АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
09 апреля 2018 года Дело №А60-6279/2018
Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2018 года
Полный текст решения изготовлен 09 апреля 2018 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н. Водолазской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Мальцевой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-6279/2018по заявлению закрытого акционерного общества «Золото Северного Урала» (ИНН 6617001534)
к Уральской государственной инспекции пробирного надзора Федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации»
о признании недействительными пунктов 1, 2 резолютивной части предписания №30-15-1.1-28/1381 от 27.12.2017
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 08.12.2015,
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 26.03.2018.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Закрытое акционерное общество «Золото Северного Урала» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2 резолютивной части предписания Уральской государственной инспекции пробирного надзора Федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» №30-15-1.1-28/1381 от 27.12.2017.
Заинтересованное лицо в удовлетворении заявленных требований просит отказать, оспариваемое предписание считает законным.
В судебном заседании, назначенном на 27 марта 2018 года, объявлен перерыв до 02.04.2018 10:30. Судебное заседание продолжено 02.04.2018 в том же составе суда с участием тех представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
На основании распоряжения от 12.12.2017 №60 Уральской государственной инспекцией пробирного надзора в период с 18.12.2017 по 26.12.2017 в отношении закрытого акционерного общества «Золото Северного Урала» проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки соблюдения обществом обязательных требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» за период с 01.01.2017 по 30.11.2017.
По результатам проведенной проверки оформлен акт от 26.12.2017. Закрытому акционерному обществу «Золото Северного Урала» выдано предписание №30-15-1.1-28/1381 от 27.12.2017, согласно которому в целях устранения причин и условий допущенных нарушений обществу предписано:
- разработать и утвердить правила внутреннего контроля в точном соответствии с действующими нормативными правовыми требованиями (пункт 1);
- не допускать повторных случаев нарушения порядка направления в Росфинмониторинг сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, и сведений о результатах проверок клиентов (пункт 2);
- внести изменения и дополнения в реестр специального учета, направив в адрес УГИПН заявление и карту специального учета в соответствии с требованиями п. 10 Правил ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 № 1052 (пункт 3);
- в срок в течение одного месяца с даты получения предписания разработать план мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, и утвердить его приказом по организации. Копии приказа и плана мероприятий направить в адрес инспекции (пункт 4);
- в срок до 01.03.2018 представить в адрес инспекции отчет об устранении нарушений (пункт 5).
Не согласившись с пунктами 1, 2 предписания, закрытое акционерное общество «Золото Северного Урала» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ, п. 1 Положения о порядке осуществления органами федерального пробирного надзора контроля за исполнением организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Минфина РФ от 21.06.2005 № 76н, Пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации (далее - Пробирная палата России) осуществляет контроль за исполнением организациями, состоящими на специальном учете в государственных инспекциях пробирного надзора и осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее - организации), требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В целях контроля за исполнением организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Пробирная палата России и государственные инспекции пробирного надзора (далее - госинспекции) в пределах своей компетенции проводят проверки организаций (п. 2 Положения №76н).
В силу п. 4 названного Положения при проведении проверок по вопросу исполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма проверяются, а том числе:
- наличие в организации утвержденных и согласованных в установленном порядке правил внутреннего контроля;
- внутренние документы организации, позволяющие оценить состояние внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- соблюдение требований Федерального закона по документальному фиксированию сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также о сделках, основания документального фиксирования информации по которым перечислены в пункте 2 статьи 7 Федерального закона;
- соблюдение порядка направления в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Пунктом 5 Положения предусмотрен порядок выдачи Пробирной палатой России или госинспекций предписаний об устранении выявленных в ходе проверки недостатков и нарушений.
Таким образом, предписание выдано Уральской государственной инспекции пробирного надзора Федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» в пределах предоставленных полномочий.
Из материалов дела следует, что закрытому акционерному обществу «Золото Северного Урала» Уральской государственной инспекцией пробирного надзора выдано свидетельство и карта постановки на специальный учет от 26.05.2015 №0150008009, согласно которым общество осуществляет операции с драгоценными металлами по следующим видам деятельности: добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы), производство драгоценных металлов (переработка минерального сырья на золотоизвлекательной фабрике), оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами.
Пунктом 1 предписания от 27.12.2017 ЗАО «Золото Северного Урала» предписано разработать и утвердить правила внутреннего контроля в точном соответствии с действующими нормативными правовыми требованиями.
