АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620000, г. Екатеринбург, пер. Вениамина Яковлева, стр. 1,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
04 марта 2024 года Дело №А60-61730/2023
Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2024 года
Полный текст решения изготовлен 04 марта 2024 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.В. Гонгало при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.М. Фесько рассмотрел в судебном заседании дело №А60-61730/2023по заявлению ООО "Уральский Региональный центр Металлопроката" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрайонной ИФНС России № 30 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),
о признании задолженности безнадежной к взысканию,
при участии в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований ИФНС России по Кировскому району города Екатеринбурга,
при участии в судебном заседании
от заявителя: ФИО1, доверенность от 01.12.2023.
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 30.10.2023.
от третьего лица: не явился, извещен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
ООО "Уральский Региональный центр Металлопроката" обратилось в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 30 по Свердловской области, просит:
1 .Признать безнадежной к взысканию задолженность Заявителя - Общество с ограниченной ответственностью «Уральский региональный центр металлопроката» (ИНН <***>) в сумме в сумме 3 953 867,85 руб. в том числе:
- Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, КБК 18210301000010000110, ОКТМО 65753000, сумма 1080000 руб.;
- Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, КБК 18210301000010000110, ОКТМО 65753000, сумма 217000 руб.;
- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года (на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года), КБК 18210214010060101160, ОКТМО 65753000, сумма 0,5 руб.;
- Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, КБК 18210602010020000110,ОКТМО 65753000, сумма 266726 руб.;
- Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, КБК 18210602010020000110,ОКТМО 65753000, сумма 222272 руб.;
- Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, КБК 18210602010020000110,ОКТМО 65753000, сумма 35563,60 руб.;
- Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, КБК 18210606032040000110, ОКТМО 65753000, сумма 367257,24 руб.;
- пени сумма 1810550,40 руб.;
- штраф сумма 252563,60 руб.
2. Взыскать с Заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области (ИНН <***>) в пользу Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью « Уральский региональный центр металлопроката» (ИНН <***>) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 6000 рублей.
Определением суда от 16.11.2023 заявление принято судом к производству.
В предварительном судебном заседании судом удовлетворено ходатайство заинтересованного лица о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ИФНС России по Кировскому району города Екатеринбурга.
Третьим и заинтересованным лицом представлены письменные отзывы, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании 26.02.2024 к делу приобщены дополнительные пояснения по ходатайству всех лиц, участвующих в деле.
Ходатайство третьего лица о проведении судебного заседания в его отсутствие удовлетворено.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, письмом от 13.03.2023 №09-17/04109@ ИФНС России по Кировскому району города Екатеринбурга сообщило Обществу "Уральский Региональный центр Металлопроката" (далее также ООО "УРЦМ", налогоплательщик) о наличии задолженности по налогам и сборам в общей сумме 3 953 867 руб. 85 коп.
Заявитель обратился в суд с заявлением, в котором просит признать безнадежной к взысканию в связи с утратой Межрайонной инспекцией ФНС России № 30 по Свердловской области возможности принудительного взыскания в связи с истечением предусмотренных статьями 45, 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации сроков следующую задолженность ООО "УРЦМ":
- налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, КБК 18210301000010000110, ОКТМО 65753000, в размере 1 080 000 руб. - налог, 217 000 руб. - штраф;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023, КБК 18210214010060101160, ОКТМО 6575300, сумма 0,05 руб. (взнос);
- налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, КБК 18210602010020000110, ОКТМО 65753000, в размере 488 998 руб. - налог, 35 563 руб. - штраф;
- земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, КБК 18210606032040000110, ОКТМО 65753000, в сумме 367 257,24 руб. - налог,
- пени 1 810 550,40 руб.,
- штраф 252 563,60 руб.
Заслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги предусмотрена подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 и пунктом 1 статьи 45 НК РФ.
В случае неисполнения налогоплательщиком указанной обязанности налоговые органы в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ вправе взыскивать возникшую недоимку по налогам, а также пени в порядке, установленном НК РФ.
Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 НК РФ.
