АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
28 декабря 2021 года Дело №А60-60726/2021
Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2021 года
Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Лукиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.О. Лабзиным рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Багульник" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об отмене постановления № 66582124200016300008 от 11.11.2021 г., представления № 66582124200016300009 от 11.11.2021 г., предписания от 30.08.2021 г.,
При участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, паспорт, диплом, представитель по доверенности от 11.11.2021 г.,
от заинтересованного лица: не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В силу ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Багульник" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга об отмене постановления № 66582124200016300008 о назначении административного наказания от 11.11.2021 г., представления № 66582124200016300009 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 11.11.2021 г., предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации от 30.08.2021 г.
Заинтересованным лицом представлен отзыв: считает оспариваемые акты законными и обоснованными, просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга была проведена проверка соблюдения садоводческим некоммерческим товариществом собственников недвижимости "Багульник" требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» (далее - Закон № 54-ФЗ).
По результатам проверки в отношении СНТ "Багульник" было вынесено постановление № 66582124200016300008 от 11.11.2021 г. о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Кроме того, СНТ "Багульник" Инспекцией были выданы предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации от 30.08.2021 г. и представление № 66582124200016300009 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 11.11.2021 г.
Не согласившись с вынесенными постановлением, предписанием, представлением СНТ обратилось в арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно поступившему в адрес Инспекции интернет обращению и представленным документам, налоговым органом было установлено, что СНТ «Багульник» физическому лицу (члену садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Багульник») была осуществлена продажа трех комплектов ключей (1 комплект ключей включает в себя: пульт дистанционного управления автоматическими откатными воротами, контактный ключ в пластиковом корпусе).
Общая сумма за три комплекта ключей составила 3600 руб. 00 коп., денежные средства были переведены физическим лицом 05.05.2021 на личный счет ПАО «Сбербанк» по средствам системы Сбербанк онлайн ФИО2, которая является членом правления СНТ «Багульник» и заместителем председателя правления, что подтверждается копией выписки из протокола общего собрания членов СНТ «Багульник» от 28.07.2021 и копией объяснения ФИО2, которое она предоставила начальнику отдела полиции № 9 УМВД России по г. Екатеринбургу.
Факт перевода денежных средств подтверждается скриншотом переписки с представителем СНТ «Багульник» и чеком по операции Сбербанк онлайн.
Таким образом, ФИО2, являясь членом правления СНТ «Багульник», действующая от имени и в интересах СНТ «Багульник», приняла денежные средства от физического лица, осуществила продажу товара, чек по ККТ не сформировала и не выдала. При этом согласно сведениям, имеющимся в Инспекции, СНТ «Багульник» не является владельцем ККТ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленным законом.
Статьей 2.1 Кодекса установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно статье 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» разъяснил, что при толковании настоящей нормы необходимо исходить из того, что указанное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Следовательно, лицо может быть привлечено к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса в случае установления факта реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без применения ККТ.
В данном случае к ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса привлечено товарищество (садоводческое объединение граждан).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Согласно статьям 4, 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 217-ФЗ), садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости. Такое товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность, в том числе для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
Согласно пунктам 3, 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), товариществ собственников недвижимости, учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
С учетом специфики гражданско-правового положения садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ как разновидностей товарищества собственников недвижимости – правовой формы совместной реализации собственниками недвижимого имущества имущественных прав и удовлетворения общих имущественных интересов (часть 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации), названные товарищества нельзя отнести к саморегулируемым организациям, их деятельность не направлена на получение прибыли.
Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 23.11.2020) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон № 54-ФЗ) установлены правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
Согласно статье 1.1 Закона № 54-ФЗ под расчетами понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
Взносы – денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в товариществе в соответствии с Законом № 217-ФЗ, на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены Законом № 217-ФЗ и уставом товарищества (пункт 7 статьи 3 Закона № 217-ФЗ).
Согласно решению общего собрания членов СНТ «Багульник» от 27.09.2020 г. утверждена смета прихода и расхода средств с 28.09.2020 г. на 1 год, согласно которой утверждены целевые взносы в размере 5 000 руб., в том числе на обустройство автоматических откатных въездных ворот и механических распашных ворот второго въезда.
Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе использовать земельные участки общего назначения в границах такой территории для прохода и проезда к своим земельным участкам свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, к таким земельным участкам (ч. 5 ст. 24 Закона N 217-ФЗ).
Член СНТ «Багульник» 30.03.2021 г. обратился в правление товарищества о предоставлении комплекта ключей от ворот.
СНТ «Багульник» произведена оплата ИП ФИО3 по счету №439 от 29.04.2021 г. в размере 3 600 руб., что подтверждается платежным поручением №53 от 23.06.2021 г.
Ключи были переданы члену товарищество согласно акту приема-передачи от 01.06.2021 г.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что перевод денежных средств на личный счет председателя СНТ «Башульник» не относится к расчетам для целей Федерального закона № 54-ФЗ и не требует применения контрольно-кассовой техники.
С учетом изложенного оснований для привлечения товарищества к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имелось.
Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, являются способом реагирования органа, рассматривающего административное дело, на неправомерные действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом, основанием для вынесения предписания и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, доказанность факта совершения правонарушения и установление указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение.
При этом меры, рекомендованные к принятию в соответствии с таким представлением, должны способствовать устранению указанных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В данном случае, в действиях товарищества отсутствует состав административного правонарушения, а, следовательно, отсутствуют и основания для выдачи ему оспариваемых предписания и представления.
Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 11.11.2021г. № 66582124200016300008 о привлечении садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Багульник" к административной ответственности по ч. 2 ст.14.5 КоАП РФ.
Признать незаконным и отменить представление Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 11.11.2021г. №66582124200016300009 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Признать незаконным и отменить предписание Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 30.08.2021г. об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья Е.В. Лукина