ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-64199/20 от 10.02.2021 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

17 февраля 2021 года                                                           Дело №А60-64199/2020

Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2021 года

Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2021 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.Н, Сиковой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокурора ЗАТО г. Лесной Свердловской областик Индивидуальному предпринимателю Баранову Рудольфу Александровичу (ИНН 663000002262, ОГРН 309663022500011) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее – КоАП РФ),

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО3, представитель по доверенности № 8/2-15-2021 от 27.01.2021г., удостоверение,

от заинтересованного лица – в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим  образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Судебное заседание проведено в отсутствие заинтересованного лица на основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда, ходатайств не заявлено.

Прокуратура ЗАТО г. Лесной Свердловской областиобратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП ФИО2 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Заинтересованное лицо отзыв не представило.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой ЗАТО г. Лесной проведена проверка индивидуального предпринимателя ФИО4 исполнения законодательства о лицензировании в салоне красоты «Бигуди» по адресу: <...>.

Установлено,    что    ФИО2    является    индивидуальным предпринимателем и осуществляет свою деятельность в помещении салона красоты «Бигуди» по адресу: <...>, где оказывает населению платные медицинские услуги по нанесению перманентного татуажа, «миостимуляции», «вакуумного массажа», прессотерапии без специального разрешения (лицензии).

Прокурором ЗАТО г. Лесной в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 16.12.2020 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дела об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, в связи с чем, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО2 к административной ответственности.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Материалами проверки установлено, что    ФИО2    осуществляет свою деятельность в помещении салона красоты «Бигуди» по адресу: <...>, где оказывает населению платные медицинские услуги по нанесению перманентного татуажа, «миостимуляции», «вакуумного массажа», прессотерапии.

Стоимость услуги по нанесению перманентного макияжа составляет от 2999 рублей до 3500 рублей, по миостимуляции 550 рублей за одну услугу, по вакуумному массажу - 600 рублей за услугу.

Опрошенный в ходе проверки ИП ФИО2 пояснил, что для осуществления деятельности по нанесению перманентного макияжа использует отдельный кабинет, специальный аппарат, пигмент, одноразовые иголки, «хлордиксидин» и сопутствующие одноразовые материалы (ватные диски, перчатки и т.д.). Услуга оказывается на постоянной основе косметологом ФИО5, которая не имеется медицинского образования, но прошла специальные курсы. Факт оказания услуги - перманентного макияжа подтверждается также объяснениями администратора салона красоты «Бигуди», косметологом ФИО5 Услуги по миостимуляции и вакуумному массажу оказываются также только ФИО5

Перед оказанием услуги заполняется соглашение (разрешение) на проведение процедуры перманентного макияжа.

Согласно объяснениям косметолога ФИО5 их салон оказывает услугу по нанесению косметического макияжа манипулой (ручкой, в которую вставляется одноразовая игла) или машинкой для перманентного макияжа. При этом, используются пигменты, на которые имеются советующие сертификаты. Для обезболивания применяются крем «Эмма», чтобы уменьшить чувствительность кожи при введении пигмента в кожу.

В ходе проведения проверки составлен акт осмотра кабинета от 10.12.2020 в салоне красоты «Бигуди», в котором зафиксировано наличие специального оборудования - аппарат для нанесения перманентного макияжа, одноразовые иголки, хлордиксидин», мазь «Эмма», одноразовые материалы (ватные диски, ватные палочки, перчатки), а также пигменты для нанесения перманентного макияжа.

Согласно декларации о соответствии на аппарат, установлено, что это косметологический аппарат со встроенным электродвигателем для нанесения перманентного макияжа, электромагнитное техническое средство.

На каждый использованный пигмент представлен сертификат соответствия, в котором в графе «продукция» стоит наименование пигмент для перманентного макияжа.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона № 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Пунктом 46 статьи 12 названного Закона установлено, что медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит обязательному лицензированию.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 №804н.

Номенклатура медицинских услуг представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.

Согласно п. 3 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 №804н, перечень медицинских услуг разделен на 2 класса: «А» и «В», построенных по иерархическому принципу.

В соответствии с п. 4.1 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 №804н, разделы класса «А» обозначают следующий тип услуги: 17- электромагнитное лечебное воздействие на органы и ткани.

В соответствии с п. 4.2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 №804н, класс раздела "А" (от 01 до 31) обозначают анатомо-функциональную область - 30 - иное.

Таким образом, услуга - перманентный татуаж является медицинской услугой и в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, являющейся приложением к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 №804н, имеет кодировку. Код данной услуги: А 17.30.001.

В соответствии с номенклатурой работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н, к простым медицинским услугам отнесен дермапигментация (перманентный татуаж), который имеет код 17.31.001 и отнесен к методам электромагнитного лечебного воздействия на органы и ткани.