В обоснование законности названного пункта предписания заинтересованное лицо ссылается на нарушение обществом требований п. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от 07.08.2001 № 115-ФЗ и п. 4 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667, а именно: действующая редакция правил внутреннего контроля ЗАО «Золото Северного Урала» не содержит программы осуществления внутреннего контроля (п.п. к), л) и м)): программа изучения клиента; программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции; программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Кроме того, в нарушение пункта 1.1 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667, действующая редакция правил внутреннего контроля ЗАО «Золото Северного Урала» не приведена в месячный срок в соответствие вновь принятым нормативным актам, вступившим в действие с даты последнего обновления ПВК (приказ от 19.10.2015 № 01-02/210).
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 667 от 30 июня 2012 г. «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», и утверждаются руководителем организации (далее - Требования).
Пункт 4 указанных требований на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. № 577 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» был дополнен пунктами «к», «л», «м», согласно которым правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля: программа изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании (далее - программа изучения клиента) (подпункт «к»); программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции (подпункт «л»); программа, регламентирующая порядок работы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ (подпункт «м»).
Указанное Постановление было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 июня 2014 года и начало действовать с 04 июля 2014 года.
Согласно п. 1.1 Требований Правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.
Вместе с тем как установлено в ходе проверки, действующая редакция Правил внутреннего контроля ЗАО «Золото Северного Урала» не содержит программы осуществления внутреннего контроля, а именно:
- программы изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании (п. «к»);
- программы, регламентирующей порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции (п. «л»);
- программы, регламентирующей порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (п. «м»).
Оспаривая законность пункта 1 предписания, заявитель ссылается на то, что у общества отсутствует обязанность по приведению Правил внутреннего контроля в соответствие с требованиями Федеральных законов от 23.06.2016 №215-ФЗ, от 28.12.2016 №471-ФЗ и №505-ФЗ, от 29.07.2017 №267-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 №913, поскольку изменения, внесенные в указанные нормативные правовые акты, не повлекли обязанности для общества вносить какие-либо изменения в Правила внутреннего контроля.
В частности, общество ссылается на то, что:
- Федеральный закон от 28.12.2016 №471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» сократил предусмотренный ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ перечень органов государственной власти, по запросу которых информация по бенефициарным владельцам должна быть предоставлена юридическим лицом. Сокращение указанного перечня не устанавливает каких-либо дополнительных прав и обязанностей в части внутреннего контроля.
Требованиями не установлена обязанность организации отражать в ПВК перечень органов государственной власти, по запросу которых она представляет информацию по бенефициарным владельцам. Данный перечень предусмотрен в ст. 6.1 Закона № I 15-ФЗ, что не требует его дополнительного отражения в ПВК.
- Федеральный закон от 28.12.2016 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определении понятия «иностранные финансовые инструменты» вносит дополнение в ст. 10.1 Закона № 115-ФЗ, в соответствии с которым понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном указанным Законом № 115-ФЗ.
Внесенные в данную статью изменения не распространяются на лиц, осуществляющих куплю-продажу драгоценных металлов, не вводят для них никаких дополнительных прав и обязанностей, в связи с чем у общества отсутствовали обязанности по приведению ПВК в соответствие с законодательством в связи с принятием Закона № 505-ФЗ.
- Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит изменения в п. 1.3 ст. 6 Закона № 115-ФЗ и распространяется исключительно на категории субъектов, к которым общество не относится. Требования не предусматривают необходимость отражать в ПВК положения, не распространяющиеся на общество.
- Федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодеке Российской Федерации об административных правонарушениях», дополняющий Закон № 115-ФЗ статьей 6.1, и Постановление Правительства РФ от 31.07.2017 № 913 устанавливают порядок исполнения обязанности юридических лиц по раскрытию информации о бенефициарных владельцах по запросам уполномоченных органов.
По мнению заявителя, нормы ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ имеют прямое действие и не требуют дополнительного внесения изменений в ПВК, так как Требования не обязывают устанавливать в ПВК периодичность обновления информации о бенефициарных владельцах и сроки хранения указанной информации. Нормы Постановления № 913 имеют прямое действие и не требуют внесения изменений в ПВК, поскольку Требования не обязывают устанавливать в ПВК правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по их установлению по запросам уполномоченных органов государственной власти.