Аналогичные нормы установлены действовавшим в спорный период Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и в отношении страховых взносов.
Из буквального толкования положений статьи 44 НК РФ следует, что утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Пунктом 1 статьи 59 НК РФ установлен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ одним из таких оснований является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
При этом списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
Инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной (подпункт 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 1150-0 и в пункте 9 постановления Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 57)
Признание задолженности безнадежной к взысканию подразумевает под собой придание определенного статуса задолженности плательщика перед бюджетом, при которой ее взыскание невозможно осуществить (она числится на лицевых счетах за плательщиком), но субъект административных полномочий (налоговый орган, пенсионный фонд) не имеет правовых оснований для начала и осуществления процедуры ее взыскания (как в судебном, так и во внесудебном порядках).
При этом признание безнадежной к взысканию задолженности в самостоятельном судебном производстве возможно только тогда, когда субъектом административных полномочий не предпринято каких-либо действий по ее взысканию, а сроки принятия новых мер истекли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 НК РФ обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.
Требованием об уплате налога, в соответствии со статьей 69 НК РФ, признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках (пункты 1 и 2 статьи 46 НК РФ).
При этом взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Из пункта 1 статьи 47 НК РФ следует, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 46 НК РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней и штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Согласно пункту 53 постановления Пленума N 57 при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога.
В силу части 6.1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 статьи 21 указанного закона, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
В случае ликвидации организации-должника исполнительное производство подлежит окончанию, после чего судебный пристав-исполнитель направляет исполнительный документ ликвидационной комиссии (ликвидатору) (пункт 6 части 1 статьи 47 Закона N 229-ФЗ).
На основании вышеизложенного, по существу в случае ликвидации организации-должника ликвидационной комиссии делегируются публично-правовые функции по исполнению исполнительного документа, в связи с чем, ее обязанность действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица и его кредиторов (пункт 4 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)) предполагает также необходимость осуществлять возложенные на нее полномочия с учетом требований независимости и равного подхода ко всем заинтересованным в итогах процедуры ликвидации лицам.
В соответствии со статьей 46 Закона N 229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю в том числе, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными (п. 4 ч. 1); в случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с п. 4 ч. 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника (ч. 5).
Учитывая вышеизложенное, единый пресекательный срок давности взыскания налоговым органом недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам законодательством о налогах и сборах не установлен, такой срок определяется совокупностью сроков, установленных для осуществления мер по взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам в бесспорном или судебном порядке.
Между тем процедура ликвидации юридического лица изменяет указанные сроки. Задолженность по налогам уплачивается в соответствии с очередностью выплат кредиторам ликвидируемой организации. Налоговые органы также являются кредиторами организации.
Нормой статьи 64 ГК РФ установлена очередь для расчетов по налоговым долгам с бюджетом и внебюджетными фондами (третья очередь). Причем удовлетворение обязательств каждой последующей очереди происходит только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
Таким образом, налоговые органы не вправе принудительно взыскивать налоговые платежи (страховые взносы) с ликвидируемой организации на основании статей 46 - 47 НК РФ, поскольку обязаны учитывать правила и принципы, установленные для уплаты налогов (сборов, пеней, штрафов) организацией, находящейся в стадии ликвидации.
В период нахождения юридического лица в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями общества решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесении в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов) путем вынесения решений о взыскании по статьям 46 и 47 НК РФ, поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Ввиду того, что законодательством прямо указано на запрет налоговым органам осуществлять меры по взысканию в период ликвидации предприятий, срок вынесения таких решений о взыскании задолженности в бесспорном порядке (а равно и срок обращения за судебным взысканием) переносится на срок действия принятого решения о введении процедуры ликвидации и до прекращения процедуры ликвидации.
В случае прекращения процедуры ликвидации налоговые органы не лишены возможности реализовать последующую как бесспорную, так и судебную процедуру взыскания указанных сумм.
