АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
12 февраля 2010 года Дело №А60-61202/2009-С9
Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2010 года
Полный текст решения изготовлен 12 февраля 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе: судьи Г.Н.Подгорновой при ведении протокола судебного заседания судьей Г.Н. Подгорновой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения»
к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области
третьи лица без самостоятельных требований: Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Министерство финансов Российксой Федерации
о признании недействительным ненормативного правового акта
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: ФИО1, начальник управления правового обеспечения образовательного процесса, доверенность № 11-02 от 01.02.2010 г., паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО2, начальник отдела юридического обеспечения, доверенность № 62-07-30/54 от 19.11.2009 г., служебное удостоверение Б № 0005593 от 17.10.2006 г.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявитель ходатайствует о приобщении к материалам дела письменных уточнений к исковому заявлению, а заинтересованное лицо просит приобщить к материалам дела отзыв и письменные доказательства. Ходатайства судом удовлетворены.
В судебном заседании, начавшемся 03.02.2010 г., был объявлен перерыв до 08.02.2010 г. до 15 часов. После перерыва заседание возобновлено. О перерыве стороны извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» (далее – ГОУ ВПО «УрГУПС») уточнило заявленные требования и просит признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (далее –Управление) о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса № 62-03-04/1926 от 24.11.2009 г. в части квалификации начисления и выплаты стипендий аспирантам в сумме 189818 руб. 75 коп. как неправомерных. В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что прекращение аспирантом очной формы обучения трудовых отношений не является обязательным условием для выплаты стипендии, следовательно, выводы Управления о неправомерной выплате аспирантам стипендий в общей сумме 189818 руб. 75 коп. нельзя признать обоснованными.
Заинтересованное лицо полагает, что производство по настоящему делу следует прекратить, поскольку оспариваемое представление ненормативным правовым актом, возможность оспаривания которого предусмотрена Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не является, поскольку не налагает на заявителя каких-либо санкций, не возлагает дополнительных обязанностей.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в заседание не явились, отзывы на заявление не представили.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ГОУ ВПО «УрГУПС» за 2008 г., по результатам которой составлена акт от 13.11.2009 г.
Актом установлено, что аспирантам дневной формы обучения ФИО3 и ФИО4 в 2008 г. выплачены стипендии в общей сумме 21418 руб. 75 коп. за периоды, предшествующие их увольнению, что подтверждается трудовыми книжками указанных лиц (стр.17 акта). Нескольким аспирантам дневной формы обучения выплачены стипендии в общей сумме 168400 руб., хотя при наличии сведений о работе данных аспирантов по трудовым договорам до зачисления в аспирантуру трудовые книжки, подтверждающие факты увольнения, в ходе проверки не представлены (стр. 18 акта).
Руководителем Управления по результатам рассмотрения акта проверки в адрес ГОУ ВПО «УрГУПС» направлено представление от 24.11.2009 г. № 62-03-04/1926 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, которым ректору образовательного учреждения предложено рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства, в том числе, незаконного расходования бюджетных средств. Как незаконное расходование бюджетных средств, не являющееся нецелевым расходованием, квалифицированы факты выплаты указанных выше сумм стипендий (189818 руб. 75 коп.).
Не согласившись с представлением в отмеченной части, образовательное учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона о 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Согласно п. 6 отмеченной статьи лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств бюджета, обеспечиваются государственными стипендиями и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 г. № 487 утверждено Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов.
Согласно п. 2 Типового положения к стипендиям, являющимся денежной выплатой, назначаемой учащимся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, слушателям и студентам из числа граждан, проходивших военную службу, студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и научных организациях, относятся, в том числе, государственные стипендии для аспирантов и докторантов;
Государственные стипендии назначаются аспирантам и докторантам, обучающимся в образовательных учреждениях и научных организациях, за счет средств федерального бюджета (п. 4 Типового положения).
Выплата стипендий учащимся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентам, аспирантам и докторантам производится в пределах стипендиального фонда, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 15 Типового положения).
Распределение стипендиального фонда и процедура назначения стипендий студентам, аспирантам и докторантам регулируются в порядке, утвержденном ученым советом (советом) образовательного учреждения в соответствии с его уставом и согласованном со студенческой (объединенной) профсоюзной организацией (при ее наличии) и с представителями студентов (п. 16 Типового положения).
Согласно п. 19 Типового положения аспирантам и докторантам стипендии назначаются приказом руководителя образовательного учреждения или научной организации при зачислении и по результатам ежегодной аттестации.