Действительно в акте проверки от 26.12.2017 Уральской государственной инспекцией пробирного надзора указано на несоблюдение обществом требований п. 1.1 Требований в части не приведения Правил внутреннего контроля в соответствии с требованиями Федеральных законов от 23.06.2016 №215-ФЗ, от 28.12.2016 №471-ФЗ и №505-ФЗ, от 29.07.2017 №267-ФЗ, постановлениями Правительства РФ от 31.07.2017 №913, от 17.09.2016 №933.
Вместе с тем оспариваемым предписанием на общество не возложена обязанность по приведению Правил внутреннего контроля в соответствии с теми конкретными нормами, на которые заявитель ссылается в заявлении. Предписание обязывает общество разработать и утвердить правила внутреннего контроля в точном соответствии с действующими нормативными правовыми требованиями.
Правила внутреннего контроля являются документом, который регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации; устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля; определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию (пункт 3 постановления № 667).
Правила внутреннего контроля направлены на создание условий для надлежащего исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ, должны приводиться в соответствие с изменениями законодательства и неукоснительно соблюдаться организациями.
ЗАО «Золото Северного Урала» использует в своей деятельности правила внутреннего контроля в редакции от 19.10.2015, не соответствующие действующему законодательству в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, так как не учитывают изменений, внесенных, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. № 577 в пункт 4 Требований.
Суд соглашается с доводами заинтересованного лица о том, что в акте проверки от 26.12.2017 и в мотивировочной части предписания проверяющими перечислены нормативные акты о противодействии терроризму, принятые после дат утверждения ЗАО «Золото Северного Урала» Правил внутреннего контроля, которые необходимо было проанализировать на предмет необходимости внесения дополнений в Правила внутреннего контроля. Общество самостоятельно должно определить, какие изменения его касаются, и что следует отразить в Правилахвнутреннего контроля.
Оценив содержание оспариваемого пункта предписания, суд пришел к выводу, что содержащиеся в нем формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, которые необходимо совершить обществу в целях устранения выявленных нарушений.
Принимая во внимание изложенное, оснований для признания пункта 1 предписания суд не усматривает.
Пунктом 2 предписания от 27.12.2017 ЗАО «Золото Северного Урала» предписано не допускать повторных случаев нарушения порядка направления в Росфинмониторинг сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, и сведений о результатах проверок клиентов.
В обоснование законности названного пункта предписания Уральская государственная инспекция пробирного надзора ссылается на нарушение обществом требования, установленного в подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ, в частности на то, что ЗАО «Золото Северного Урала» несвоевременно (с превышением установленного срока) направлены в Росфинмониторинг 6 сообщений по форме ФЭС 1-ФМ со сведениями об операциях купли-продажи драгоценных металлов, подлежащих обязательному контролю за период с 01.01.2017 по 30.11.2017. Нарушение допущено на даты по истечении установленного 3-х дневного срока для направления сообщений с дат совершения операций (дат счетов-фактур).
Как указано в мотивировочной части предписания, нарушение образовалось вследствие не соблюдения ЗАО «Золото Северного Урала» за проверенный период порядка отправки сведений о сделках, подлежащих обязательному контролю, предусмотренных в информационном письме Росфинмониторинга №50 от 10.02.2016, согласно которому порядок направления сообщений предполагает в рамках совершенной сделки отправку сообщений отдельно по операции отгрузки для реализации драгоценных металлов и отдельно по операции получения денежных средств за реализованные драгоценные металлы.
ЗАО «Золото Северного Урала» полагает, что установленный законодательством порядок направления сообщений по сделкам купли-продажи драгоценных металлов не обязывает общество в рамках одной совершенной операции реализации драгоценных металлов направлять в Росфинмониторинг два сообщения - по операции отгрузки драгоценных металлов и по операции получения денежных средств за реализованные драгоценные металлы.
Рассмотрев доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с абз. 7 ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ к субъектам указанного закона, на которых в полной мере распространяются все требования, предусмотренные законодательством в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения (далее - организации).