ООО "УРЦМ" с 16.12.2022 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Согласно сведениям №2023-41479 о наличии отрицательного сальдо (задолженности) единого налогового счета (ЕНС) налогоплательщика, плательщика сбора, страховых взносов или налогового агента по состоянию на 10.05.2023, выданным Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области, задолженность ООО "УРЦМ", указанная в данном документе, образовалась в период с 2015г. по 2017г.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть
направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если
иное не предусмотрено НК РФ. В случае если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 ст. 70 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Пунктом 1 ст. 47 НК РФ установлено, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В материалы дела налоговым органом представлены доказательства того, что ею предприняты все предусмотренные законом меры по взысканию указанных недоимки, пени и штрафов, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 398 НК РФ декларацию по земельному налогу представляют организации, у которых есть земельные участки в собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговая декларация подается в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Срок предоставления налоговой декларации - не позднее 1 февраля следующего года.
Налогоплательщик по сроку уплаты 01.02.2013 представил 23.01.2013 налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год.
В связи с неуплатой суммы налога налогоплательщику в соответствии с требованиями ст. 69, 70 НК РФ направлено требование № 273284 от 20.02.2013 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в котором предложено в срок до 13.03.2013 уплатить сумму налога в размере 41 445 руб. и пени в размере 136,79 руб.
В соответствии со ст. 46 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено решение №55198 от 18.03.2023 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Далее, налогоплательщик по сроку уплаты 03.02.2014 представил 30.01.2014 налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год.
В связи с неуплатой суммы налога налогоплательщику в соответствии с требованиями ст. 69, 70 НК РФ направлено требование № 363609 от 10.02.2014 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в котором предложено в срок до 28.02.2014 уплатить сумму налога в размере 165 780 руб. и пени в размере 555,43 руб.
В соответствии со ст. 46 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено решение №65808 от 04.03.2014 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
В связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика Инспекцией в соответствии с требованиями ст. 47 НК РФ вынесено постановление № 14261 от 02.04.2014 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика.
Судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №65271/14/43/66 (№ 13294980) от 22.04.2014. Впоследствии судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства от 28.11.2014 № 24789608/6643 и возвращении исполнительного документа взыскателю, по причине невозможности установления местонахождения должника, сведений об его имуществе.
Далее, налогоплательщик по сроку уплаты 02.02.2015 представил 11.01.2015 налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год.
В связи с неуплатой суммы налога налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 69, 70 НК РФ направлено требование № 2597 от 11.02.2015 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в котором предложено в срок до 04.03.2015 уплатить сумму налога в размере 165 780 руб. и пени в размере 1 717,62 руб.
В соответствии со ст. 46 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено решение №3047 от 12.03.2015 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
В связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика Инспекцией в соответствии с требованиями ст. 47 НК РФ вынесено постановление № 1591 от 13.04.2015 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика.
Судебным приставом-исполнителем 25.04.2015 вынесено постановление №31594522/6643 об отказе в возбуждении исполнительного производства, по причине: документ не соответствует требованиям ст. 13 Закона № 229-ФЗ.
Инспекцией в соответствии с требованиями ст. 47 НК РФ вынесено постановление №2560 от 19.05.2015 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика.
Судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №142208/15/66043 (№ 33205963/6643) от 29.05.2015.
Впоследствии судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства от 30.10.2015 № 40505421/6643 и возвращении исполнительного документа взыскателю, по причине невозможности установления местонахождения должника, сведений об его имуществе.
Налогоплательщик на основании решения налогового органа № 162 от 12.02.2013 привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 216 000 руб., налогоплательщику доначислен налог по НДС за 1 квартал 2012г. в сумме 1 080 000 руб. (по сроку уплаты 20.04.2012 - 360 000 руб., 21.05.2012 - 360 000 руб., 20.06.2012 - 360 000 руб.), пени в сумме 78 360 руб.
Решение о привлечении к налоговой ответственности №162 от 12.02.2013 налогоплательщиком в установленные налоговым законодательством сроки не оспорено и вступило в законную силу.