Выплата государственной академической и именной стипендий студенту, аспиранту и докторанту, а также именной стипендии учащемуся федерального государственного образовательного учреждения начального профессионального образования прекращается с месяца, следующего за месяцем издания приказа о его отчислении (п. 21 Типового положения).
Как следует из приведенных норм, основанием для назначения и выплаты государственных стипендий аспирантам является факт зачисления в аспирантуру по очной форме обучения на основании приказа руководителя образовательного учреждения; основанием для прекращения выплаты – приказ об отчислении из аспирантуры. Прекращение лицом, зачисленным в аспирантуру для обучения по очной форме, трудовых отношений, согласно приведенным нормам не является условием для выплаты стипендии. В то же время заключение аспирантом очной формы обучения трудового договора в период обучения в аспирантуре не названо в качестве основания для прекращения выплаты стипендии.
Нормы Трудового кодекса РФ не содержат таких оснований для прекращения трудового договора как зачисление в учебное заведение, аспирантуру на дневную форму обучения. В то же время ст. 59 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность заключения срочных трудовых договоров по соглашению сторон, в том числе, с лицами, обучающимися по очной форме обучения.
Учитывая изложенной, суд полагает, что вывод заинтересованного лица о незаконности выплат государственных стипендий в общей сумме 189818 руб. 75 коп. аспирантам до расторжения ими трудовых договоров нельзя признать соответствующим приведенным выше нормам законодательства, тем более что факты наличия трудовых отношений на момент проверки у аспирантов, указанных на стр. 18 акта проверки, документально не подтверждены, поскольку трудовые книжки в ходе проверки не представлены.
При таких обстоятельствах оспариваемое представление в части признания выплат стипендий на сумму 189818 руб. 75 коп. неправомерными, по мнению суда, является незаконным.
Ссылка заинтересованного лица на пункт 43 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 г. № 814, предусматривающий в качестве условий для выплаты стипендий аспирантам очной формы обучения не только зачисление в аспирантуру, но и обязательное увольнение с предыдущего места работы, не может быть принята судом во внимание, поскольку его положения не соответствуют вышеприведенным нормам и не подлежат применению в части условия об увольнении с предыдущего места работы в силу ч. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ). К тому же в период принятия отмеченного Положения действовали иные нормы трудового законодательства.
Довод заинтересованного лица о том, что данное заявление не подлежит рассмотрению в арбитражном суде в связи с отсутствием у оспариваемого представления характера ненормативного правового акта, не может быть принят судом во внимание по следующим основаниям.
Представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в соответствии со ст. 284 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) относится к мерам принуждения, возможность применения которых предусмотрена данной статьей в случае выявления нарушений бюджетного законодательства.
Орган бюджетного надзора вынес оспариваемое представление, действуя в рамках своих полномочий по контролю за использованием средств федерального бюджета; в представлении содержится предложение о принятии мер по недопущению в дальнейшем совершения установленных в ходе проверки нарушений, а также установлен срок для представления контролирующему органу информации о выполнении представления.
При таких обстоятельствах установление фактов осуществления заявителем действий, квалифицированных как нарушение, в ходе последующей проверки, может повлечь привлечение заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Исполнение предложения не совершать в дальнейшем действия, признанные органом финансово-бюджетного надзора нарушениями, возложит на учреждение дополнительные не свойственные ему обязанности, в частности, по контролю за трудоустройством аспирантов посредством проверки записей в трудовых книжках. Между тем учебное заведение, не являющееся в отношении аспирантов работодателем, не имеет возможности проверять трудовые книжки аспирантов при их зачислении в аспирантуру и в процессе обучения.
Довод заинтересованного лица о том, что оспариваемое представление не касается прав образовательного учреждения, так как выдано его руководителю, не может быть принят во внимание, поскольку, как указано выше, обязанности по исполнению представления возлагаются на учреждение, субъектами предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ ответственности являются не только должностные, но и юридические лица.
В соответствии с п. 1 ст. 110 понесенные заявителем при подаче заявления расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат взысканию в пользу заявителя с заинтересованного лица.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса № 62-03-04/1926 от 24.11.2009 г. в части признания неправомерными начисления и выплаты стипендии аспирантам в сумме 189818 руб. 75 коп.
2. Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области в пользу Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» в порядке возмещения расходов по уплате государственной пошлины 2000 (две тысячи) руб.
3.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья Г.Н.Подгорнова