Согласно абзацу 6 подп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится, в том числе, к операции по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами:
- вид операции и основания ее совершения;
- дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;
- сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;
- наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
- сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;
- сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;
- сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
Согласно ст. 3 Федерального закона №115-ФЗ клиент - физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом; операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации в рамках одной сделки по купле-продаже (договора купли-продажи и его разновидности, договора поставки) стороны совершают операции с денежными средствами и имуществом (передача товара единовременно либо партиями и оплата товара в рамках договора за каждую партию), и каждое совершаемое стороной действие в рамках сделки направлено на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, обязательному контролю в рамках одной сделки (договора) подлежат, с одной стороны - передача товара (операции с имуществом), с другой стороны - платежи за товар (операции с денежными средствами), при условии, что сумма платежа или стоимость товара равна или превышает пороговое значение либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной пороговому значению, или превышает его.
Сведения об операциях как с имуществом, переданным покупателю, так и с денежными средствами, полученными от покупателя, в рамках купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в Росфинмониторинг представляет продавец (поставщик) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Порядок представления в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих контролю, установлен Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторинга № 110 от 22 апреля 2015 г.
Согласно подп. «а» п. 1.4 Инструкции организации и индивидуальные предприниматели представляют в Росфинмониторинг информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.
Представление в Росфинмониторинг информации об операциях (сделках), указанных в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 1.4 и пунктах 1.5 и 1.6 настоящей Инструкции, осуществляется в соответствии со структурой ФЭС 1-ФМ (п. 5.4 Инструкции).
При формировании ФЭС 1-ФМ об операции с денежными средствами в показателе «Код признака операции» следует указывать значение «0», при представлении сведений о лице, которое получает денежные средства в рамках данной операции, в показателе «Код роли участника операции (сделки)» следует указать значение «02-Получатель», а в сведениях о лице, которое осуществляет оплату, в показателе «Код роли участника операции (сделки)» следует указать значение «01-Плательщик».
Также при формировании ФЭС 1-ФМ об операции с имуществом в показателе «Код признака операции» следует указывать значение «1», при представлении сведений о лице, которое получает имущество в рамках данной операции, в показателе «Код роли участника операции (сделки)» следует указать значение «02-Получатель», а в сведениях о лице, которое осуществляет передачу (отгрузку) имущества, в показателе «Код роли участника операции (сделки)» следует указать значение «01-Плательщик».
Согласно действующему формату сообщения ФЭС 1-ФМ его реквизиты не предусматривают одновременного внесения информации об операции с денежными средствами и об операции с иным имуществом (драгоценными металлами), по которым код вида операции («0» или «1») и основание их совершения (платежный или отгрузочный документ) не совпадают.
Принимая во внимание изложенное, исходя из содержания подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, положений Инструкции следует, что предусмотренный в них режим обязательного контроля в равной мере распространяется на операции, как с денежными средствами, так и с имуществом.
Доводы заявителя о том, что письмо Росфинмониторинга от 10.02.2016 № 50 «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли» не является нормативным актом, носит информационный характер и не может быть адресовано заявителю не принимаются судом.
Исходя из закрепленного в подп. 3 п. 6 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808, Федеральная служба по финансовому мониторингу имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
Письмо Росфинмониторинга от 10.02.2016 № 50 носит информационно-разъяснительный характер по вопросам применения отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.
Названное письмо разъясняет не только организациям и индивидуальным предпринимателям ювелирной отрасли, но и организациям, осуществляющим куплю-продажу драгоценных металлов, порядок представления в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю; какая операция подлежит обязательному контролю в соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, порядок формирования сообщения об операции скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий и т.п.
В рассматриваемом случае, ссылка в мотивировочной части предписания на информационное письмо Росфинмониторинга №50 от 10.02.2016 не нарушает прав заявителя, поскольку как было указано выше, названное письмо не содержит правовых норм или общих правил, а лишь разъясняет порядок применения отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Вопреки доводам заявителя, оспариваемые пункты предписания не нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, поскольку возлагают на него исключительно предусмотренные законом обязанности и не создают препятствия для осуществления деятельности.
Принимая во внимание изложенное, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемых пунктов предписания закону.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований не имеется.
Вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
Поскольку в удовлетворении требований отказано расходы по оплате государственной пошлины на основании ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
В силу ч. 5 ст. 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
Поскольку суд отказал истцу в удовлетворении требований в полном объеме, обеспечительные меры, принятые определением суда от 06.02.2018, подлежат отмене.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований закрытого акционерного общества «Золото Северного Урала» отказать.
2. Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Свердловской области от 06.02.2018 в рамках дела №А60-6279/2018.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья С.Н. Водолазская