АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
25 марта 2022 года Дело №А60-64228/2021
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2022 года
Полный текст решения изготовлен 25 марта 2022 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.Ю. Достовалова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.В. Раднаевой, рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью УЖК "Территория-Верхняя Салда" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными п. 1, 2 предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области № 29-24-29-306 от 09.09.2021
при участии в судебном заседании
от заявителя: ФИО1, доверенность от 30.12.2021.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Свердловской области.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
В адрес суда поступило заявление общества с ограниченной ответственностью УЖК "Территория-Верхняя Салда" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными п. 1, 2 предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области № 29-24-29-306 от 09.09.2021.
Определением суда от 14.12.2021 заявление принято судом к рассмотрению, назначено предварительное судебное заседание на 20.01.2022.
В предварительном судебном заседании суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, с учетом мнения присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству.
Определением суда от 27.01.2022 судебное заседание отложено на 24.02.2022.
22.02.2022 от заинтересованного лица поступил отзыв, согласно которому просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Определением суда от 24.02.2022 судебное заседание отложено на 18.03.2022.
В судебном заседании от заявителя поступили дополнительные пояснения.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания «Территория-Верхняя Салда» (далее по тексту - ООО УЖК «Территория-Верхняя Салда») в период с 06.09.2021 по 09.09.2021 проведена внеплановая документарная проверка Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее по тексту - Департамент) на предмет соблюдения обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме № 15 <...>.
По результатам проведенной проверки в отношении ООО УЖК «Территория-Верхняя Салда» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 29-24-29-306 от 09.09.2021 (далее - Предписание).
В соответствии с указанным Предписанием, ООО УЖК «Территория-Верхняя Салда» необходимо:
№ | Нарушение | Срок |
1 | Провести экспертизу несущей способности повреждённых перекрытий дома, выполнить ремонт кровли над подъездами № 1, 3, 4, устранить следы протечек в подъездах № 1, 4 | 15.11.2021 |
2 | Восстановить примыкание рулонного ковра к вертикальным конструкциям кровли | 15.11.2021 |
3 | На кровле убрать строительный мусор, образования биологического характера (растения) | 15.11.2021 |
4 | Очистить водоприемную воронку на кровле над подъездом № 1 от поросли | 15.11.2021 |
5 | Очистить чердачное помещение от мусора | 15.11.2021 |
6 | Козырьки очистить от растительности, провести ремонтные работы козырьков над входами подъездов в местах разрушений | 01.11.2021 |
7 | Восстановить двойное остекление лестничных клеток в подъезде № 4 | 01.11.2021 |
8 | Представить паспорт готовности жилищного фонда и его инженерного оборудования к отопительному периоду | 15.11.2021 |
9 | Представить акты проверки наличия тяги вентиляционных каналов помещений МКД | 15.11.2021 |
29.10.2021 ООО УЖК «Территория-Верхняя Салда» было направлено в адрес Департамента письмо (через систему ГИС ЖКХ) об исполнении пунктов 3-8 Предписания и снятии их с контроля как исполненные, а также о необходимости снять с контроля пункты 1-2, как не подлежащие исполнению.
15.11.2021 от Департамента поступило письмо о снятии с контроля пунктов 3-8, о продлении срока исполнения п. 9, а также об отказе в снятии с контроля пунктов 1-2 и продлении их до 15.07.2022.
Также в последующем п. 9 был снят с контроля в связи с исполнением (исх. № 24-09/170 от 09.11.2021, вх. № 29-24-01/46309 от 17.11.2021).
Не согласившись с вынесенными предписанием по пунктам 1, 2 ООО УЖК «Территория-Верхняя Салда» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, где просит признать незаконным и отменить пункты 1, 2 Предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований № 29-24-29-306 от 09.09.2021 г., вынесенное Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания «Территория-Верхняя Салда».
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
ООО УЖК «Территория-Верхняя Салда» осуществляет управление многоквартирным домом № 15 по ул. Верхняя в гор. Верхняя Салда (далее - МКД) с 03.03.2021 на основании решения о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области № 29-24-01/5485 от 02.03.2021 и протокола общего собрания собственников от 06.08.2021.
До 03.03.2021 управление МКД осуществляло МУП «Городское управление жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно п.п. 2.1.1, 2.1.4, 2.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением ФИО2 от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила), в год обязательно должны проводится два плановых осмотра: весенний, после окончания отопительного сезона, и осенний, накануне осенне-зимнего периода.
За период эксплуатации данного объекта ООО «УЖК Территория-Верхняя Салда» выполнило все необходимые мероприятия:
-проводило плановый осмотр;
-проводило локальные ремонты кровельного покрытия по результатам осмотра. Данные действия не привели к положительному результату, так как выявленные дефекты составляют более 50 % и требуют проведения капитального ремонта (п. 2.1.6, прим. 1 к таблице 2.3. разд. 2 «Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов», изданных 15.02.2013 Фондом содействия реформированию ЖКХ).
ООО УЖК «Территория-Верхняя Салда» обратилось к специалисту для проведения экспертного заключения, объектом которого являлся МКД расположенный по адресу <...>.
По результатам исследований составлено экспертное заключение № 150/2 о техническом состоянии многоквартирного дома. Данное заключение представлено в Приложении.