В связи с неуплатой суммы налога налогоплательщику в соответствии с требованиями ст. 69, 70 НК РФ направлено требование № 15064 от 18.03.2013 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в котором предложено в срок до 05.04.2013 уплатить сумму налога в размере 1 080 000 руб., пени в размере 78 360 руб., штраф - 216 000 руб.
В соответствии со ст. 46 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено решение №55758 от 09.04.2013 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
В связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика Инспекцией в соответствии с требованиями ст. 47 НК РФ вынесено постановление № 8721 от 15.05.2013 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика.
Судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №14999/13/43/66 от 16.05.2013.
Впоследствии судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о завершении исполнительного производства от 30.11.2013 № 1499/13/43/66, по причине невозможности взыскания задолженности (акт о невозможности взыскания).
Далее, налогоплательщик на основании решения налогового органа №1366 от 08.07.2013 привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 35 563,60 руб., налогоплательщику доначислен налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, в сумме 177 818 руб. (по сроку уплаты 10.04.2013), пени в сумме 4 352,10 руб.
Решение о привлечении к налоговой ответственности №1366 от 08.07.2013 налогоплательщиком в установленные налоговым законодательством сроки не оспорено и вступило в законную силу.
В связи с неуплатой суммы налога налогоплательщику в соответствии с требованиями ст. 69, 70 НК РФ направлено требование № 17159 от 29.08.2013 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в котором предложено в срок до 18.09.2013 уплатить сумму налога в размере 177 818 руб., пени в размере 4 352,10 руб., штраф - 35 563,60 руб.
В соответствии со ст. 46 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено решение №62144 от 20.09.2013 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
В связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика Инспекцией в соответствии с требованиями ст. 47 НК РФ вынесено постановление № 12233 от 05.11.2013 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика.
Судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №37375/13/6643 от 17.11.2013.
Впоследствии судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о завершении исполнительного производства от 30.11.2013 № 37375/13/43/99, по причине невозможности взыскания задолженности (акт о невозможности взыскания), исполнительный документ возвращен взыскателю.
Далее, налогоплательщик на основании решения налогового органа № 924 от 07.10.2013 привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, налогоплательщику доначислен налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, в сумме 44 454 руб. (по сроку уплаты 06.05.2013), пени в сумме 1 882,63 руб.
Решение о привлечении к налоговой ответственности № 934 от 07.10.2013 налогоплательщиком в установленные налоговым законодательством сроки не оспорено и вступило в законную силу.
В связи с неуплатой суммы налога налогоплательщику в соответствии с требованиями ст. 69, 70 НК РФ направлено требование № 18083 от 26.11.2013 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в котором предложено в срок до 16.12.2013 уплатить сумму налога в размере 44 454 руб., пени в размере 1 882,63 руб.
В соответствии со ст. 46 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено решение №63745 от 18.12.2013 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
В связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика Инспекцией в соответствии с требованиями ст. 47 НК РФ вынесено постановление № 12980 от 17.01.2014 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика.
Судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №45204/14/43/66 (№ 10565206/6646) от 26.01.2014.
Впоследствии судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 07.11.2015 № 40789465/6643 об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю, по причине невозможности установления местонахождения должника, его имущества.
Таким образом, Инспекцией сроки бесспорного взыскания задолженности в рамках ст. 46 и ст. 47 НК РФ не нарушены.
С 16.10.2013 Общество "УРЦМ" снято с налогового учета в Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области и поставлено на налоговый учет в Инспекции ФНС по Кировскому району г. Екатеринбурга.
На основании изменения местонахождения ООО «УРЦМ» из Межрайонной ИФНС России № 30 по Свердловской области приняты сальдовые остатки с задолженностью по дате отчетного периода 02.10.2013:
- по налогу на добавленную стоимость в размере 1 433 414 руб., в том числе: 1 080 000 руб. - налог, 132 414 руб. - пени, 216 000 руб. - штраф;
- Единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС в размере 0,02 руб. - пени;
- денежные взыскания за нарушения законодательства о налогах и сборах в размере 5 000 руб. - штраф.
В соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации) налоговым органам предоставлено право самостоятельно исключать из Единого государственного реестра недействующих юридических лиц, если юридические лица в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляли документы отчетности и не осуществляли операций хотя бы по одному банковскому счету.
Инспекцией ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга 09.09.2016 принято решение №15605 о предстоящем исключении Общества из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), как недействующее.
В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Подпунктом 4 п. 3 ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в частности, с ликвидацией организации - налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ.
В случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность из Единого государственного реестра юридических лиц, по решению регистрирующего органа задолженность по налогам, пени, штрафам, подлежит списанию.
Решение о признании указанных выше недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту нахождения организации.
Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга в соответствии Приказом ФНС России от 12.05.2015 № ММВ-7-8-190® 16.09.2016 приняла решение №979 о признании недоимки, задолженности по пени и штрафам, числящихся по состоянию на 1 января 2015 года за ООО «УРЦМ», которое отвечало признакам недействующего юридического лица, безнадежными к взысканию и об их списании и сформированы справки для исключения из ЕГРЮЛ на сумму 1 860 147,83 руб., в том числе:
- налог на добавленную стоимость в размере 1 080 000 руб. - налог, 267 888,74 руб. -пени, 217 000 руб. - штраф;
- налог на имущество организаций в размере 266 726 руб. - налог, 22 533,07 руб. - пени;
- Единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС в размере 0,02 руб. - пени;
- денежные взыскания за нарушения законодательства о налогах и сборах в размере 5 000 руб. - штраф.
При анализе карточки расчетов с бюджетом налогоплательщика установлено, что задолженность ООО «УРЦМ» по налогам, пени, штрафам, 16.09.2016 списана, в связи с исключением из ЕГРЮЛ.
В отношении Общества «УРЦМ» в ЕГРЮЛ 18.10.2016 внесена запись о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в связи с поступлением заявления лица, чьи права затрагиваются исключением Общества из ЕГРЮЛ, а именно по заявлению кредитора УП РФ в Кировском районе г. Екатеринбурга Свердловской области (№1405 от 07.10.2016).
Инспекцией ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга 19.05.2017 принято решение №5821 о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо. Решение о предстоящем исключении от 19.05.2017 №5821 опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» № 20 от 24.05.2017.
По решению регистрирующего органа 19.09.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ ООО «УРЦМ» как фактически прекратившее деятельность на
основании п. 2 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 59 НК РФ Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга принято решение от 25.09.2017 № 83 о признании безнадежными к взысканию и списании задолженности по пеням, штрафам и процентам на общую сумму 868 521,22 руб., в том числе по:
- земельному налогу с организаций 367 257,24 руб. - налог и 135 565,63 руб. - пени;
- налогу на имущество организаций 222 272 руб. - налог, 107 862,75 руб. - пени, 35 563,60 руб. - штраф.
Межрайонной ИФНС России № 30 по Свердловской области 21.01.2020 получена жалоба ФИО3 (далее - ФИО3) ИНН <***> на действие и (или) бездействие должностных лиц налогового органа, выразившееся в отказе отмены решения о принятии обеспечительных мер в виде наложения запрета на отчуждение имущества в отношении ООО «УРЦМ» от 12.02.2013 № 1. В поданной жалобе ФИО3 указал, что между ним и ООО «УРЦМ» был заключен договор купли - продажи нежилого помещения площадью 232,8 кв. м., расположенного по адресу: <...>.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области от 06.03.2020 исх. №13-06/07631 жалоба ФИО3 оставлена без удовлетворения.
На основании решения вышестоящего налогового органа от 06.03.2020 исх. № 13-06/07631 запись об исключении ООО «УРЦМ» из ЕГРЮЛ признана недействительной.
Управление ФНС России по Свердловской области письмом от 12.03.2020 исх. № 13-06/08170@ поручило Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга восстановить в карточках расчета с бюджетом ООО «УРЦМ» задолженность, списанную на основании решения № 979 от 16.09.2016, для применения мер дальнейшего взыскания.