Кроме того, номенклатура медицинских услуг включает следующие виды медицинских услуг: «АО 1.01.004 Сбор анамнеза и жалоб в косметологии», «А03.01.001 Осмотр кожи под увеличением (дерматоскопия)».

Таким образом, осуществление перманентного татуажа возможно только при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности.

Нанесение перманентного татуажа сопровождается нарушением целостности кожных покровов. Согласно объяснению работника ФИО5, оказывающей фактически услуги косметолога, а также представленным документам, указанная процедура сопровождается обезболиванием. Соответственно, выполнение этих процедур лицом, не допущенным к ним посредством процедуры лицензирования, создает угрозу жизни и здоровью людей, получающих косметологические услуги для личных нужд.

Согласно представленным объяснениям эстетиста ФИО5 ею во время процедуры косметического макияжа после предварительного обезболивания производится ввод пигмента под кожу специальным аппаратом с одноразовой иглой, предназначенной для нанесения перманентного татуажа.

Указанное свидетельствует о том, что в салоне красоты «Бигуди» осуществляется медицинская услуга «перманентный татуаж», которая не может предоставляться без специального разрешения - лицензии.

Целью введения Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении является обеспечение единой нормативной базы работ и услуг в здравоохранении на всей территории Российской Федерации. Указанный акт является специальным по отношению к иным классификаторам в сфере народного хозяйства.

В этой связи принимать во внимание квалификацию соответствующего вида услуг как бытовых не имеет оснований.

Установлено,    что    оказываемая    ИП ФИО2    услуга перманентный макияж    является    медицинской,    в    силу чего подлежит лицензированию.

В салоне красоты «Бигуди» также оказывается услуга «миостимуляция», «вакуумный массаж», прессотерапия.

В соответствии с Порядком оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология", утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 N 381н, медицинская помощь по профилю "косметология" включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (зарегистрирован в Минюсте РФ 24.01.2012 N 23010) массаж (массаж рук, волосистой части головы, ног, кожи, вакуумный массаж, общий массаж и др.), ультразвуковой пилинг, проведение депиляции отнесены к простым медицинским услугам и отнесены к медицинским услугам класса "А.

Согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 №804н, любое вакуумное воздействие является медицинской услугой и имеет код А 17.30.010, а воздействие электрическим полем ультравысокой частоты имеет код А 17.30.017.

Таким образом, при оказании услуг «вакуумный массаж» и «миостимуляция» включены в указанный перечень, и для их оказания необходимо получать лицензию.

Факт осуществления ИП ФИО2 предпринимательской деятельности по оказанию услуг подтверждается актом проверки от 15.12.2020, объяснениями ИП ФИО6, сотрудниками салона красоты «Бигуди», скриншотом прейскуранта цен в программе «Инстарграмм», фототаблицей, письменным согласием на проведение процедур, журналами записи, копиями чеков.

Таким образом, в действиях ИП ФИО2 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Совершение ИП ФИО2 административного правонарушения подтверждается материалами проверки.

Суд считает событие правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленным.

Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является виновность действия (бездействия) физического или юридического лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина индивидуального предпринимателя определяется как вина физического лица.

Пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушения» предусмотрено, что при решении вопроса в отношении юридических лиц об установлении вины требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у ИП ФИО2 имелась возможность для соблюдения установленного порядка получения лицензии на оказание соответствую­щих услуг, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, подтверждающих наличие объективных препятствий, помешавших исполнению вышеуказанных требований действующего законодательства РФ, не представлено.

Поскольку состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, административным органом установлен и доказан, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оснований для освобождения заинтересованного лица от административной ответственности  по признакам малозначительности судом не установлено.

При назначении наказания суд исходит из следующего.

Согласно частям 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение заинтересованного лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Конкретную меру ответственности, подлежащую применению, назначает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, в настоящем случае - суд, с учетом названных обстоятельств.

В силу статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании юридического лица, которое выносится в письменной форме (ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из приведенных выше положений следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Условия для получения хозяйствующими субъектами статуса субъекта малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (ст. 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ).

Выявленное в ходе проверки нарушение свидетельствуют об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также об отсутствии имущественного ущерба.

С учетом изложенного, поскольку ИП ФИО2 является субъектом малого и среднего предпринимательства, а также совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, впервые (доказательств иного суду не представлено), суд привлекает заинтересованное лицо к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное взыскание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

Привлечь Индивидуального предпринимателя Баранова Рудольфа Александровича (ИНН 663000002262, ОГРН 309663022500011,  адрес: 624200, Свердловская область, г. Лесной, ул. Победы, д. 26, кв. 31, дата рождения – 26.08.1970 г.р., дата и место регистрации – 13.08.2009 г., Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

    Судья                                                                    Н.Н. Присухина