При проведении экспертизы кровли указанного МКД было выявлено:
-разрушение верхнего и местами нижних слоев покрытия;
-вздутия, требующие замены;
- ржавление и разрушение водоприемных устройств и металлических накрывок на парапетах;
- протечки кровли местами.
Согласно данными экспертизы, физический износ кровли составляет 70%.
Следовательно, при проведении ремонта кровли частями(локально) будут заменяться части покрытия, при этом поврежденные части покрытиятак и останутся в ненадлежащем состоянии, что приведет в дальнейшем к попаданию воды через поврежденную часть на восстановленную часть покрытия.
Таким образом, текущий ремонт не является эффективной мерой по устранению причин возникновения течи воды с кровли.
Согласно ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ст. 2 Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 г. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение и (или) оказание предусмотренных Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
При капитальном ремонте конструкций и инженерных систем в составе общего имущества многоквартирного дома осуществляется замена не менее 50 % каждой конструкции и инженерной системы. Это указано в п. 2.1.6, прим. 1 к таблице 2.3 разд. 2 «Методических рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов», изданных 15.02.2013 Фондом содействия реформированию ЖКХ.
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).
Перечень работ, которые будут проведены в рамках капитального ремонта в конкретном многоквартирном доме, и их стоимость утверждают собственники помещений на общем собрании собственников (п. 1 ч.2 ст. 44, ч.1 ст. 189 ЖК РФ).
Управляющая организация выступает исполнителем таких решений и не вправе самостоятельно решать эти вопросы.
В соответствии со ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, п. 28, подп. «а» п. 30 Правил № 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения в том числе платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме (в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией). Кроме того, для собственников жилых помещений в составе платы за жилое помещение предусмотрены взносы на капитальный ремонт (п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
В ч. 1 ст. 166 ЖК РФ приведен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который включает в себя в том числе и ремонт крыши (п. 3 ч. 1 ст. 166 ЖК РФ).
Капитальный ремонт предполагает фактически полную замену вследствие нормального износа основных конструкций дома, дверей, окон, полов, ремонт центрального отопления, водопровода, канализации, ванного оборудования, мусоропровода, газооборудования, кухонных плит, электропроводки до ввода в квартиру и прочее.
В соответствии с п. 1.8 Правил № 170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, т.е. организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работ с нанимателями и арендаторами; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; санитарное содержание. Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания, в отличие от капитального, включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) отдельных элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей (раздел II Правил N 170, приложение 1 ВСН 58-88(р)).
Согласно п.п. 2.1.3 Правил № 170, обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении № 2 к Правилам № 170.
По смыслу приведенных норм, ликвидация протечек кровли при полной замене покрытия отнесена к капитальному ремонту.
ООО «УЖК Территория-Верхняя Салда» направлено письмо 29.09.2021 (исх. 24-09/152) главе Верхнесалдинского городского округа о включении указанного многоквартирного дома в краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Вместе с тем, за период эксплуатации данного объекта ООО УЖК Территория Верхняя Салда» выполнило все необходимые мероприятия: проводило плановый осмотр, проводило локальные ремонты кровельного покрытия по результатам осмотра (в соответствии с п. 2.1.1, 2.1.4, 2.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. № 170).
Данные действия не привели к положительному результату, так как выявленные дефекты составляют более 50 % и требуют проведения капитального ремонта (п. 2.1.6, прим. 1 к таблице 2.3. разд. 2 «Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов», изданных 15.02.2013 Фондом содействия реформированию ЖКХ).
В подтверждении данных обстоятельств заявителем представлено экспертное заключение № 150/2.
Следовательно, при проведении ремонта кровли частями (локально) будут заменяться части покрытия, при этом поврежденные части покрытия останутся в ненадлежащем состоянии, что приведет в дальнейшем к попаданию воды через поврежденную часть на восстановленную часть покрытия.
Таким образом, текущий ремонт не является эффективной мерой по устранению причин возникновения течи воды с кровли.
Управляющая организация предпринимала меры по изменению способа формирования фонда капитального ремонта, а именно было проведено общее собрание собственников (решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта не принято в связи с отсутствием кворума).
Кроме того, заявитель обращался в Департамент с ходатайством о снятии п. 1, 2 предписания с контроля как неисполнимые в рамках проведения текущего ремонта.
Однако, решением № 29-24-01/45570 от 15.11.2021 ДГСиЖН СО отказал заявителю о снятии данных пунктов с контроля, не указав нормативно-правовое обоснование своего решения.
Таким образом, исполнить предписание в установленный срок не представляется возможным.
Предписание выносится в случае выявления нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является определяющим признаком его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Предписание как ненормативный правовой акт, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Суд признает незаконным пункты 1 и 2 предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Территориального отдела контроля и надзора №2 от 09.09.2021 № 29-24-29-306 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
В силу ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с нормой части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Заявителем при подаче заявления в суд уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб. 00 коп. по платежному поручению № 6530 от 06.12.2021.
С учетом изложенного, с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежат взысканию денежные средства в сумме 3 000 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины.
Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными пункты 1 и 2 предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Территориального отдела контроля и надзора №2 от 09.09.2021 № 29-24-29-306 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
2. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью УЖК "Территория-Верхняя Салда" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья И.Ю. Достовалов