ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-6212/06 от 28.04.2006 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург Дело № А60-6212/06-С6

28 апреля 2006г.

Резолютивная часть объявлена 28.04.2006г.

Полный текст решения изготовлен 28.04 2006г.

Судья Арбитражного суда Свердловской области О.Л.Гавриленко,   при ведении протокола судебного заседания судьей О.Л.Гавриленко,   рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Росгосхлебинспекции по Свердловской области к Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району г.Екатеринбурга о признании недействительными требования об уплате налога.

При участии:

от заявителя: ФИО1- начальник Управления, удостоверение № 366 от 11.11.2003года.

от заинтересованного лица: ФИО2, гл. налог. инспектор доверенность № 05-00013 от 10.01.2006г. ФИО3 гл. налог инспектор, доверенность 05-14/13164 от 28.04.2006г.

Управление Росгосхлебинспекции по Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району г.Екатеринбурга о признании недействительным требования № 14930 от 14.02.2006 г. об уплате налога в сумме 4866,02руб. и пени в сумме 581,52руб.

Заявитель ссылается на то, что осуществляемая управлением деятельность, связанная с выполнением работ и оказанию услуг, в силу п.п.4 ст.146 НК РФ не является объектом налогообложения, поскольку организация является специально уполномоченным органом в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки.

Налоговый орган, ссылаясь на Федеральный закон № 183 от 05.12.1998г. (п.2 ст.10), считает, что проведение экспертизы и контроля за качеством зерна, осуществляемое заявителем и не связанное с аккредитацией лабораторий, сертификацией зерна и продуктов его переработки, как не относящиеся к сфере их исключительных полномочий подлежит, обложению НДС в общеустановленном порядке.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд,

УСТАНОВИЛ:

Инспекцией ФНС РФ по Ленинскому району г.Екатеринбурга в адрес Управления Росгосхлебинспекции по Свердловской областинаправлено требование № 14930 от 14.02.2006г., согласно которому по состоянию на 14.02.2006г. управление имеет задолженность по налогам и пени в общей сумме 5447, 54руб. Управлению Росгосхлебинспекции по Свердловской области предложено в срок до 02.03.2006 г. уплатить образовавшуюся задолженность.

Считая выставление названного требования неправомерным, Управление Росгосхлебинспекции по Свердловской области обратилось с заявлением в Арбитражный суд.

Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с п.1ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу положений ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, о сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налогов, а по результатам налоговой проверки - в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Как следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки налоговым органом сделан вывод о том, что проведение экспертиз и контроль за качеством зерна, осуществляемые Управлением Росгосхлебинспекции по Свердловской области и не связанные с аккредитацией лабораторий, сертификацией зерна и продуктов его переработки (т.е. не относящиеся к сфере их исключительных полномочий) подлежат обложению НДС в установленном порядке.

На основании решения выездной налоговой проверки от 10.02.2006г. № 14-03768 Инспекцией ФНС РФ по Ленинскому району Управлению Росгосхлебинспекции по Свердловской области направлено требование об уплате налога на добавленную стоимость и пени № 14930 от 14.02.2006г. в общей сумме 5447,54руб. (по состоянию на 14.02.2006г).

Согласно п. п. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, не признается объектом налогообложения по НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязанность выполнения указанных работ (оказание услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки" от 05.12.98 N 183-ФЗ (далее - ФЗ № 183), государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки. Положение о специальном уполномоченном государственном органе в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки утверждается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23.03.99 N 328 определен специальный уполномоченный государственный орган в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки - Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.03.2001 N 191 утверждено «Положение о государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ».

В силу п. 3 указанного Положения Росгосхлебинспекция, федеральная лаборатория Росхлебинспекции, региональные Управления Росгосхлебинспекции (территориальные подразделения), лаборатории и хлебоинспекционные пункты образуют систему государственной хлебной инспекции РФ по контролю за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки.

Приказом Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ от 14.05.2001 N 22 утверждено Положение "О территориальном подразделении Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ", к которому, в частности, относится Управление Росгосхлебинспекции по Свердловской области.

Росгосхлебинспекции и ее территориальным органам предоставлены исключительные полномочия по контролю, инспектированию качества зерна и продуктов его переработки, а также выдаче сертификатов качества зерна и продуктов его переработки.

Данные полномочия содержатся в ст. 5 ФЗ N 183, п. 6 Положения «О государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.03.2001 N 191, п. п. 5 - 7 Положения «О территориальном подразделении Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ», утвержденного Приказом государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ от 14.05.2001 N 22.

Таким образом, управление Росгосхлебинспекции по Свердловской области входит в систему органов государственной власти и осуществляет возложенные на него законом исключительные полномочия по контролю за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки и выполнение работ (оказание услуг) в рамках указанных полномочий не признается объектом налогообложения по НДС в силу п.п.4 п.2 ст.146 НК РФ.

Выполнение заявителем услуг в рамках предоставленных ему полномочий подтверждается материалами дела (перечни выполненных работ, платежные поручения).

Довод инспекции о том, что услуги по определению качества зерна и продуктов его переработки, а также работы по контролю за качеством зерна и продуктов его переработки, не являются исключительными полномочиями ответчика, поскольку могут оказываться аккредитованными лабораториями, а также привлеченными специалистами, не может быть принят во внимание исходя из следующего.

Суд считает, что по смыслу пп.4 п.2ст. 146 НК РФ под исключительными полномочиями государственного органа в определенной сфере деятельности следует понимать специальные задачи и функции этого органа в общей системе органов исполнительной власти. В частности, исключительными полномочиями управления является осуществление государственного контроля за качеством зерна и зернопродуктов.

Следовательно, под налогообложение подпадают те оказываемые государственным органом услуги, обязательность выполнения (оказания) которых для данного государственного органа не установлена законодательством.

Возможность предоставления аналогичных услуг другими, негосударственными организациями и специалистами, не имеет в данном случае правового значения.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что требования Управления Росгосхлебинспекции по Свердловской области о признании недействительным требования Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району № 14930 от 14.02.2006 г. об уплате налога и пени в общей сумме 5447,54 руб. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 110, ст. ст.167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования Управления Росгосхлебинспекции по Свердловской области удовлетворить полностью.

Признать недействительным требование Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району № 14930 от 14.02.2006 г. об уплате налога и пени в сумме 5447, 54руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В

случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления

арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259-260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной

инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья О.Л.Гавриленко