ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-63352/2021 от 08.08.2022 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

15 августа 2022 года Дело № А60-63352/2021

Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2022 года. Полный текст решения изготовлен 15 августа 2022 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Ю.Григорьевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Р.Зиганшиной рассмотрел в судебном заседании 02-08.08.2022г. дело №А60-63352/2021 по иску Администрации города Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>) к ГКУ СО «УПРАВЛЕНИЕ АВТОДОРОГ» (ИНН <***>, ОГРН <***>), третье лицо без самостоятельных требований на предмет спора МУГИСО, об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, путем выкупа,

при участии в судебном заседании до перерыва:

от истца ФИО1, доверенность от 06.12.2021г.;

от ответчика ФИО2, доверенность от 10.01.2022г.;

при участии в судебном заседании до перерыва:

от истца ФИО3, доверенность от 06.12.2021г.;

ответчик явку представителя не обеспечил.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицами, явившимися в судебное заседание, заявлено об отсутствии необходимости разъяснять процессуальные права и обязанности.

Отводов суду не заявлено.

Администрация города Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ГКУ СО «УПРАВЛЕНИЕ АВТОДОРОГ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0503025:9 и 66:41:0503025:10 и прекращении права постоянного бессрочного пользования на указанные земельные участки.

Ответчик представил отзыв.

Определением от 08.02.2022г. суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора МУГИСО.

МУГИСО представлены возражения на исковое заявление.

Определением от 19.04.2022г. по делу назначена оценочная экспертиза, проведение которой поручено ФИО4 (ИНН <***>).

Заключение эксперта поступило в материалы дела.

Истцом представлены возражения на заключение.

В отсутствие ходатайства о назначении повторной или дополнительной экспертизы, суд вызвал эксперта в судебное заседание для дачи пояснений.

В судебном заседании экспертом даны пояснения, представлены письменные комментарии к возражениям истца на заключение эксперта, поясняющий расчет к экспертному заключению.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки с кадастровым номером 66:41:0503025:9 площадью 5616 кв.м и с кадастровым номером 66:41:0503025:10 площадью 7303 кв.м, расположенные в г. Екатеринбурге, что подтверждается представленными истцом выписками из ЕГРН.

Указанные земельные участки принадлежат на праве собственности Свердловской области.

В связи с реконструкцией и строительством улично-дорожной сети, выполняемых в рамках подготовки к проведению XXXII Всемирной летней универсиады 2023, истцом принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, расположенных по адресу: тракт Сибирский, 14-й км - автодорога Екатеринбург-Кольцово, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0503025:9 и 66:41:0503025:10 (постановление Администрации г. Екатеринбурга от 05.02.2021г. № 166).

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с иском об изъятии у ответчика земельных участков с выплатой выкупной цены в размере 6935366 руб. за земельный участок с кадастровым номером 66:41:0503025:9 и в размере 8529381 руб. за земельный участок с кадастровым номером 66:41:0503025:10, прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ответчика на земельные участки.

Размер выкупной цены определен истцом на основании отчетов об оценке ООО «ЗСКЦ» № 134-03/01/1 от 19.07.2021г. (в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0503025:9) и № 134-03/02/1 от 19.07.2021г. (в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0503025:10).

Ответчик, возражая против иска, сослался на несоблюдение истцом установленной процедуры заключения соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд; оспаривает размер возмещения.

Третьим лицом (собственником земельных участков) представлены возражения на иск, поддерживает позицию ответчика о том, что истцом не соблюдена процедура изъятия земельных участков.

В силу положений статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1) и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 2).

Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, в случаях принудительного изъятия имущества у собственника - независимо от оснований такого изъятия - должен осуществляться эффективный судебный контроль, который может быть либо предварительным, либо последующим и служит гарантией конституционного принципа неприкосновенности собственности (постановления от 16.07.2008 N 9-П, от 24.02.2004 N 3-П, определения от 11.05.2012 N 758-О, от 03.07.2007 N 714-О-П).

Осуществление такого контроля подразумевает, в том числе, необходимость проверки действительного наличия оснований, указанных уполномоченным органом в качестве целей принудительного изъятия имущества, их соответствия закону.

В силу п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда основания отчуждения предусмотрены законом.

Одним из таких оснований согласно подпункту 3 пункта 2 указанной правовой нормы является изъятие у собственника земельного участка для государственных или муниципальных нужд, что в соответствии с п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) осуществляется путем выкупа земельного участка.

Под государственными или муниципальными нуждами при этом могут пониматься потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), но является невозможным без изъятия имущества, принадлежащего частному субъекту. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016).

В пункте 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.

В целях совершенствования магистральной улично-дорожной сети и увеличения ее пропускной способности, во исполнение решения Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003г. № 40/6 «О Стратегическом плане развития Екатеринбурга», на основании постановления Правительства Свердловской области от 29.10.2013г. № 1331-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2022 года» Администрацией г. Екатеринбурга разработана и утверждена муниципальная программа «Столица» на 2017-2024 годы (постановление Администрации г. Екатеринбурга от 03.11.2016г. № 2193).

Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 21.09.2020г. № 1794 утверждены проекты планировки и межевания территории, предназначенной для строительства и реконструкции линейных объектов транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к проведению универсиады.

В связи с реализацией программы «Столица», а также реконструкцией и строительством улично-дорожной сети, выполняемых в рамках подготовки к проведению XXXII Всемирной летней универсиады 2023 в городе Екатеринбурге Администрацией г. Екатеринбурга принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, расположенных по адресу: тракт Сибирский, 14-й км – автодорога Екатеринбург – Кольцово, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0503025:9 и 66:41:0503025:10 (постановление Администрации г. Екатеринбурга от 05.02.2021г. № 166).

Указанное постановление от 05.02.2021г. № 166 опубликовано в установленном порядке и вручено ответчику 11.02.2021г. (что подтверждается отметкой на втором экземпляре сопроводительного письма), направлено третьему лицу (почтовая квитанция от 11.02.2021г.).

Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела, учитывая, что изъятие имущества ответчика необходимо в целях строительства и реконструкции линейных объектов транспортной инфраструктуры, а также принимая во внимание, что строительство и реконструкция дорожно-уличной сети невозможны без изъятия имущества ответчика, руководствуясь принципом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, суд приходит к выводу о наличии оснований для изъятия земельных участков у ответчика.

По смыслу подпункта 3.2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).

Согласно пункту 1 статьи 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно пункту 3 статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Исходя из пунктов 1, 2, 4 статьи 281 ГК РФ и пункта 2 статьи 56.8 ЗК РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения, при определении размера которого в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Статьей 56.8 ЗК РФ предусмотрено, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) с учетом особенностей, установленных этой статьей; при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно статье 8 Закона N 135-ФЗ проведение оценки при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд является обязательным.

Как указано в пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 (далее - Обзор от 10.12.2015), по смыслу статьи 282 ГК РФ, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 ЗК РФ в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

Учитывая возражения ответчика относительно выкупной цены за участки, судом на основании статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначена по делу судебная оценочная экспертиза в целях определения рыночной стоимости постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и размера убытков, в том числе упущенной выгоды, возникающих у ответчика в связи с изъятием участков.

Согласно экспертному заключению стоимость постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, определенная методом сравнительного подхода, составляет 6974352 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0503025:9 и 10428684 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0503025:10; величина убытков, возникающих у ответчика в связи с изъятием участков, определена в размере 4954528 руб. При этом экспертом сделана оговорка, что размер убытков, связанных с изъятием земельного участка с кадастровым номером 66:41:0503025:9 в рамках экспертизы не произведен.

Доводы истца относительно размера убытков судом отклонены, поскольку сооружения на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0503025:10 являются частями автодороги, переданной в управление ответчику; автомобильная дорога является объектом капитального строительства и не может рассматриваться в качестве замощения земельного участка, воспринимаемого как улучшение свойств земельного участка.

Квалификация и компетентность эксперта не вызывают сомнений. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Заключение эксперта выполнено с соблюдением требований, предъявляемых к производству экспертизы, содержит все предусмотренные законодательством разделы и сведения и включает в себя общую информацию, идентифицирующую объект оценки, результаты оценки, полученные при применении использованных оценщиком подходов и методов оценки, мотивированные выводы, заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки, применяемые стандарты оценочной деятельности.

Оценив заключение эксперта, признав его полным, достоверным и обоснованным, суд при определении выкупной стоимости имущества принимает во внимание рыночную стоимость права и убытков, определенных по результатам экспертизы.

Возражения истца по экспертному заключению судом отклонены с учетом данных экспертом в судебном заседании пояснений, представленных письменных комментариев. О назначении повторной или дополнительной экспертиз истец не ходатайствовал.

Вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка является основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (подп. 2 п. 1 ст. 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению. Размер выкупной цены определен судом на основании заключения судебной экспертизы.

Расходы по оплате судебной экспертизы возлагаются на истца (ст. 106, ч. 1 ст. 110 АПК РФ), подлежат взысканию с истца непосредственно в пользу эксперта.

Руководствуясь ст.110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Исковые требования удовлетворить.

Изъять земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0503025:9 и 66:41:0503025:10.

Прекратить право собственности Свердловской области и право постоянного (бессрочного) пользования ГКУ СО «УПРАВЛЕНИЕ АВТОДОРОГ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0503025:9 и 66:41:0503025:10.

Установить выкупную стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0503025:9 в размере 6974352 руб., земельного участка с кадастровым номером 66:41:0503025:10 в размере 15383212 руб., которая подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Свердловской области (ГКУ СО «Управление автодорог»)

ИНН: <***>

КПП: 668501001

Единый казначейский счет: 40102810645370000054

Казначейский счет: 03100643000000016200

Банк: Уральское ГУ Банка России//УФК по Свердловской области г. Екатеринбург

БИК: 016577551

КБК: 05611402022020000440

ОКТМО: 65701000

2.Взыскать с Администрации города Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу ФИО4 70000 руб. за проведение экспертизы.

3.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.

В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья С.Ю. Григорьева