Из пояснений налогового органа следует, что в связи с переходом с 01.01.2020 на работу в Информационный ресурс АИС Налог-3 данные по решению о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности №979 от 16.09.2016 не сконвертированы, в связи с чем отсутствовала техническая возможность для дальнейшего восстановления и взыскания задолженности.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области 31.10.2022 исх. № 15-16/32590@ принято решении о доначислении сумм по решению вышестоящего налогового органа, в том числе:
-налог на добавленную стоимость в размере 1 564 888,74 руб., в том числе: 1 080 000 руб. - налог, 267 888,74 руб. - пени, 217 000 руб. - штраф;
-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФ РФ на страховую часть пенсии за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 0,50 руб. (взнос);
-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФ РФ на страховую часть пенсии в размере 0,04 руб. (взнос).
Указанная задолженность по состоянию на 03.11.2022 восстановлена в карточках расчетов с бюджетом ООО «УРЦМ», в том числе:
-налог на добавленную стоимость в размере 1 080 000 руб. - налог, 1 107 588,74 руб. - пени (267 888,74 руб. (ранее списанная пени) + 839 700 руб. (динамическая пени), 217 000 руб. - штраф;
-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФ РФ на страховую часть пенсии за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 0,50 руб. (взнос);
-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФ РФ на страховую часть пенсии в размере 0,04 руб. (взнос).
Инспекцией ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга 16.05.2022 принято решение №4764 о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ, как недействующее. Запись внесена в ЕГРЮЛ - 18.05.2022.
В отношении Общества в ЕГРЮЛ 01.09.2022 внесена запись о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в связи с поступлением заявления лица, чьи права затрагиваются исключением из ЕГРЮЛ. Заявителем выступила Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга.
При анализе карточек расчетов с бюджетом налогоплательщика установлено, что ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга 20.10.2022 запись от 25.09.2017 №83 о списании задолженности по налогу на имущество организаций и земельного налога с организаций отменена. Ранее списанная задолженность 20.10.2022 восстановлена в карточках расчета с бюджетом, в том числе:
-налог на имущество с организаций в размере 222 272 руб. - налог, 171 808,58 руб. -пени (107 862,75 (ранее списанная пени) + 63 945,83 руб. (динамическая пени), 35 563,60 руб. - штраф;
-земельный налог в размере 367 565,63 руб. - налог, 241 222,47 руб. - пени (135 565,63 руб. (ранее списанная пени) + 105 656,84 руб. (динамическая пени).
Таким образом, на протяжении с 2015 года по 01.09.2022 налогоплательщик не исполнял обязанности по предоставлению налоговых деклараций (расчетов), по уплате налогов и погашении имеющейся задолженности.
Более того, налогоплательщик, осознавая последствия исключения из ЕГРЮЛ, намеренно создавал условия для исключения Общества из ЕГРЮЛ, предусмотренные ст.21.1 Федерального закона № 129-ФЗ.
ООО «УРЦМ» 16.12.2022 снято с налогового учета в Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга и постановлено на налоговый учет в Межрайонной ИФНС России № 30 по Свердловской области.
В связи с изменением места налогового учета налогоплательщика карточки расчетов с бюджетом централизованно переданы в налоговый орган по месту нового учета юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Задолженность ООО «УРЦМ» восстановлена в карточках расчетов с бюджетом 03.11.2022 (дата выявления недоимки), соответственно срок для направления требования об уплате задолженности составил не позднее 03.02.2023.
Между тем Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» введен в действие с 01.01.2023 особый порядок уплаты налогов в виде единого налогового платежа (далее - ЕНП) и единого налогового счета (далее - ЕНС).
В соответствии со статьей 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа.
Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности.
Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
В соответствии с пунктом 11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
В табличном варианте налоговый орган изложил сумму задолженности Общества по налогам по состоянию на 31.12.2022, а также отрицательное сальдо по состоянию на 01.01.2023. Учитывая, что с 01.01.2023 изменен порядок формирования сальдо ЕНС, согласно которому сальдо налогоплательщиков на 01.01.2023 сформировано на основании данных налогового органа по состоянию на 31.12.2022, включающей в себя суммы неисполненных обязанностей, ранее направленные требования в адрес налогоплательщика (неисполненные на 01.01.2023) аннулированы и сформированы требования об уплате задолженности (при наличии отрицательного сальдо).
