем сырья, взятого в переработку (13437, 242 тн) = Доля бензола в общем объеме переработанного сырья (0,62226);

- Общий объем технологических потерь бензола (123,646 тн)* Доля бензола в общем объеме переработанного сырья (0,62226) = Потери бензола в тоннах (76,940 тн).

Таким образом, поскольку иное не установлено налоговым законодательством, конкретный состав технологических потерь применимо к установке получения изопропилбензола нормативно не установлен, Обществом в целях определения норм технологических потерь произведены все зависящие от него действия, превышение норм потерь в 6 раз Обществом документально подтверждено.

Следовательно, полученные Обществом данные по потерям бензола в ходе опытных пробегов и зафиксированные в собственных документах в полном объеме могут быть приняты к вычету на основании п. 20 ст. 200 НК РФ с применением коэффициента 3,4.

В отсутствие нормативно установленного состава потерь, а также порядка определения норм технологических потерь, Общество определило состав и нормы технологических потерь, исходя из особенностей технологического процесса производства готовой продукции, что не противоречит нормам НК РФ.

Размер нормативов потерь, равный 0,978% и 0,92% установленный Обществом на основании опытно-промышленного пробега установки 603-609 в приказах от 24.12.2018 № 0958, 17.09.2020 №457, подтверждается отчетом
ООО «Кипэнерго» - независимой организацией, обладающей аттестованным высокопрофессиональным штатом сотрудников в области нефтехимии, способными достоверно установить какой размер нормативов потерь является действительно обоснованным.

В соответствии с отчетом ООО «Кипэнерго» размер нормативов потерь по производству изопропилбензола (603-609) в зимний период равен 1,0335%, в осенне-весенний период - 1,0670%, в летний период -1,0479% (Таблица 1 на стр. 12 Отчета).

Материалами дела подтверждается, что технологические потери общества связаны с его хозяйственной деятельностью.

Данные, содержащиеся в представленных Обществом документах, не опровергнуты налоговым органом.

При этом обязательность соответствия учитываемых потерь каким-либо лимитам (нормативам), а также отраслевому или тарифному законодательству, НК РФ не установлена.

Таким образом, при экономической оправданности и документальной подверженности, размеры технологических потерь могут быть приняты в целях налогообложения в полном объеме.

Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность технологических потерь не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N320-О-П).

Учитывая, что данные потери для налогоплательщика являются материальными расходами, они обоснованы и документально подтверждены, суд пришел к выводу о том, что расчет сумм акциза, произведенный налогоплательщиком, произведен обоснованно.

При этом инспекцией в нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано, что расчет данных потерь налогоплательщика является необоснованным.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Учитывая удовлетворение заявленных требований, бремя уплаты государственной пошлины возлагается на налоговый орган в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать недействительными:

- решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 10 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.05.2021 № 10,

- решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 10 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.05.2021 № 13.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 10 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества «Уфаоргсинтез».

3. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 10 (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу публичного акционерного общества "Уфаоргсинтез" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

6. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья И.Ю. Достовалов