АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
18 февраля 2022 года Дело №А60-64487/2021
Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2022 года
Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В.Палкиной рассмотрел в судебном заседании дело № А60-64487/2021
по заявлению Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – департамент ГЖИСН)
к обществу с ограниченной ответственностью «Стройнефть» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – общество «Стройнефть»)
о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании принял участие представитель департамента ГЖИСН - ФИО1 (доверенность от 15.12.2021 № 29-05-07-111).
Представили общества «Стройнефть», извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Департамент ГЖИСН обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества «Стройнефть» к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением суда от 10.12.2021 предварительное судебное заседание назначено на 21.01.2022.
До начала судебного заседания со стороны общества «Стройнефть» в материалы дела поступил отзыв.
В ходе судебного заседания департаментом ГЖИСН приобщен к материалам дела оригинал протокола об административном правонарушении.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству.
Заинтересованное лицо возражает против перехода к рассмотрению спора по существу.
Определением суда от 28.01.2022 (резолютивная часть объявлена 21.01.2022) судебное разбирательство назначено на 28.01.2022.
В ходе судебного заседания со стороны заявителя поступило ходатайство об уточнении реквизитов для уплаты штрафа.
В отзыве заинтересованное лицо указывает на то, что не имело возможности исполнить указанное выше предписание в части п. 3.2. и п. 3.4., а именно: выполнения на лестничной клетке (пом. 134 в осях 3-4/Ж) между 1 и 2 этажами светового проема и установки для открывания окон на высоте 1,7м от уровня пола устройства для естественного проветривания коридоров в здании, соответственно, в связи с тем, что данные действия не предусмотрены проектом 53-ПР/2018-АР, прошедшим государственную экспертизу. Внесение изменений в проект является исключительно компетенций заказчика.Касательно п. 3.8, предписывающего устранение нарушения, выполнение огнезащиты кабелей, проложенных в подвале от трансформаторной подстанции до водно-распределительного устройства, заинтересованное лицо указывает на то, что ч. 3 ст.82 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает, что кабели от трансформаторных подстанций резервных источников питания до вводно-распределительных устройств должны прокладываться в раздельных огнестойких каналах или иметь огнезащиту. Согласно проекту, данные кабели проложены в отдельных каналах, а дополнительная огнезащита проектом не предусмотрена.
При таких обстоятельствах суд счел необходимым отложить судебное разбирательство в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для представления заинтересованным лицом проектной документации в обоснование приведенных в отзыве доводов (проект 53-ПР/2018-АР, доказательства, что данный проект прошел государственную экспертизу).
Определением суда от 04.02.2022 судебное разбирательство отложено на 15.02.2022.
В ходе судебного заседания заявителем приобщены к материалам дела фотография кабелей, листы положительного заключения экспертизы, листы проектной документации.
Рассмотрев заявление, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
в ходе проведения программной проверки объекта капитального строительства: «Спортивный футбольный центр ГАУ СО «Уральская футбольная академия»: здание спортивного футбольного центра (№ 1 по ПЗУ), здание гаража (№ 2 по ПЗУ), футбольное поле (№ 3 по ПЗУ), футбольное поле (№ 4 по ПЗУ), модульная ИТП и насосная станция (№ 10 по ПЗУ), наземный резервуар (№ 11 по ПЗУ), мачты освещения 1-8 (№№ 14.1-14.8 по ПЗУ)», расположенного по адресу: <...>, проведенной департаментом ГЖИСН в период с 20.09.2021 по 01.10.2021, установлено, что лицом, осуществляющим строительство, - обществом «Стройнефть» допущено осуществление строительства данного объекта капитального строительства с нарушением требований технических регламентов.
Результаты проведенной проверки отражены в акте проверки от 01.10.2021 № 29-17-28/530, 01.10.2021 обществу «Стройнефть» выдано предписание № 29-17-29/530, в котором указано о необходимости устранить выявленные нарушения в срок до 01.11.2021.