В связи с установлением особого порядка взыскания сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам в переходном периоде в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 14.07.2022 № 263-ФЗ, а также изменением порядка признания исполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов в соответствии со статьей 45 НК РФ поручено исключить случаи взыскания сумм задолженности в виде отрицательного сальдо единого налогового счета, в том числе сумм начисленных пени, до начала запуска централизованных процессов формирования пользовательских заданий о направлении требований в соответствии со ст. 69 НК РФ (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 29.03.2023 № 500 «По урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных НК РФ, в 2023 году» увеличены предельные сроки направления требования об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности до шести месяцев.
Взыскание сумм задолженности в данный период проводится исключительно в отношении верифицированных сумм отрицательного сальдо ЕНС (Письма ФНС России^ от 26.01.2023 № ЕД-26-8/2®, от 28.02.2023 № ЕД-26-8/4@).
Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате задолженности № 426 от 23.05.2023, со сроком погашения задолженности до 27.06.2023.
Требование об уплате задолженности сформировано на сумму отрицательного сальдо налогоплательщика 4 005 178,50 руб., в том числе: 1 936 255,78 руб. - налог, 1 816 359,12 руб. - пени, 252 563,60 руб. - штраф.
Требование об уплате задолженности направлено в адрес налогоплательщика посредством телекоммуникационных каналов связи (далее - ТКС) и получено 23.05.2023, однако в установленный срок не было исполнено.
В связи с этим Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области в рамках ст. 46 НК РФ было принято решение от 14.08.2023 №307 о взыскании задолженности за счет налогоплательщика в размере 4 047 259 руб. 92 коп.
В связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика Инспекцией вынесено постановление №981 от 22.09.2023 и №4375 от 07.11.2023 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика.
Судебным приставом-исполнителем на основании постановления № 981 от 22.09.2023 возбуждено исполнительное производство № 155363/23/66062-ИП от 29.09.2023, на основании постановления № 4375 от 07.11.2023 возбуждено исполнительное производство № 178280/23/66062-ИП от 08.11.2023.
По данным сайта www.fssp.ru возбужденные исполнительные производства судебным приставом - исполнителем не окончены.
В статье 59 НК РФ приведены основания для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и порядок их списания.
Согласно п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности.
В соответствии с положениями ст. 46, 70 НК РФ срок на принудительное взыскание с налогоплательщика недоимки по налогу и начисленных на сумму неуплаченного налога пеней является пресекательным и составляет совокупность сроков, установленных ст. 46, 70 НК РФ, отсчет которых начинается с даты уплаты налога, установленной налоговым законодательством, далее три месяца - на направление требования об уплате налога, десять дней - на добровольную уплату налога по требованию, два месяца (шестьдесят дней) - на принятие решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в банках, шесть месяцев - на взыскание налога в судебном порядке.
В соответствии со ст. 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом были приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика. Данный вывод сделан на основании анализа п. 1 ст. 47 НК РФ и пункта 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57.
Таким образом, Инспекцией сроки бесспорного взыскания задолженности в рамках ст. 69, 70, 46 и ст. 47 НК РФ не нарушены.
Учитывая, что материалами дела подтверждается соблюдение налоговым органом установленного законом порядка взыскания задолженности, а принятые инспекцией меры принудительного взыскания не отозваны и продолжают действовать и в настоящее время, налогоплательщику направлялись документы о взыскании задолженности, судебными приставами-исполнителями возбуждены исполнительные производства, суд пришел к выводу, что отсутствуют основания для признания заявленных налогоплательщиком сумм безнадежными к взысканию.
Принимая во внимание изложенное, поскольку инспекцией возможность принудительного взыскания заявленной задолженности не утрачена, указанная задолженность на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ не может быть признана безнадежной к взысканию.
В связи с указанным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья А.В. Гонгало