Департаментом ГЖИСН проведена проверка выполнения ранее выданного предписания, в результате которой установлено, что обществом «Стройнефть» в установленный срок - до 01.11.2021 требования предписания от 01.10.2021 № 29-17-29/530 не выполнены, а именно:
- не исполнен п. 3.1, предписывающий выполнение защиты кровли негорючими материалами на расстоянии не менее 2 м от края выбросного отверстия системы дымоудаления при его установке на высоте менее 2 м от кровли. При проведении визуального осмотра 09.11.2021 зафиксировано, что защита кровли негорючими материалами не проведена;
- не исполнен п. 3.2, предписывающий в лестничной клетке (пом. 134 в осях 3-4/Ж) между 1 и 2 этажом выполнить световой проем не менее 1.2 кв. м.;
- не исполнен п. 3.4, предписывающий для естественного проветривания коридоров в здании предусмотреть устройства для открывания окон на высоте 1.7 м от уровня пола;
- не исполнен п. 3.8, предписывающий выполнить огнезащиту кабелей, проложенных в подвале от трансформаторной подстанции до вводно-распределительного устройства.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 25.11.2021 № 29-14-30/74 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении общества «Стройнефть» к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 2, 6 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 8 указанной статьи).
Согласно п. 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена ч. 6 ст. 19.5 Кодекса.
Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерациилицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Судом установлено, что в соответствии с предписанием от 01.10.2021 № 29-17-29/530 заинтересованному лицу в срок до 01.11.2021 следует устранить нарушения, в том числе указанные в п. 3.1, 3.2, 3.4, 3.8 предписания.
В ходе проведения проверки установлено, что обществом «Стройнефть» в установленный срок - до 01.11.2021 требования указанных пунктов предписания от 01.10.2021 № 29-17-29/530 не выполнены, а именно:
- не исполнен п. 3.1, предписывающий выполнение защиты кровли негорючими материалами на расстоянии не менее 2 м от края выбросного отверстия системы дымоудаления при его установке на высоте менее 2 м от кровли. При проведении визуального осмотра 09.11.2021 зафиксировано, что защита кровли негорючими материалами не проведена;
- не исполнен п. 3.2, предписывающий устранить нарушение, в лестничной клетке (пом. 134 в осях 3-4/Ж) между 1 и 2 этажом выполнить световой проем не менее 1.2 кв. м.;
- не исполнен п. 3.4, предписывающий устранить нарушение, для естественного проветривания коридоров в здании предусмотреть устройства для открывания окон на высоте 1.7 м от уровня пола;
- не исполнен п. 3.8, предписывающий устранить нарушение, выполнить огнезащиту кабелей, проложенных в подвале от трансформаторной подстанции до вводно-распределительного устройства.
Таким образом, обществом «Стройнефть» не исполнено в установленный срок предписание от 01.10.2021 № 29-17-29/530.
Предписание от 01.10.2021 № 29-17-29/530 вынесено уполномоченным органом и является законным, поскольку факты нарушений при строительстве объекта требований нормативных документов установлены, надлежаще зафиксированы и по существу заинтересованным лицом не оспариваются. Поскольку предписание в установленном порядке не обжаловано, требования об устранении нарушений должны быть исполнены в установленный срок.
Событие административного нарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждено материалами дела.
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заинтересованного лица выразилась в том, что, имея возможность для соблюдения установленных правил и норм в сфере градостроительства, общество «Стройнефть» проигнорировало требования предписания административного органа, осуществляющего государственный строительный надзор, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства. Установленное нарушение свидетельствует о вине общества «Стройнефть» в совершении административного правонарушения.
Нарушений процедуры производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершении административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Следовательно, с учетом того, что в рассматриваемом случае срок исполнения предписания установлен до 01.11.2021 (рабочий день), то срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с 02.11.2021, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истекает 01.02.2021.
Таким образом, трехмесячный срок давности привлечения заинтересованного лица к административной ответственности истек.
В силу п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», учитывая, что сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении).
Вместе с тем установленный ст. 4.5 Кодекса трехмесячный срок давности привлечения лица к административной ответственности истек на момент вынесения настоящего решения, в связи с чем требование о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности не может быть удовлетворено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Стройнефть» к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья С.Е. Калашник